Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:02, курсовая работа
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.
Введение………………………………………………..1-2
Глава 1. Понятие монополии
1.1. Определение монополии и ее характерные черты…….3-4
1.2. Источники монополии и монопольная цена…………..4-10
1.3. Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение……10-11
1.4. Предельный доход монополиста……………………………………..11-12
Глава 2 .Формы и виды монополий
2.1. Формы монополий
2.1.1. Естественная монополия…………………………………………13-15
2.1.2. Административная монополия……………………………………15-16
2.1.3. Государственные монополии……………………………………..16
2.2. Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными
ресурсами, знаниями…………………………………………………………17
2.3.Экономическая монополия…………………………………………17-19
Глава 3.Типы монополий и антимонопольное регулирование в России……20-30
Заключение……………………………………………………………………………..31-32
Список использованной литературы………
Введение………………………………………………..1-
Глава 1. Понятие монополии
1.1. Определение монополии и ее характерные черты…….3-4
1.2. Источники монополии и монопольная цена…………..4-10
1.3. Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение……10-11
1.4. Предельный доход монополиста……………………………………..11-
Глава 2 .Формы и виды монополий
2.1. Формы монополий
2.1.1. Естественная монополия…………………………………………13-15
2.1.2. Административная монополия……………………………………15-16
2.1.3. Государственные монополии……………………………………..16
2.2. Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными
ресурсами, знаниями…………………………………………………………
2.3.Экономическая монополия…………………………………………17-19
Глава 3.Типы монополий и антимонопольное регулирование в России……20-30
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………………
Введение
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».
Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.
Необходимо
определиться, что же представляют
собой монополистические
положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.
Сначала хотелось бы отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.
Глава 1. Понятие монополии
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
При анализе
монополии важно учитывать
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.
1.2 Источники монополии и монопольная цена
Экономисты насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов.
1. Полный
(исключительный) контроль над вводимыми
важными факторами
Например, в течение многих лет фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенными патентами.
Также, подобное монопольное положение создалось в результате полного контроля фирмы «Де Бирс Даймонд Майнз» над большинством мировой добычи и поставок необработанных алмазов. В обоих случаях у конкурентов по существу не было возможности проникнуть в эту область деятельности.
Однако, осуществление исключительного контроля над ключевыми вводимыми факторами производства, например, ресурсами, не гарантируют монополии постоянной власти. Например, предпочтение, отдаваемое настоящим алмазам, основано, главным образом, на том историческом факте, что добытые в копях алмазы действительно когда-то превосходили по качеству синтетические алмазы. Но, принимая во внимание то, что, в конце концов, синтетические алмазы стало невозможно отличить от настоящих, вскоре не будет никаких оснований для такого предпочтения. В результате фирма «Де Бирс Даймонд Майнз», контролирующая добычу и поставки на рынок настоящих алмазов, перестанет быть монополией, пользующейся неограниченной властью. Для производства существую1щих видов изделий непрерывно разрабатываются все новые способы, и исключительность вводимых факторов производства, которая генерирует сегодняшнюю монополию, завтра может оказаться устаревшей.
2. Экономия,
обусловленная ростом масштаба
производства (проявляющаяся в снижении
долгосрочных средних издержек
производства на единицу
Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах на вводимые ресурсы) представляет собой нисходящую покатую прямую, то самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы.
Рынок,
который обслуживается с
Но
падение кривой долгосрочных средних
издержек возможно даже при отсутствии
экономии, обусловленной ростом масштаба
производства. Это может случиться,
например, если цена на основные вводимые
ресурсы значительно падает, а
выпуск промышленной продукции расширяется.
Отметим, однако, с осторожностью, что
этот случай не принадлежит к числу
тех, которые способствуют становлению
естественной монополии. Цены на вводимые
ресурсы в рассматриваемом
Строго говоря, не наклон кривой долгосрочных средних издержек определяет, имеем ли мы дело с естественной монополией, а эффект масштаба, то есть экономия, обусловленная ростом масштаба производства. При фиксированных ценах на вводимые ресурсы, конечно, всегда справедливо соотношение один к одному между эффектом масштаба и наклоном кривой долгосрочных средних издержек. Но когда цены на вводимые ресурсы изменяются с изменением уровня выпуска продукции в отраслевом масштабе, такое производство уже не является монополией.
3. Патенты.
В
большинстве стран мира изобретения
защищены с помощью той или
иной патентной системы. Патент, вообще
говоря, обычно предоставляет право
исключительного получения
4. Государственные лицензии или привилегии
На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.
В подобных случаях государственная лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.
Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые четко регламентируют, что может гарантировать лицензия, и что - нет. Там, например, где однотипным ресторанам предоставляется государственная лицензия с исключительными правами, в лицензии часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по сравнению с назначенными им ценами в его нерегулируемых торговых точках. В других случаях государство просто устанавливает чрезвычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая покупателя лицензии устанавливать цены с надбавкой.
Иногда
государство само ограничивает приток
новых фирм в отрасль. Монополии
могут существовать в силу того,
что они покупают или им предоставляется
исключительное право на продажу
некоего блага. Так, по закону местная
электрическая компания может поставлять
вам электроэнергия. В некоторых
случаях правительство
В конечном счёте, наиболее ванным из четырех факторов, которые способствуют становлению монополии, является экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Производственные процессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный контроль над важными вводимыми факторами производства представляет собой лишь временный фактор, способствующий процветанию монополии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают первостепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая способствует становлению монополии в любом случае.
Хотя
правительство может
Информация о работе Типы монополий и антимонопольное регулирование в России