Сущность и типы рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание

Рынок-это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

Содержание

Введение.
1.Сущность рынка…………………………………………………………………….
2.Типы и виды рынка…………………………………………………………………..
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО МАРКЕТИНГУ готовая!.doc

— 56.00 Кб (Скачать документ)


Содержание.

Введение.

1.Сущность рынка…………………………………………………………………….

2.Типы и виды рынка…………………………………………………………………..

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Рынок-это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается  экономической сферой. Как результат развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

 

Рынок – это центральная категория любого экономического механизма, основанная на обмене продукции общественного труда. Рынок – это сфера обмена товарами и услугами. 

С древних времен рынок определяется как место торговли продуктами и товарами (рыночная площадь).

Рынок – это не только место купли-продажи, но и система отношений между продавцом и покупателем (Производителем и потребителем). Полезность и значимость товара получается в процессе купли-продажи. Рынок информирует товаропроизводителя о состоянии дел и характере изменения работы. Считается, что рыночная экономика наиболее приспособлена для внедрения достижений научно-технического прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность рынка.

 

 

Рынок-это система экономических отношений, обеспечивающая эффективность функционирования народного хозяйства на основе заинтересованности товаропроизводителей в получении прибыли.

Рынок-это сфера производства с потреблением всех видов хозяйственной деятельности посредством купли-продажи товаров, капиталов, рабочей силы для технологий.

Рынок- это сфера товарного обеспечения, т.е. обмена денег на товары и товаром на деньги.

Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо или через своих посредников с тем, чтобы продать или купить товары и услуги. На свободном рынке процесс обмена, купли-продажи определяется, кому какие товары  следует производить , а так же что и как покупать.

Подходя к понятию рынка более детально, возможно отметить, что рынок состоит из ряда обязательных элементов (каждый из этих элементов характеризует какую-то одну сторону рынка ,в совокупности они описывают весь его комплекс):

*покупатель (люди, группы, организации) со своими потребностями ;

* наличие продавцов, желающих и  имеющих возможность продавать;

*покупательская сила (деньги)  ;

* желание (купить).

Рынок –это совокупность социально-экономических отношений  в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг.

Обязательным условием рынка является обмен товарами и услугами. Для того. Чтобы совершился обмен, необходимо соблюдение следующих условий :

 

*сторон, вступающих в обмен, должно быть как минимум две (продавец и покупатель);

*каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы заинтересовать другую;

*каждая сторона должна быть способна осуществить коммуникацию и доставку своего товара;

* каждая сторона должна быть свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны;

*каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Типы и виды рынка.

 

 

Рынок- центральная категория любого экономического механизма, основанная на обмене продукции общественного труда.

Различают следующие типы рынков:

1.Свободный рынок. Он характеризуется свободой  выбора товара при покупке, свободы выбора места и формы продажи, свободой ценообразования, свободой поведения субъекта рынка. Субъектами рынка выступают юридические лица (предприятия, фирмы, компании) ,физические лица (лица, имеющие собственность).

2.Стихийный рынок. Характеризуется неограниченной свободой его контрагентов.

3.Организованный рынок. Цивилизованный рынок, на котором поведение контрагентов ограничено рамками дозволенного. Формами организованного рынка выступает оптовая и розничная торговли, биржи, аукционы.

Организованный рынок характеризуется сочетанием рыночных и плановых элементов. Рынок и план-2 антипода. Первый предлагает распределение факторов производства и потребительских благ через механизм спроса и предложения, второй- через централизованное планирование из вышестоящего органа.

Различают четыре модели цивилизованного рынка:

1.рынок свободной конкуренции;

2.рынок чистой монополии;

3.рынок монополистической конкуренции;

4.рынок олигополии.

 

Рынок- это сфера обмена, где действует совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей. Можно выделить следующие виды рынков:

1.Прежде всего рынки делятся по содержанию в зависимости от того, какой товар находится в общении на рынке. Поэтому выделяют:

А) рынок товаров;

Б)рынок услуг;

В)рынок рабочей силы;

Г)рынок ноу-хау (новых технологий)

Д)рынок ценных бумаг;

Е)сырьевой рынок.

 

2.В зависимости от того, как соотносятся спрос и предложение ,рынки делятся на две разновидности:

а)для рынка потребителя характерно то, что предложение превышает спрос. В силу этого на таком рынке покупатель представляет собой силу: он имеет возможность выбирать из разных товаров то, что в наибольшей степени  соответствует его потребностям, и тем самым отказывается от других товаров. На таком рынке производитель заинтересован в том, чтобы потребитель покупал именно его товар.

б) на рынке производителя наблюдается обратное соотношение: спрос превышает предложение. По этой причине потребитель будет покупать не зависимо от того, устраивает ли его в полной мере цена, качество и другие свойства его товара. Для производителя это более выгодно, он не должен стремится к тому, чтобы его товар был конкурентоспособным. Потребители все равно будут покупать товар.

 

3.По масштабам деятельности рынки подразделяются на региональные, внутренние (национальные), внешние (международные). Международные рынки в свою очередь, на основании политико-экономических нередко делят на рынок развитых стран и рынки развивающихся стран.

 

4.В зависимости от того, кто является потребителем, рынки делятся на потребительские и рынки предприятий. Для потребительского рынка характерно то, что на нем действуют отдельные лица или домашние хозяйства, которые закупают товары для личного использования. При этом важно, что товары приобретаются не для коммерческого использования. Такие рынки характеризуются высокой гибкостью спроса и большим количеством партнеров.

Рынок предприятий –это рынок, на котором приобретаются товары для коммерческого использования. Для таких рынков характерна меньшая гибкость спроса, высокая компетентность покупателей при выборе товаров, относительно небольшое количество участников.

На основании того, какие товары приобретаются на рынке предприятий, выделяют:

А)рынок товаров промышленного назначения, к которым относятся сырье, материалы, комплектующие, оборудование – все, это используется в производстве других товаров;

Б)рынок промежуточных продавцов, которые покупают товары для перепродажи с целью извлечения прибыли;

В)рынок правительственных учреждений, как уровня страны, так и местного  уровня, которые приобретают товары для того, чтобы осуществлять свои властные функции.

 

5.Различают также открытые и закрытые рынки. Открытые рынки- это рынки в обычном смысле слова, на которых действует неограниченное число покупателей и продавцов, не связанных друг с другом никакими некоммерческими отношениями. У  участников рынков этого типа имеется множество возможностей найти более выгодных и удобных партнеров.

Закрытые рынки- это рынки, участники которых связаны некоммерческими отношениями. Закрытые рынки обычно складываются между государственными учреждениями и предприятиями, а также между филиалами одного предприятия или  в рамках объединений предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость) , с другой порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее  развитие их субъектов. Поэтому программа экономических реформ должна учитывать эти моменты  и отражать определенную логику и следующие элитные задачи формирования рыночной экономики:

 

1.разгосударствление экономики, приватизация, развития предпринимательства, поиск и использование резервов и возможностей;

2.формирование рынка и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов развития предпринимательства ;

3.постепенное ограничение государственного контроля над ценами, переход к свободному ценообразованию;

4.осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении;

5.создание сильной системы социальных гарантий и поддержки населения, облегчающей людям адаптацию к условиям рыночной экономики.

Таким образом, экономические реформы должны быть «настроены» на человека, на удовлетворения его потребностей, развития его личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.Акулич И.Л., Основы маркетинга.- Мн.:Высшая школа, 1999.

2.Котлер.Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб: Питер, 1998.

3.Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс,1998.

4.Козырев В.М. Основы современной экономики:учебник для вузов. – 2-е издание перераб. И дополненное.М.,2000 г.

5.www.glossary.ru



Информация о работе Сущность и типы рынка