Управление ценными бумагами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание

Рыночная экономика немыслима без существования такого ее сектора, как рынок ценных бумаг. И он в России зародился и развивается. Хотя первый период его становления многие из россиян вспоминают с нервным содроганием. Именно в ту пору как грибы после теплого дождя стали появляться всевозможные, по типу печально известного МММ, финансовые компании.

Работа состоит из  1 файл

В в е д е н и е.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)

В в е д е н  и е.

       Рыночная  экономика немыслима без существования  такого ее сектора, как рынок ценных бумаг. И он в России зародился  и развивается. Хотя первый период его  становления многие из россиян вспоминают с нервным содроганием. Именно в  ту пору как грибы после теплого дождя стали появляться всевозможные, по типу печально известного МММ, финансовые компании. Агрессивно-наступательная реклама во всех средствах массовой информации, обещавшая людям невиданные доходы, сделала свое дело. Народ не устоял. Деньги в руки мошенников потекли рекой. Поднакопив капитал, строители «финансовых пирамид» в большинстве своем благополучно исчезли, в том числе и из поля зрения правоохранительных органов.

       Почему  такое было возможно? Среди многих причин главная - не существовало правовой базы. Отсутствовали законы, которые бы регулировали фондовый рынок. И вот только теперь они начали появляться.

         Первый из них увидел свет  в декабре 1996 года, - Это Закон  об акционерных обществах. Вторым  стал Закон «О рынке ценных  бумаг». Этот правовой акт становиться своеобразным стержнем, который определяет стратегию развития фондового рынка. С вступлением его в силу появилось четкое разграничение полномочий всех органов власти, которые до этого времени так или иначе контролировали данный рынок. А их было около десятка. Это Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Центробанк, Минфин, Госкомимущество, Российский фонд федерального имущества и другие. Теперь каждому из них отводится свое место. Главенствующее положение занимает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Она контролирует деятельность профессиональных участников фондового рынка, сюда поступать информация по эмитентам. Заметим, что статус комиссии довольно высок и возглавляет ее руководитель в ранге федерального министра.

       Разработчики  правового акта самое пристальное  внимание уделили трем главным направлениям, которые лежат в его основе: эмиссионные ценные бумаги, профессиональные участники и регулирование фондового  рынка. Немаловажное значение имеет  раздел  об информационном обеспечении рынка ценных бумаг.

       Чтобы убедиться в тщательной подготовке Закона, возьмем, например, раздел, где  идет речь о профессиональных участниках рынка. Это брокеры, дилеры, депозитарии, регистраторы, организаторы торговли. Каждый из них занимался своей деятельностью, которая регулировалась самыми различными нормативными актами. Теперь же  Закон четко регламентирует, кто чем может заниматься, а что делать воспрещается.

       Он  также дает возможность теперь не только регулировать выпуск, но и отсекать от рынка ценные бумаги, выпускающиеся в духе МММ. Все выпускаемые ценные бумаги  должны отвечать определенным требованиям. Прежде всего необходимо зарегистрировать эмиссию. Раскрыть информацию о выпуске, в которой, в частности, показать данные о финансово-хозяйственной деятельности эмитента, бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков на конец отчетного квартала.

       Еще одна любопытная деталь: Закон проходил последние стадии своего утверждения, а на его базе были приняты Правительством Р.Ф., Центробанком России некоторые нормативные акты. Другими словами говоря, сегодня существует механизм реализации закона на практике. 
 
 
 

1. Ценные бумаги. Виды  ценных бумаг.

 

           Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением  установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

       С передачей ценной бумаги переходят  все удостоверяемые ею права в  совокупности.

       В случаях предусмотренных законом  или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

       К ценным бумагам относятся: государственная  облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.1 

       Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

       закрепляет  совокупность имущественных и неимущественных  прав, подлежащих удостоверению, уступке  и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;

       размещается выпусками;

       имеет равные объем и сроки осуществления  прав внутри одного выпуска вне зависимости  от времени приобретения ценной бумаги. 

       Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде девидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Выпуск акций на предъявителя разрешается в определенном отношении к величине оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии с нормативом, установленным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

       Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.2

 
РЕГУЛЯТИВНАЯ  ИНФРАСТРУКТУРА ФОНДОВОГО  РЫНКА

 

     

 Регулятивная  инфраструктура рынка - система  регулирования рынка ценных бумаг,  включающая:    

- регулятивные  органы (государственные органы  и саморегулирующиеся организации);     

- регулятивные  функции и процедуры (законодательные,  регистрационные, лицензионные и надзорные);     

- законодательную  инфраструктуру рынка ценных  бумаг  (регулятивные нормы,  действующие на рынке ценных бумаг, которые на 90% состоят из законодательства по ценным бумагам);     

- этику  фондового  рынка  (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулирующимися организациями);    

- традиции  и обычаи.    

 Регулятивная  инфраструктура является одной  из обеспечивающих систем рынка ценных бумаг.   

 Существуют  следующие модели регулятивной  инфраструктуры, используемые в  международной практике. 

1. По  критерию "субъект регулирования"  можно выделить следующие подходы:     

 а)  основная регулирующая роль на  рынке ценных бумаг  принадлежит государству. Пример-Франция;    

 б)  регулирование разделено между  государством и саморегулирующимися  органами  (добровольными  объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример-Великобритания. 

2. По  критерию  "жесткость  регулирования" возможно выделить следующие модели регулятивной инфраструктуры:    

 а)  основанные на жестких, детально  расписанных правилах и формальных  процедурах, детальном контроле  за  их  соблюдением (США);    

 б)  базирующиеся на широком использовании,  наряду с жесткими предписаниями,  неформальных  договоренностей, традиций, рекоммендаций, согласованного стиля поведения,  переговоров по разрешению сложных ситуаций и т.п. (Великобритания).    

 В  зависимости от выбора модели  рынка ценных бумаг  характер регулятивной инфраструктуры может быть банковским,  небанковским или смешанным.    

 Регулятивная  инфраструктура  фондового  рынка в России характеризуется: 

- смешанной  моделью инфраструктуры; 

- гипертрофированной  ролью государства в регулировании;  

- значительными  пробелами  в законодательстве о ценных бумагах; 

- жесткими  предписаниями и слабым контролем  за их исполнением; 

- отсутствием  правил честной практики на  рынке ценных бумаг, формально предназначенных  профессиональным сообществом фондового рынка; 

- отсутствием  традиций и обычаев (в связи с 70-летним перерывом в работе рынка). 

 

      III.1 Государственное  регулирование рынка ценных бумаг

 

     Государственное  участие в регулировании  фондового рынка необходимо, поскольку этот  рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны.  Особенно  активную роль  государство  должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может "запустить" это  рынок  в  его  цивилизованной безопасной форме.    

 Основные  функции государства в регулирование  рынка ценных бумаг:   

 а)  идеологическая  и  законодательная  (концепция  рынка, программа ее реализации и т.п.;    

 б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры;    

 в)  установление "правил игры" (требований  к  участникам, операционных и учетных стандартов);    

 г)  контроль за финансовой устойчивостью  и  безопасностью рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению,  контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);    

 д)  создание системы информации  о состоянии  рынка  ценных бумаг и  обеспечение ее открытости для инвесторов;    

 е)  формирование системы защиты  инвесторов  от  потерь (в т.ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);     

 ж)  предотвращение негативного воздействия  на фондовый рынок других видов  государственного регулирования  (монетарного, валютного, фискального, налогового);    

 з)  предупреждение  чрезмерного  развития  рынка   государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на  покрытие непроизводительных расходов государства).    

 Другим  аспектом роли государства на  рынке  ценных  бумаг  является то,  что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором  (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков),  использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.    

 Российский  фондовый рынок имеет исключительно  сложную и противоречивую структуру  государственных органов, регулирующих рынок. Эта сложность объясняется тремя причинами:    

1) смешанная  модель рынка ценных бумаг  (центральный  банк и небанковские  государственные органы в качестве регулирующих инстанций;     

2) активное  вмешательство  в  регулирование рынка ценных бумаг приватизационного агенства (Госкомимущества); 

 

      III.2 Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг

 

     Саморегулируемыми  организациями  признаются  предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса.    

 В  странах с рыночной  экономикой  обязательно  существует одна или несколько ассоциаций  инвестиционных институтов, действующих в национальном масштабе и признанных в этом  качестве государством как основных представителей профессионального сообщества в области ценных бумаг.  В случае такого признания государство  передает часть своих функций по надзору и регулированию рынка.    

Информация о работе Управление ценными бумагами