Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:50, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности налогов и их роли в формировании бюджета. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач.
1. изучить сущность и функции налогов;
2. провести анализ современной налоговой системы РФ;
3. рассмотреть основные изменения налогового законодательства.
4. постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования;
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.
Ни в одной сфере научных знаний невозможно назвать другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную совокупность отношений, какой является система налогообложения. Эта область всегда является областью острых разногласий между представителями власти - сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В связи с этим налоги всегда считались наихудшими из зол, которое может выпасть на долю человека. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых, недемократических государствах, правительства которых осуществляют траты, несоразмерные ВВП, значительная часть которых лишена общественно значимого характера.
Как справедливо отмечалось специалистами налогового права, вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания налогоплательщиков и налоговых органов. Многочисленные споры по поводу правомерности применения налоговых льгот связаны в основном с различным пониманием целей их установления, полномочий по их введению в действие и правил их использования.
В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе России, выделить ее основные противоречия. Объектом исследования служит система налогообложения РФ. Предмет исследования - перспективы современного развития налоговой системы РФ. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Целью данной работы является рассмотрение сущности налогов и их роли в формировании бюджета. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач.
1. изучить сущность и функции налогов;
2. провести анализ современной налоговой системы РФ;
3. рассмотреть основные изменения налогового законодательства.
4. постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования;
В качестве теоретической и методологической основы курсовой работы использовалась литература, посвященная теме о налогах и налогообложении, источники энциклопедического характера по вопросам экономики, электронные ресурсы сети Интернет.
Глава 1. Сущность и функции налогов
1.1. Общая характеристика налогов
Налоги являются одной из самых сложных для понимания экономических категорий, поэтому, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе приводится много определений налога, на современном этапе развития экономической мысли вопрос о дефиниции этого понятия, в полном объеме отражающей признаки, функции и роль налогов, остается актуальным и дискуссионным.
Налоги существовали со времен возникновения первых государств, однако теория налогов начала развиваться только с конца XV столетия, после перехода от натуральной системы хозяйства к денежной, открытия Америки и морского пути в Ост-Индию и общего расцвета внешней и внутренней торговли. С этого момента постоянно повышалась роль налога как инструмента государственного управления, что способствовало развитию взглядов на сущность налога, его понятие и функции.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, представляет собой налоговую систему.
Специфическое воздействие на потребление оказывают косвенные налоги, к которым традиционно относят акциз, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и налог с продаж.
Воздействуя на элементы налога, распределение поступлений от прямых и косвенных налогов, государство регулирует экономику.
Государство оказывает свое регулирующее воздействие на экономические процессы посредством создания правовой среды, определяющей условия функционирования хозяйствующих субъектов.
Важнейшим элементом этой среды выступают налоги.
Учитывая, что «налогообложение как социальный институт выражает отношения между личностью и государством по поводу перераспределения из сферы частного хозяйства в публичное материальных благ для целей финансирования деятельности государства», необходимо подробно остановится на определении понятия «налог».
С развитием производительных сил и сменой общественно-политических формаций государство прошло значительный эволюционный путь, и вместе с ним развивались и видоизменялись задачи, которые государство решало с помощью налогов. По этой причине на различных этапах исторического, политического и экономического развития общества в теории налогов и права существовали различные дефиниции налога.
Можно отметить, что каждый исторический период характеризуется «своим» определением понятия «налог», ученые-экономисты определяли налог и как платеж, и как взнос, и как сбор, и как плату, и как выплату, налоги наделялись разными признаками, функциями, ролью, что указывает на различия в понимании сущности налогов.
И в настоящее время вопрос определения понятия «налог» не утратил своей актуальности. Законодательно закрепленное на сегодняшний день определение налога представлено в части первой статьи 8 Налогового кодекса РФ: «под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и юридических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Необходимо заметить, что официальное определение налога достаточно емкое, в нем указаны признаки платежа, плательщики налога, форма существования налога, цели взимания налога.
Несмотря на это, оно подвергается обоснованной критике такими ведущими отечественными специалистами в области налогообложения, как Д.Г. Черник, В.Г. Пансков, С.Д. Шаталов и др. Основные замечания к определению налога - отсутствие в определении указаний на природу возникновения обязанности по уплате налога, недостаточно точное указание на цель взимания. Кроме того, под это определение налога подпадают штрафы. Критиками отмечается также, что положение о взимании налога в форме отчуждения собственности противоречит как п. 3 ст. 35 Конституции РФ, так и решениям Конституционного Суда РФ по этой проблеме.
Кроме того, по мнению некоторых специалистов, не следует в качестве признака налога выделять «индивидуальную безвозмездность». По их мнению, речь может идти только об «индивидуальной безэквивалентности или об общей безвозмездности при уплате налога, понимаемой как удовлетворение всеми членами общества потребностей, которые являются неделимыми, то есть объективно не могут быть результатом добровольных денежно-меновых отношений. При этом следует иметь в виду, что те или иные виды деятельности государства, осуществляемые за счет налогов, могут приносить и прямую выгоду отдельным категориям плательщиков (бесплатное образование, медицинская помощь и т.д.). Таким образом, налоги, являясь безэквивалентными платежами, имеют возмездный характер как в общественном, так и индивидуальном аспекте».
1.2. Функции и признаки налогов.
Налоги классифицируются по различным признакам: способу взимания, уровню управления, целевой направленности и так далее. Один из возможных вариантов классификации налогов приведен в табл. 1.
С точки зрения практики взимания налоги представляют собой сложную систему отношений, включающую в себя ряд взаимодействующих элементов, к которым относятся: субъект, предмет и объект налогообложения, масштаб налога, единица налогообложения, налоговая база, ставка налога, налоговые льготы и некоторые другие.
Наибольшее значение с позиций государственного регулирования экономики имеют такие элементы налога, как налоговая льгота, налоговая база и налоговая ставка.
Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.
Таблица 1
Классификация налогов
Кроме того, налоги являются важнейшим фактором ценообразования, определяющим объемы потребления и, тем самым, влияющим на все воспроизводственные процессы и конкурентоспособность товаров. Цена потребительских товаров определяется способами производства, ценами на ресурсы, необходимой разумной нормой прибыли и величиной налоговых ставок, так как и прямые, и косвенные налоги перелагаются в итоге на конечного потребителя, будучи включенными в полном объеме в цену товара. Таким образом, государство, изменяя ставки налогов, осуществляет регулирование экономики, влияя на объемы потребления.
Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается систематическим уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с имеющейся экономической конъюнктурой.
Помимо налоговой ставки одним из наиболее эффективных средств регулирования экономики являются налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.
Несмотря на то, что налоговые льготы стимулируют развитие определенных отраслей экономики, отдельных регионов, видов предпринимательской деятельности, применение льгот усложняет законодательство и, следовательно, контроль за деятельностью экономических субъектов, что неизбежно приводит к злоупотреблениям со стороны последних.
Применение льгот, оправданно только в отношении стратегически важных для страны отраслей экономики, например, таких как военно-промышленный комплекс, авиакосмическая промышленность, сельское хозяйство.
Наряду с налоговой ставкой и налоговыми льготами важную роль в государственном регулировании экономики играет налоговая база. От формирования налоговой базы зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.
Наибольший эффект при регулировании экономики достигается путем воздействия на такие элементы налога, как налоговая ставка и налоговая база.
Основной функцией налогов является фискальная функция. Фискальная функция означает формирование доходов посредством аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах средств для финансирования государственных программ, содержания госаппарата, армии, органов охраны правопорядка и других государственных институтов, хозяйственных нужд, поддержки внешней политики, обеспечения безопасности, платежей по государственному долгу.
Кроме фискальной, некоторые экономисты выделяют еще три функции налогов: социальную, регулирующую и контрольную.
Социальная функция реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. С помощью данной функции доходы перераспределяются между различными категориями населения. Примерами реализации социальной (распределительной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.
Регулирующая функция нацелена на решение посредством налоговых механизмов стратегических государственных задач. В частности, государство дотирует жизненно важные для него и общества, хотя и нерентабельные, сферы промышленности и сельского хозяйства, стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики и перелив в них капитала из менее приоритетных секторов. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру. Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения.