Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:52, курсовая работа
Целью является выявление основных экономических характеристик финансов Российской Федерации, а также определение основных направлений совершенствования финансовых отношений.
Учитывая сказанное, в задачи представленной работы входит:
- характеристика экономической сущности финансов;
- определение понятия “финансовые ресурсы”;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансов 5
1.1. Финансы как целостная экономическая категория. 5
1.2. Финансовые ресурсы 9
1.3. Роль финансов в экономике 11
Глава 2. Функции финансов 15
2.1. Распределительная функция 15
2.2. Контрольная функция 17
2.3. Другие функции 19
Глава 3. Финансовая политика в современных условиях 20
Заключение 30
Список литературы 32
Однако не все принципы и выводы науки находят свое применение на практике. Дело в том, что на финансовую политику в целом и на налоговую политику в частности оказывают сильное влияние интересы различных государственных, общественных групп, лобби; субъективные интересы руководителей государства.
Современная налоговая политика в России связана с проведением налоговой реформы, целью которой является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.
Налоговую реформу намечено проводить по следующим трем направлениям:
во-первых, совершенствование налогового законодательства;
во-вторых,
установление жесткого оперативного контроля
за
соблюдением налогового законодательства,
пресечение «теневых» экономических операций,
повышение ответственности граждан и
организаций за уклонение от налогов;
в-третьих, совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.
В ходе проведения налоговой реформы предусматривается проведение конкретных мероприятий, направленных на:
-
сокращение числа налогов и
сборов, отмену неэффективных
и оказывающих негативное влияние на экономическую
деятельность хозяйствующих субъектов
налогов, а также ряда
мелких региональных и местных целевых
сборов;
-
повышение значения налогов, связанных
с использованием
природных ресурсов;
-
переход к налогу на
-
введение системы
все виды негативного воздействия на окружающую
среду;
- расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;
-
унификация ставок налогов и
принципов налогообложения в
отношении инструментов финансового рынка
и рынка ценных бумаг и профессиональных
участников рынка; и т.д.
Реализация указанных мер должна позволить привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста; существенно повысить собираемость налогов.
«Налоговая политика в 2006–2007 годах и на среднесрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования».
Вот некоторые из обозначенных задач:
Существенное увеличение размера социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации. Целесообразно разрешить учитывать в сумме социального вычета и взносы граждан страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования.
Необходимо разработать критерии оценки эффективности работы сотрудников налоговых и таможенных органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов и таможенных платежей, а качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и таможенных платежей. При этом необходимо внедрить механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия их работы таким критериям»8.
Страховая политика. В нерыночной системе хозяйствования страхование играет вспомогательную роль. Осуществляется в основном государством, которое выделяет средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. В рыночной экономике страхование освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Страховая политика Российской Федерации направлена на разработку мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций, государства и предусматривает реализацию следующих основных задач:
-
формирование законодательной
-
развитие обязательного и
-
создание эффективного
-
стимулирование перевода
-
поэтапная интеграция
Валютная политика — совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений. Целью валютной политики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты.
По длительности решения задач различают текущую валютную политику и долговременную валютную политику.
Текущая валютная политика направлена на оперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов и т.д.
Долговременная валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению валютного механизма с помощью межгосударственных переговоров и соглашений, а также валютных реформ.
Валютная политика осуществляется главным образом в двух формах: учетной политики и девизной политики.
Учетная политика в сфере международных валютных отношений направлена на регулирование валютного курса изменением процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок привлекает капиталы из стран, где существуют более низкие процентные ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Напротив, понижение процентной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и понижению курса валюты данной страны.
Девизная политика направлена на регулирование валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении курса национальной валюты центральный банк страны обычно продает на валютном рынке крупные суммы иностранной валюты, что приводит к повышению курса национальной валюты в отношении иностранных валют и, наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса национальной валюты.
В Российской Федерации валютная политика направлена на обеспечение устойчивости рубля (валюты Российской Федерации) и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Действенным инструментом реализации валютной политики является валютный контроль.
Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основные направления валютного контроля следующие:
-
определение соответствия
действующему законодательству и наличия
необходимых для
них лицензий и разрешений;
-
проверка выполнения
-
проверка обоснованности
-
проверка полноты и
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения Отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий. Для того чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.
Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных платежей.
Политика в сфере государственного долга направлена на укрепление позиции Российской Федерации как заемщика, обеспечение гарантированного выхода на международные финансовые рынки на благоприятных условиях, снижение долговой нагрузки на бюджет; оптимизацию структуры долга, позитивное влияние на макроэкономику.
Для российской политики в сфере государственного долга наиболее значимыми являются следующие обстоятельства:
- высокий удельный вес внешнего долга в форме задолженности перед правительствами иностранных государств и между народными финансовыми организациями;
-
неравномерный характер
пиков платежей;
- достаточно высокая стоимость обслуживания государственного внешнего долга;
-
неконтролируемые риски
-
наличие неурегулированной
-
высокая стоимость так
-
значительные косвенные расходы
по займам международных
финансовых организаций;
-
использование отдельными
Российская Федерация имеет просроченную (неурегулированную) задолженность бывшего СССР перед Кувейтом, Оманом, Таиландом, Турцией, Южной Кореей, Грецией, Мальтой и неурегулированные взаимные финансовые требования в отношениях с Китаем и республиками бывшей СФРЮ.
США, Великобритания, Германия и Франция проявляют готовность решить проблему части долга бывшего СССР путем осуществления политизированных конверсионных схем погашения, включая в них элементы «помощи развитию», которые предполагают в качестве непременного условия предварительное выполнение должником согласованной программы действий и контроль со стороны кредитора за порядком использования долговых платежей в рамках конверсии. Такие государства, как Италия, Испания, Финляндия, Австрия и Португалия, весьма восприимчивы к предлагаемым российской стороной схемам обмена долга и готовы не обусловливать их реализацию политическими требованиями.
По «связанным» кредитам, привлекаемым от правительств иностранных государств исключительно для закупки товаров и услуг, Российская Федерация несет значительные косвенные расходы, вызванные нерыночным механизмом ценообразования на поставляемые инвестиционные и другие товары.