Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:55, реферат
Таким образом, можно выделить три стратегии проведения стадии получения знаний при разработке экспертных систем. На современном этапе разработки экспертных систем в нашей cтране стратегия извлечения знаний, по-видимому, является наиболее актуальной, поскольку промышленных систем приобретения и формирования знаний на отечественном рынке программных средств практически нет.
Извлечение знаний - то процедура взаимодействия эксперта с источником знаний, в результате которой становятся явными процесс рассуждений специалистов при принятии решения и структура их представлений о предметной области
Введение
Глава 1. Знание и приобретение знаний
1.1.Знания
1.2. Приобретение знаний
Глава 2. Технология извлечения знаний из таблиц данных
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет (ГОУ МГИУ) |
Кафедра финансов и кредита |
Р Е Ф Е Р А Т | ||
по дисциплине: «Финансовые экспертные системы» | ||
на тему «Технологии извлечения знаний. Уровни извлечения знаний» | ||
Группа |
8212 |
|
Студент |
_____________ (подпись) |
С.А. Шевель |
Оценка работы Дата |
_____________ (подпись) |
«___» ___________ |
Преподаватель, должность, ученая степень, звание |
_____________ (подпись) |
М.В. Харчевников |
Содержание:
Введение
Глава 1. Знание и приобретение знаний
1.1.Знания
1.2. Приобретение знаний
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Термин извлечение знаний касается непосредственного живого контакта инженера по знаниям и источника знаний. Авторы склонны использовать этот термин как более емкий и более точно выражающий смысл процедуры переноса компетентности эксперта через инженера по знаниям в базу знаний экспертной системы.
Термин формирование знаний традиционно закрепился за чрезвычайно перспективной и активно развивающейся областью инженерии знаний, которая занимается разработкой моделей, методов и алгоритмов анализа данных для получения знаний и обучения. Эта область включает индуктивные модели формирования гипотез на основе обучающих выборок, обучение по аналогии и другие методы.
Таким образом, можно выделить три стратегии проведения стадии получения знаний при разработке экспертных систем .
На современном этапе
Извлечение знаний - то процедура взаимодействия эксперта с источником знаний, в результате которой становятся явными процесс рассуждений специалистов при принятии решения и структура их представлений о предметной области
Глова 1. Знание и приобретение знаний
1.1.Знание
Под знанием понимается достаточно широкий спектр информации. В представлена следующая классификация типов знаний:
Базовые элементы знания (информация о свойствах объектов реального мира). Связаны с непосредственным восприятием, не требуют обсуждения и используются в том виде, в котором получены.
Утверждения и определения. Основаны на базовых элементах и заранее рассматриваются как достоверные.
Концепции – перегруппировки
или обобщения базовых
Отношения. Выражают как
элементарные свойства базовых элементов,
так и отношения между
Теоремы и правила перезаписи – частный случай продукционных правил (правил вида "если…, то…, иначе…") с вполне определенными свойствами. Теоремы не представляют пользы без экспертных правил их применения.
Алгоритмы решения. Необходимы для выполнения определенных задач. Во всех случаях они связаны со знанием особого типа, поскольку определяемая ими последовательность действий оказывается оформленной в строго определенном порядке, в отличие от других типов знаний, где элементы знания могут появляться и располагаться без связи друг с другом.
Стратегии и эвристика. Врожденные
или приобретенные правила
Метазнание. Присутствует на многих уровнях и представляет знание того, что известно, определяет значение коэффициента доверия к этому знанию, важность элементарной операции по отношению ко всему множеству знаний. Сюда же относятся вопросы организации разного типа знаний и указания, где, когда и как они могут быть использованы.
В настоящей работе первому
типу знаний будет соответствовать
информация об измеримых (или наблюдаемых)
свойствах объектов реального мира.
Именно эта информация сведена в
таблицу данных типа "объект-признак".
Остальным типам знаний соответствуют
ограничения на диапазоны значений,
которые могут принимать
Естественным является требование представления знаний в виде, допускающем "тиражирование" – возможность передачи знаний другим людям. Для первого типа знаний возможно получение как объективных (точно измеренных) значений свойств объектов реального мира, так и субъективных, персонализированных, чувственных оценок значений этих свойств. Для знаний последующих типов для возможности передачи вводятся требования объективизации, достоверности, непротиворечивости.
Информационные единицы (знания) обладают гибкой структурой. Для них выполняется "принцип матрешки" – рекурсивная вложенность одних информационных единиц в другие (это наблюдается и на примере вышеприведенной классификации из ).
Каждая информационная единица может быть включена в состав любой другой, и из каждой информационной единицы можно выделить некоторые составляющие ее единицы. Т.е. между отдельными информационными единицами возможно установление отношений типа "часть – целое", "род – вид" или "элемент – класс".
Для информационных единиц одного уровня иерархии семантика отношений может носить декларативный или процедурный характер : две или более информационных единицы могут быть связаны декларативными отношениями "одновременно", "причина – следствие" или "быть рядом", либо процедурными отношениями типа "аргумент – функция".
Можно различать отношения структуризации, процедурные отношения, каузальные отношения и семантические отношения. С помощью первых задаются иерархии информационных единиц, вторые несут процедурную информацию, позволяющую находить (вычислять) одни информационные единицы через другие, третьи задают причинно-следственные связи, четвертые соответствуют всем остальным отношениям.
1.2. Приобретение знаний
Приобретением знаний называется выявление знаний из источников и преобразование их в нужную форму (например, перенос в базу знаний экспертной системы). Источниками знаний могут быть книги, архивные документы, содержимое других баз знаний и т.п., т.е. некоторые объективизированные знания, переведенные в форму, которая делает их доступными для потребителя. Другим типом знаний являются экспертные знания, которые имеются у специалистов, но не зафиксированы во внешних по отношению к ним хранилищах. Экспертные знания являются субъективными. Еще одним видом субъективных знаний являются эмпирические знания, полученные путем наблюдения за окружающей средой. Ввод в базу знаний объективизированных знаний не представляет проблемы, выявление и ввод субъективных экспертных знаний достаточно трудны. Для извлечения и формализации экспертных знаний разработано множество стратегий интервьюирования эксперта и множество моделей представления знаний .
В когнитивной психологии изучаются формы репрезентации знаний, характерные для человека: представление класса понятий через его элементы; представление понятий класса с помощью базового прототипа, отражающего наиболее типичные свойства объектов класса; представление с помощью признаков. Форма репрезентации знаний определяет используемую методологию выявления знаний и модель представления знаний.
В настоящей работе исследуется извлечение знаний из таблиц данных при помощи математических или эмпирических методов обработки данных и моделирования. Фактически, в индустрии обработки данных существуют некоторые формальные схемы обработки данных и анализа результатов. Так, общая схема обработки данных методами математической статистики приведена в [9]:
Как при использовании традиционных статистических методов анализа данных, так и при использовании нейронных сетей приведенная схема действий остается без изменений. При этом пункты 5-7 детализируются в зависимости от целей и задач исследования и применяемых методов.
В докладе
рассмотрена технология извлечения
знаний из текстов на естественном
языке, приведена принципиальная блок-схема
системы, построенной по данной технологии,
а также описаны ключевые моменты,
позволяющие достигать
Принципиальные этапы технологического цикла, описанного в докладе, были реализованы и экспериментально проверены. Дальнейшее развитие технологии и создание прикладных систем заключается в развитии отдельных элементов, обучении системы, создании адаптаций и оптимизации по скорости обработки текстов.
Список используемой литературы
Информация о работе Технологии извлечения знаний. Уровни извлечения знаний