Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубление знаний в области денежного обращения, необходимости, сущности и функций денег, развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов.
Основной темой настоящей работы являются товарно-денежные отношения, которые включают рассмотрение вопросов «Сущность и функции денег».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………
ГЛАВА I. Сущность и необходимость денег……………
ГЛАВА II. Функции денег…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….
Список используемой литературы………………
Министерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию
Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»
кафедра “Банковское дело”
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Деньги, кредит, банки”.
На тему: «Сущность, необходимость и функции денег».
г. Ростов-на-Дону
2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………
ГЛАВА I. Сущность и необходимость денег……………
ГЛАВА II. Функции денег…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….
Список используемой литературы………………
ВВЕДЕНИЕ
Целью курсовой работы является углубление знаний в области денежного обращения, необходимости, сущности и функций денег, развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов.
Основной темой настоящей работы являются товарно-денежные отношения, которые включают рассмотрение вопросов «Сущность и функции денег».
Деньги являются важнейшим атрибутом экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежной системы, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для понимания особенностей функционирования всей финансовой системы.
К древнейшим видам денег относятся товары, которые использовались повседневно, а при обмене служили всеобщим эквивалентом: продовольственные (скот, соль, чай, зерно, рис и др.), меховые (шкуры пушных зверей), орудие труда (мотыги, топоры, ножи, лопаты), украшения (кольца, браслеты, цепочки). Постепенно роль денег перешла к металлам, сначала в форме слитков разной формы, а с VII в. до н.э. – в форме чеканных монет. До капитализма роль денег выполняли медь, бронза, серебро, а в некоторых странах (в Ассирии и Египте) еще в древности (за два тысячелетия до н.э.) – золото. С развитием товарного производства золото и серебро стали денежными товарами.
Нам более привычны бумажные деньги. Впервые они появились в Китае в 812 г. Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 г. В России бумажные деньги (ассигнации) впервые были введены при Екатерине II (1769 г.).
В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека, все устремления людей в экономической сфере направлены на получение как можно большего их количества, при этом мы получаем от их использования удовлетворение, обменивая на другие блага, отдавая их.
ГЛАВА I . СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕНЕГ.
Деньги - особый товар, стихийно выделившийся из товарного вида, служит всеобщим эквивалентом и представляет собой по определению К. Маркса «кристаллизацию меновой стоимости».
Свойства денежного товара: потребительная стоимость эквивалента удваивается - кроме конкретной, они имеют и всеобщую потребительную стоимость, то есть человек с помощью денег может удовлетворить любую потребность; стоимость денег имеет внешнюю форму проявления еще до обмена на рынке – деньги всегда можно обменять на любой товар, а стоимость других товаров скрыта до момента обмена; деньги обладают самостоятельной формой меновой стоимости.
Деньги – особый общественно – признанный товар, служащий всеобщим эквивалентом, в отличие от всех других товаров – это всеобщее и непосредственное воплощение стоимости.
Как и в других товарах, в деньгах заключен абстрактный и конкретный труд. Каждый товар является продуктом конкретного труда (труда в определенной форме) и абстрактного труда (затраты труда вообще в любой конкретной деятельности). Абстрактный труд содержится в товарах скрыто и проявляется только тогда, когда товары приравниваются к деньгам.
То есть, в отличии от других товаров, деньги выступают как всеобщее и непосредственное воплощение абстрактного труда. Производитель не сможет продать не нужные обществу вещи и превратить их в деньги, его частный труд не получит общественного признания. Продажа товара за деньги означает для частного производителя общественное признание его труда.
Таким образом, противоречие между конкретным и абстрактным трудом также разрешается через обмен товаров и через закон стоимости. Основное требование этого закона – производство и обмен товаров должны совершаться на основе общественно- необходимых затрат труда. При этом нужно учитывать социально – экономическую неоднородность труда, различия между умственным и физическим трудом, квалифицированным и неквалифицированным.
Измерение и сопоставление затрат труда и его результатов без учета этих различий привело бы к уравниванию в оплате труда, что противоречит законам общества. Поэтому так важно учитывать затраты труда только в единицах рабочего времени, но и в стоимостном выражении, при помощи денег
С появлением денег товарный мир распался на две части – с одной стороны все товары, а с другой – один товар, деньги. Потребительная стоимость сосредоточена на стороне товаров, а стоимость этих товаров – на стороне денег.
Особенностями эквивалента является то, что потребительная стоимость выражает свою противоположность – стоимость другого товара. Конкретный труд выражает свою противоположность – абстрактный труд. Частный труд выражает свою противоположность – непосредственно общественный труд.
Свойствами денежного товара является: не просто потребительная стоимость, а всеобщая потребительная стоимость; стоимость проявляется до обмена, в отличие от других товаров; самостоятельная форма меновой стоимости всех других товаров.
Сущность денег проявляется во всеобщей непосредственной обмениваемости, в кристаллизации меновой стоимости и в материализации всеобщего рабочего времени. Это глубинное отражение общественных производственных отношений.
Сущность денег состоит в том, что деньги выполняют роль всеобщего эквивалента то есть, обладают способностью обмениваться на другие товары.
Велика роль денег в условиях рыночной экономики. При помощи денег осуществляется учет денег всех затрат и результатов деятельности предприятия. Сопоставляя произведенные затраты и результаты полученные от этого, можно судить о работе предприятия, оценивать его итоги, перспективы его деятельности, осуществлять руководство и контроль за его работой.
Деньги занимают особое место в экономике, являются необходимым элементом рынка, правильная организация и регулирование которого со стороны государства без денег невозможно.
Деньгам принадлежит ведущая роль: деньги выступают в качестве связующего звена между товаропроизводителями; деньги приобретают качественно- новую роль, становятся капиталом; деньги обслуживают процесс обмена между странами; с помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет.
ГЛАВА II. Функции денег.
1.Функция денег как мера стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость других товаров. Особенности функции: ее выполняют полноценные деньги- чтобы измерить стоимость товара, деньги сами должны обладать стоимостью. Именно общественно необходимый труд делает товары соизмеримыми, а не сами деньги. Эту функцию выполняют идеальные. Мысленно представляемые деньги. При денежном выражении стоимости товар до обмена мысленно приравнивается к деньгам и при этом наличные деньги не обязательны.
По определению К.Маркса «цена - есть денежное название осуществленного в товаре труда».
В основе цен лежит закон стоимости. Цена товара формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения она зависит от стоимости товара и от стоимости денег. При функционировании действительных денег цена прямо пропорциональна стоимости товара и обратно пропорциональна стоимости денег.
Стоимость снижается при росте производительности общественного труда- благодаря «промышленным» революциям произошло и удешевление производства золота. Если в начале развития капитализма цены колебались вокруг рыночной стоимости, то с его развитием сформировались устойчивые отклонения от стоимости так как идет постоянный межотраслевой перелив капиталов и формирование средней нормы прибыли.
При золотом стандарте цены зависели от стоимости товара ,так как стоимость золота была относительно постоянной. При бумажно-кредитном обращении действуют знаки стоимости, не обладающие собственной стоимостью и не имеющие возможность точно отражать ценность других товаров.
В самом характере этой функции денег заложена возможность нарушения эквивалентности между деньгами и товарами. Эта функция денег представляет товарному миру стоимостной эталон. Первоначально золото противостояло другим товарам, как «простой товарный эквивалент», при развитии товарного производства данная функция реализуется на основе масштаба цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране за денежную единицу и служащее для измерения цен других товаров.
Первоначально весовое содержание совпадало с масштабом цен, но в дальнейшем происходит их обновление, масштаб цен складывается стихийно, золото утратило функции денег в том числе как меры стоимости.
Кредитные деньги модифицируют эту функцию денег- деньги обслуживают не просто обмен товаров, а обмен товаров промышленного, товарного, финансового капитала, и выступают как денежный капитал. В этих условиях товарный капитал, созданный на предприятии. Получает общественное признание не в сфере обмена путем приравнивания к деньгам, а непосредственно в самом производстве до момента реализации.
Говоря о функциях денег можно выделить: измерительная, соизмерительная, социальная, регулирующая, распределительная, стимулирующая, внешнеэкономическая. Выделяют следующие виды цен: по сферам торговли оптовые - другому предприятию или посредникам. Оптовая цена изготовителя = сумма себестоимости + прибыль + НДС. Оптовая цена посредника = оптовая цена закупки + снабженческо-бытовая надбавка (издержки и прибыль посредника). Розничные - цены для населения. Цена закупки +торговая надбавка (издержки и прибыль торговой организации).
Закупочные- государство приобретает товары у предприятий и населения для армии, Крайнего Севера, государственного резерва. Тарифы и расценки на коммунальные. Бытовые услуги, радио, телефон, телевидение.
По способу регулирования различают цены: жестко фиксированные (твердые, назначаемые) – государство закрепляет законодательно. Затратный принцип расчета (сумма затрат на производство и обращение единицы продукции + нормативная прибыль или «-» государственная ценовая дотация). Регулируемые- косвенное воздействие государства на спрос и предложение через установление а) верхнего или нижнего предела (товарный дефицит); б) предельного уровня рентабельности для предприятий-монополистов. Договорные- особый раздел контракта (диапазон цен и их изменений ). Свободные (рыночные)- либерализация, переход от жестких цен, отсутствие государственного вмешательства.
Цена является важнейшим критерием принятия потребительских решений и традиционным элементом конкурентной среды.
Исходя из экономической политики государства, можно сформулировать основные цели государственного регулирования цен: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий- монополистов, содействие формированию конкурентной среды, создание социально-ориентированной системы ценового регулирования применительно к товарам и услугам первой необходимости.
Меры воздействия государства в вопросы ценообразования могут быть различными. Традиционно выделяют две формы государственного вмешательства: прямое и косвенное.
Прямое (или административное) вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил, порядка ценообразования.