Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность региональных финансов и их роли в развитии регионов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «региональные финансы».
2) Показать взаимодействие региональных и местных финансов.
3) Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджетов субъектов РФ
Введение 3
Раздел I.Теоретические аспекты содержания территориальных финансов 5
1.1 Экономическая сущность, роль, состав и содержание территориальных финансов 5
1.2.Принципы формирования и функции территориальных финансов 8
1.3. Роль территориальных финансов в социально-экономическом развитии региона 10
2. Реформирование территориальных финансов и стратегии развития субъектов РФ 11
Выводы и предложения 20
Раздел II. Анализ рентабельности деятельности ОАО «Сбербанк» 22
2.1. Анализ структуры отчета о финансовом положении Сбербанка по МСФО 22
2.2.Консолидированный отчет о совокупных доходах Сбербанка 28
Выводы и предложения. 36
Список использованных источников и литературы 38
Существует еще несколько новаций, связанных с внедрением, например, казначейской системы исполнения бюджета, новых принципов осуществления бюджетных закупок и ряд более мелких инициатив, к которым можно отнести, к примеру, регламентацию процедур выдачи государственных и муниципальных гарантий, разработку и внедрение процедур работы с возникающей кредиторской задолженностью и т.д.
Переходя к общему выводу, на основании данного анализа, можно свидетельствовать о том, что новациям в сфере управления региональными и муниципальными финансами в условиях, когда во многом решения, принимаемые на том или ином уровне власти, носят недолгосрочный характер, вероятно не следует уделять специальное внимание. Однако недоучет таких моментов в свою очередь чреват невозможностью осуществления некоторых долгосрочных стратегических планов в связи с тем, что первые шаги при их реализации не будут подкреплены финансами и будут противоречить тем или иным процедурам.
Выводы и предложения
Таким образом, изучив выбранную тему, можно сделать следующие выводы:
Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.
К территориальным бюджетам относятся бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований, то есть городов и сельских районов.
Территориальные финансы выполняют следующие задачи.
1. Наличие самостоятельных источников доходов бюджета стимулирует более эффективное экономическое развитие территории.
2. Наличие самостоятельных направлений использования финансовых средств позволяет более эффективно решать местные социально-экономические задачи;
Основой территориальных финансов является региональный бюджет и бюджеты муниципальных образований региона. Другой частью территориальных финансов являются финансовые ресурсы предприятий, находящиеся в муниципальной собственности территорий. Еще одной частью являются финансовые ресурсы предприятий и организаций других форм собственности, направляемые на решение социально-экономических задач территории. Функционирование территориальных финансов регламентируются федеральным законодательством и законодательствами территорий. Доходы территорий формируются за счет своих источников и за счет перечислений из вышестоящих бюджетов. Эти перечисления называются регулирующими доходами. Кроме регулирующих доходов территориальные бюджеты могут пополняться за счет займов. Общий свод федерального и территориальных бюджетов с точки зрения планирования, отчетности и анализа образуют консолидированный бюджет страны.
Территориальные финансы позволяют осуществлять выравнивание уровней экономического и социального развития отдельных территорий, которые вследствие исторических, географических, военных и других условий отстали в экономическом и социальном развитии от других территориальных районов страны.
Раздел II.Анализ рентабельности деятельности ОАО «Сбербанк»
2.1. Анализ структуры отчета о финансовом положении Сбербанка по МСФО
Активы.
Активы Группы по МСФО увеличились в 2009 году на 5,5% и составили 7105,1 млрд. руб. Основной источник роста активов — увеличение портфеля инвестиционных ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи. Данный портфель вырос в 3 раза — до 848,7 млрд. руб. (включая ценные бумаги, заложенные по договорам РЕПО), (см. Приложение 4,5).
Основная статья отчета о финансовом положении - кредиты и авансы клиентам нетто - снизились на 4,2%. Снижение произошло за счет значительного роста резервов под обесценение кредитного портфеля в 2,9 раза — до 579,8 млрд. руб., в то время как кредитный портфель до вычета резервов вырос в 2009 году на 3,1%.
Увеличение обязательных резервов в Банке России более чем в 5 раз связано с изменением ставок обязательных резервов, устанавливаемых Банком России.
В 2009 году Группа провела переоценку зданий: чистая отрицательная переоценка составила 36,2 млрд. руб. и в совокупности с новыми приобретениями привела к снижению данной статьи отчета о финансовом положении на 0,6% — до 249,9 млрд. руб.
Прочие активы Группы в 2009 году выросли до 150,7 млрд. руб. (на 51,8% по сравнению с 2008 годом). Большую часть данной статьи отчета о финансовом положении составляют незавершенные расчеты по пластиковым картам (52,3 млрд. руб.), которые являются ликвидным безрисковым активом.
Таблица 1. Активы
Показатели | На 31 декабря 2009 | На 31 декабря 2008 | Темп прироста, % | ||
Сумма, млн. руб | % от суммы | Сумма, млн. руб | % от суммы | ||
Кредиты и авансы клиентам | 5443845 |
| 5280167 |
| 3,1 |
Резервы под обесценение кредитного портфеля | (579814) |
| (202285) |
| 186,6 |
Кредиты и авансы клиентам после вычета резерва под обесценение | 4864031 | 68,5 | 5077882 | 75,4 | (4,2) |
Ценные бумаги | 1064135 | 15,0 | 493678 | 7,3 | 115,6 |
Денежные средства и их экквиваленты | 725521 | 10,2 | 803749 | 11,9 | (9,7) |
Основные средства | 249881 | 3,5 | 251478 | 3,7 | (0,6) |
Обязательные резервы на счетах в Банке России | 40572 | 0,5 | 7643 | 0,1 | 430,8 |
Средства в других банках | 10219 | 0,1 | 2756 | 0,1 | 270,8 |
Прочие активы | 150707 | 2,1 | 99296 | 1,5 | 51,8 |
Итого активов | 7105066 | 100,0 | 6736482 | 100,0 | 5,5 |
Совокупный кредитный портфель Группы увеличился на 3,1% и составил 5443,8 млрд. руб.
Портфель кредитов корпоративным клиентам вырос на 6,1% и достиг 4266,3 млрд. руб. Рост портфеля произошел в основном за счет увеличения доли специализированных кредитов в портфеле Группы, основная часть которых представлена крупнейшими российскими компаниями телекоммуникационной, металлургической отраслей, пищевой промышленности и сельского хозяйства на долгосрочные инвестиционные цели.
Портфель кредитов физическим лицам снизился в 2009 году на 6,6% — до 1177,5 млрд. руб. Падение портфеля произошло вследствие снижения спроса на потребительские ссуды со стороны физических лиц, портфель которых в 2009 году уменьшился на 14,5% — до 564,4 млрд. руб. В портфеле кредитов физическим лицам рост наблюдался только по портфелю жилищного кредитования: он составил 3,0% за год.
Таблица 2. Кредиты клиентам
Показатели | На 31 декабря 2009 | На 31 декабря 2008 | Темп прироста, % | ||
Сумма, млн. руб | % от суммы | Сумма, млн. руб | % от суммы | ||
Коммерческое кредитование юридических лиц | 2206322 | 40,5 | 2135374 | 40,4 | 3,3 |
Специализированное кредитование юридических лиц | 2059984 | 37,8 | 1883931 | 35,7 | 9,3 |
Корпоративное кредитование | 4266306 | 78,3 | 4019305 | 76,1 | 6,1 |
Потребительские и прочие ссуды физическим лицам | 564364 | 10,4 | 659750 | 12,5 | (14,5) |
Жилищное кредитование физических лиц | 512787 | 9,4 | 497875 | 9,4 | 3,0 |
Автокредитование физических лиц | 100388 | 1,9 | 103237 | 2,0 | (2,8) |
Кредитование физических лиц | 1177539 | 21,7 | 1260862 | 23,9 | (6,6) |
Итого | 5443845 | 100,0 | 5280167 | 100,0 | 3,1 |
Портфель ценных бумаг Группы на 31 декабря 2009 года составил 1064,1 млрд. руб. (включая ценные бумаги, заложенные по договорам РЕПО), что на 570,5 млрд. руб. больше, чем годом ранее. На 96,2% портфель представлен долговыми инструментами.
Таблица 3. Портфель ценных бумаг
Показатели | На 31 декабря 2009 | На 31 декабря 2008 | ||
Сумма, млн. руб | % от суммы | Сумма, млн. руб | % от суммы | |
Долговые ценные бумаги | 1 023 183 | 96,2 | 480 690 | 97,4 |
Долевые ценные бумаги | 40 952 | 3,8 | 12 988 | 2,6 |
Итого ценных бумаг | 1 064 135 | 100,0 | 493 678 | 100,0 |
Доля государственных ценных бумаг (еврооблигации РФ и ОВГВЗ, облигации федерального займа, облигации Банка России) на отчетную дату сократилась с 65,8 до 62,5% от портфеля долговых ценных бумаг, несмотря на приобретение облигаций Банка России в IV квартале 2009 года на сумму 221,1 млрд. руб. Снижение доли государственных ценных бумаг связано с ростом доли корпоративных долговых бумаг с 18,1% в 2008 году до 26,4% в 2009 году.
С началом финансового кризиса и последовавшим за ним ухудшением экономической ситуации в России Группа внесла изменения в политику управления портфелями ценных бумаг. Группа сократила доли портфелей торговых ценных бумаг и ценных бумаг, изменение справедливой стоимости которых отражается через счета прибылей и убытков. Одновременно Группа активно наращивала портфель инвестиционных ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, как за счет высоконадежных долговых инструментов, позволяющих Группе иметь долгосрочный запас ликвидности (облигации федерального займа, облигации Банка России), так и за счет вложений в облигации корпоративных эмитентов.
Таблица 4. Структура портфеля торговых ценных бумаг
Показатели | На 31 декабря 2009 | На 31 декабря 2008 | ||
Сумма, млн. руб | % от суммы | Сумма, млн. руб | % от суммы | |
Инвестиционные ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи | 848 674 | 79,8 | 284 572 | 57,7 |
Ценные бумаги, изменение справедливой стоимости которых отражается через счета прибылей и убытков | 124 439 | 11,7 | 130 503 | 26,4 |
Торговые ценные бумаги | 91 022 | 8,6 | 78 603 | 15,9 |
Итого | 1 064 135 | 100,0 | 493 678 | 100,0 |
Информация о работе Территориальные финансы и их роль в социально-экономическом развитии регионов