Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 10:46, курсовая работа
Первый этап – появление денег с выполнением их функций случайными
товарами; второй этап – закрепление за благородными металлами роли всеобщего
эквивалента (этот этап был, пожалуй, самым продолжительным); третий этап –
этап перехода к бумажным деньгам или кредитным деньгам; и последний,
четвертый этап – постепенное вытеснение наличных денег из обороты, вследствие
чего появились электронные виды платежей.
Вторая глава проводит систематизацию по выполняемым функциям денег, которые
раскрывают их сущность. Различают основные пять функций денег – мера
стоимости, средство обращения, накопления, платежей, мировые деньги.
В третьей главе приведена краткая история развития денежного обращения и
характерные черты современной денежной системы.
Введение.................................3
1. История происхождения денег.......................5
2. Сущность денег – их функции............. ........13
3. Развитие денежного обращения......................22
3.1 История мировых денежных систем...............22
3.2 Развитие денежного обращения в России.....................27
Заключение.................................39
Список использованной литературы..................40
Банком России был установлен порядок проведения операций по банковским счетам
клиентов. Списание денежных средств со счета осуществляется на основании
распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств,
находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях,
установленных законом (или предусмотренных договором между банком и
клиентом).
В соответствии со ст. 855 ГК РФ, а также поправкой к этой статье, принятой
Государственной думой 18 июля 1996 г., при наличии на счете денежных средств,
сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявляемых к
счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления
распоряжений клиента и других документов на списание (календарная
очередность).
Вместе с тем 23 декабря 1997 г. принято постановление Конституционного суда
РФ, в котором признано не соответствующим Конституции РФ положение абзаца
пятого п. 2 ст. 855
ГК РФ, в связи с чем при
на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание
денежных средств осуществляется в следующей очередности:
· в первую очередь осуществляется списание по исполнительным
документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со
счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и
здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
· во вторую очередь производится списание по исполнительным
документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для
расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по
трудовому договору, в том числе по контракту, выплате вознаграждений по
авторскому договору;
· в третью очередь в соответствии с постановлением Конституционного
Суда осуществляется бесспорное списание задолженности (недоимки и пени за
просрочку) по платежам в бюджет и внебюджетные фонды на основании
распоряжений (инкассовых поручений) налоговых органов, органов налоговой
полиции и органов внебюджетных фондов, наделенных правами налоговых органов
по бесспорному списанию задолженности;
· В четвертую очередь производится списание по исполнительным
документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
· В пятую очередь производится списание по другим платежным документам
в порядке календарной очередности, в том числе списание по платежным
документам клиента, предусматривающим перечисление платежей в бюджет и
внебюджетные фонды и перечисление или выдачу денежных средств на оплату труда
лиц, работающих по трудовому контракту.
Списание средств со счета по требованиям , относящимся к одной очереди,
производится в
порядке календарной
наступления сроков платежа).
При предоставлении
в кредитную организацию
перечислению средств (получению платы) в правой стороне в специально
отведенных графах клиента проставляется очередность платежей, в соответствии
с очередностью, установленной ГК РФ (ст. 855).
Третий принцип – принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных
расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве
банков в договорные отношения.
В положении о безналичных расчетах, принятом в 9 июля 1992 г., видна
тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции, так
как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит
плательщику. Данное обстоятельство соответствует рыночным отношениям в
экономике страны.
Все три принципа безналичных расчетов хотя и не четко, но прослеживаются в
Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г.
Правительство РФ разрешило Банке России широко использовать в целях
укрепления денежного обращения как экономические, так и административные меры
регулирования денежной массы.
Денежно-кредитная политика Банка России разрабатывается в соответствии с
целями макроэкономической политики на планируемый период, т.е. на предстоящий
год.
Исходя из конечных
целей денежно-кредитной
промежуточные цели. Это определенные ориентиры роста денежной массы,
рассчитанные с учетом динамики ВВП и возможного денежного предложения.
[9]
Для поддержания
покупательной способности
России в 1999-2000гг.уделял особое внимание:
·
росту организационных
производственные инвестиции;
· Созданию нового сегмента фондового рынка – рынка закладных и
облигаций, обеспеченных ипотекой;
· Активизация межбанковского кредитного рынка.
В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России постоянно
контролирует величину и структуру денежной массы в обращении. Для этого
используют специальные показатели, характеризующие процесс формирования
денежной массы. Прежде всего это денежная база причем различают денежные базы
в широком и узком смысле слова. Денежная масса в широком смысле слова
включает в себя:
· Наличные деньги в обращении, в том числе в кассах коммерческих банков;
· Средства в фонде обязательных резервов;
· Средства на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке
России.
Наиболее удельный вес в структуре этой денежной базы в России составляют
наличные деньги. К концу 2000г. на их долю приходилось 35,4%. Именно она
выбрана в 2000г. в качестве операционной цели денежно-кредитной политики
Российской Федерации.
Денежная база в узком смысле включает в себя только наличные деньги, в том
числе и в кассах коммерческих банков , и средства фонда обязательных резервов
в Банке России.
Процентная ставка центрального банка – один из важнейших инструментов
денежно-кредитного регулирования и используется для воздействия на рыночные
процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. Банк России может
устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам
операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки
Банка России – это минимальные ставки по которым он осуществляет свои
операции.
Поддержание Банком России процентных ставок на низком положительном уровне
стимулирует спрос на заемные средства со стороны реального сектора и ведет к
экономическому росту.
В настоящее время Банк России активно использует такой инструмент денежно-
кредитного регулирования, как обязательные резервы. Они выступают механизмом
регулирования общей ликвидности банковской системы, который используется для
контроля за денежными агрегатами посредством снижения денежного
мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения
кредитных возможностей
кредитных организаций и
уровне денежной массы в обращении. Банк России, устанавливая и изменяя
нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру
привлеченных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, влияет на их
кредитную политику.
В 1999-2000гг. Банк России продолжил работу по совершенствованию действующего
механизма обязательного резервирования и его нормативной базы. Подготовлены
новые редакции положений касающихся порядка обязательного резервирования
кредитных организаций в Банке России, которые упрощают и более подробно
разъясняют этот порядок.
Увеличение нормативов отчислений в обязательные резервы свидетельствует о
том, что в настоящее время инструментом денежно-кредитной политики является
кредитная рестрикация. В данной ситуации банки вынуждены сокращать активные
операции, что ведет к уменьшению денежной массы в обращении и в условиях
спада производства к сокращению инфляционных процессов в экономике.
Расширению спектра применяемых операций на открытом рынке должны
способствовать постепенное восстановление объема операций во всех секторах
финансового рынка, появление на рынке новых ликвидных инструментов, в том
числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов
РФ. В 1999-2000гг. из-за
последствий финансового
удалось широко использовать операции с ценными бумагами на открытом рынке:
интерес к краткосрочным заимствованиям был невысок из-за роста избыточной
ликвидности у кредитных организаций.
В отношении купли-продажи иностранной валюты на открытом рынке Банка России
проводит политику, направленную на предотвращение резких колебаний курса
национальной валюты, наращивание золотовалютных резервов, пытается остановить
увеличение денежной массы.
Рефинансирование коммерческих банков – важный инструмент денежно-кредитного
регулирования экономики.[10] В
1999-2000гг. коммерческие банки могли воспользоваться ломбардными кредитами,
кредитами «овернайт», внутридневными кредитами . Составной частью проводимой
Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с
кредитными организациями. Цель этих операций – изъятие излишней ликвидности
банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России
свободных денежных средств кредитных организаций.
Конкретные направления валютного регулирования как одного из основных
инструментов денежно-
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Законом РФ от 9
октября 1992 г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». С
сентября 1998 г. по
настоящее время для