Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 06:33, реферат
Конкурентоспособность страны, ее благосостояние зависят от сложных факторов, в числе которых состояние национальной системы подготовки персонала занимает первостепенное место.
В России наметилась органичная связь образования с наукой, что превращает его в мощную движущую силу экономического роста, содействует увеличению валового внутреннего продукта, положительно влияя на социальные процессы в обществе.
6.1. Типы и формы образовательных учреждений
Конкурентоспособность страны, ее благосостояние зависят от сложных факторов, в числе которых состояние национальной системы подготовки персонала занимает первостепенное место.
В России наметилась органичная связь образования с наукой, что превращает его в мощную движущую силу экономического роста, содействует увеличению валового внутреннего продукта, положительно влияя на социальные процессы в обществе.
Базовые принципы современной образовательной политики регламентированы в фз «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования РФ до 2025 г. Образовательная политика определена и в Федеральной программе развития образования на 2011—2015 годы, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011—2015 годы», в докладе Государственного совета РФ «Образовательная политика на современном этапе».
В фз «Об образовании» образование трактуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который предполагает констатацию гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверяемых соответствующим документом.
Граждане РФ вправе получать образование без ограничений, независимо от пола, расы национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Российское государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и профессионального начального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Права граждан на образование
реализуются посредством
преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных гос образовательных стандартов и требований;
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Неотъемлемым элементом российской системы образования является сеть образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (
3) учреждения начального
профессионального, среднего
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные)
для обучающихся,
7) учреждения для детей-сирот
и детей, оставшихся без
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Существенным элементом, раскрывающим содержание образования, служат образовательные программы конкретизирующие суть образования определенного уровня и направленности.
В Российской Федерации реализуются
следующие образовательные
1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств);
Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К основным общеобразовательным относятся программы: дошкольного; начального общего; основного общего; среднего (полного) общего образования.
2) профессиональные (основные и дополнительные);
Основные профессиональные
образовательные программы
К основным профессиональным относятся программы: начального; среднего профессионального образования, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств; высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); послевузовского профессионального образования.
3) профессиональной подготовки.
Образовательные программы с учетом потребностей и возможностей личности могут быть освоены образовательными учреждениями очной, заочно-очной (вечерней) и заочной форм. Усвоение программ возможно и в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Образовательные учреждения различаются по организационно-правовым формам. Они могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями общественных и религиозных организаций, объединений).
Государственный статус образовательного учреждения определяется уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ, регулируемых Типовыми положениями об образовательных учреждениях, утвержденными Правительством Российской Федерации. Негосударственные образовательные учреждения придерживаются Типовых положений лишь примерно.
В зависимости от характера деятельности, уровня и спектра реализуемых образовательных программ в Российской Федерации устанавливаются следующие типы высших учебных заведений: университет, академия, институт.
К образовательной деятельности
тесно примыкает
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением считается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях собственником является государство посредством федеральных, региональных и местных органов управления.
6.2. Особенности финансирования образовательных учреждений
Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.
В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) бюджетные средства в основном составляют около 80% общего объема финансирования. Недостаток бюджетного финансирования большинство стран покрывают за счет внебюджетных средств. Получение этих средств осуществляется по двум следующим направлениям:
1) введения частичной или полной оплаты расходов на образование, включая и образовательный кредит;
2) стимулирования частного сектора, формирующего усложненный вид элитарного образования.
Последовательное и широкое привлечение средств населения характерно для развития высшего образования. Этот процесс развивается по направлениям:
1) внедрения платного обучения;
2) введения платы за административные расходы;
3) расширения негосударственного сектора послешкольного образования;
4) выделения платных студенческих кредитов;
5) сокращения количества субсидий в форме грантов;
6) повышения удельного веса работающих студентов, способных самостоятельно оплачивать образовательные услуги.
Широкое распространение платное образование получило в США и Канаде. В ФРГ и странах Центральной Европы этот вопрос только обсуждается. В связи со слабой дифференциацией уровней заработной платы работников с общим средним образованием и выпускников вузов, а также эффективным действием системы студенческих кредитов (Швеция) страны Северной Европы — Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция — противостоят введению платного обучения.
В РФ ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения; осуществление федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.
В современных условиях происходит передача ответственности за финансирование профессионального образования с федерального на региональный и муниципальный уровни.
Рыночные преобразования
в России существенно расширили
возможности образовательных
Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме фз «Об образовании» можно выделить фз «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.
Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь, и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр платных образовательных услуг населению. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:
• предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;
• взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения либо выступать спонсорами.
В соответствии с фз «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.
Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования служит доход от сдачи в аренду свободных помещений.
Объем благотворительных средств заранее предусмотреть, спрогнозировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса. Отличительная особенность этого источника состоит в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.
К дополнительному источнику финансирования относятся и средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на осуществление программ международного сотрудничества.
На региональном уровне зачастую разрабатываются положения, в которых перечисляются виды платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями. В их состав могут входить следующие виды услуг.
Образовательные услуги:
• обучение студентов по дополнительным образовательным учебным программам сверх часов и сверх программы по указанной дисциплине;
• изучение специальных, не предусмотренных учебным планом предметов;
• услуги психологической службы и тьюторство (сверх услуг, финансируемых из бюджета);
• подготовительные курсы к школе;
• подготовительные курсы к поступлению в высшие учебные заведения;
• создание специальных учебных групп обучения детей с отклонениями в развитии.
Развивающие услуги:
• предметные кружки по интересам;
• создание различных студий, групп, школ по обучению музыке, танцам, живописи, народным промыслам и др.
Спортивно-оздоровительные мероприятия:
• организация секций и групп по укреплению здоровья детей.
Оказание дополнительных платных образовательных услуг возможно лишь при наличии в образовательном учреждении лицензии, программы с календарно-тематическим планированием занятий, утвержденных руководителем образовательного учреждения, согласованных с региональным научно-методическим центром, находящимся в ведении учредителя на право заниматься этим видом деятельности.