Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:22, курсовая работа
Управление финансами − это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы. Общее управление финансами осуществляется органами государственной власти. В компетенцию Федеральных органов исполнительной и законодательной власти входит рассмотрение и утверждение Федерального бюджета и внебюджетных фондов, отчета о его исполнении, установление новых налоговых и неналоговых платежей, определение размеров и условий выплаты пенсий и пособий, разработка финансового законодательства, определение основных направлений финансовой политики Российского государства. Территориальные и местные органы власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и распределение во внебюджетные фонды, помимо этого, разработка территориального и местного финансового законодательства в рамках, утвержденных Федеральным законом, введение и изменение территориальных и местных налогов и неналоговых платежей. Органы государственной власти и управления, осуществляющие общее руководство страной, выполняют много других экономических, социальных, политических функций, и в силу этого обстоятельства не могут осуществлять детального управления финансовой системой. Поэтому, система финансового управления осуществляется с помощью финансового аппарата, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций, занимающихся управлением финансами. Или, другими словами, финансовый аппарат − система финансовых органов. Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами, в котором выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. Финансовая политика государства является средством осуществления его экономической и социальной политики, т.е. выполняет вспомогательную роль, и от того, насколько правильно организован процесс управления финансами в государстве, зависит успех реализации его бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой и таможенной политики в целом. В этом и обуславливается актуальность темы курсовой работы .
Цель исследования – изучение системы управления финансами в Российской Федерации. Задачи исследования: дать характеристику процессам управления финансами на:
-федеральном
-региональном
-местном уровне.
Таким образом, финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества. Важную роль в осуществлении эффективного финансового контроля играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, бюджетного, налогового). Отчетная документация — главный объект финансового контроля.
Различают стратегическое (общее) и тактическое (оперативное) управление.
1) Тактическое управление осуществляется финансовым аппаратом.
2) Стратегическое
управление финансовыми отношениями в
РФ осуществляют высшие законодательные
органы власти (Федеральное собрание,
Госдума, Совет Федерации). Такое управление
имеет место при рассмотрении и утверждении
федерального бюджета, отчета о его исполнении,
а также при рассмотрении законов о налогах
при установлении предельного размера
внутреннего и внешнего долга. Оперативное
управление представляет собой комплекс
мер, вырабатываемых на основе оперативного
анализа складывающейся текущей финансовой
ситуации и преследующих цель максимального
эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения
финансовых ресурсов. Основное содержание
оперативного управления заключается
в рациональном использовании финансовых
ресурсов с целью улучшения хозяйственной
деятельности. Планирование занимает одно
из важнейших мест в системе управления
финансами. При планировании любой субъект
хозяйствования всесторонне оценивает
состояние финансов, вскрывает возможности
увеличения финансовых ресурсов, определяет
направление их наиболее эффективного
использования. Плановые решения принимаются
на основе анализа финансовой информации,
которая базируется на бухгалтерской,
статистической и оперативной отчетности. Финансовое
планирование — это управленческая деятельность
по достижению сбалансированности и пропорциональности
в движении денежных потоков и финансовых
ресурсов, т.е. оптимального соотношения
между финансовыми ресурсами, находящимися
в распоряжении государства, и доходами,
остающимися у хозяйствующих субъектов. Стратегическое
планирование выражается в определении
финансовых ресурсов для реализации целевых
программ и др. Оно осуществляется органами
государственного и хозяйственного управления:
Федеральным Собранием Российской Федерации,
Администрацией Президента, Министерством
Финансов, Министерством экономического
развития и торговли и другими. Оперативное
управление является функцией аппарата
финансовой системы: Министерства финансов,
финансовых органов субъектов Российской
федерации и местных органов власти, руководители
внебюджетных фондов, страховых организаций,
финансовых служб организаций, финансовых
служб предприятий. При обработке управленческих
решений финансового характера как при
стратегическом, так и при оперативном управлении
учитываются требования экономических и юридических
законов, результаты экономического анализа
как итогов прошлого хозяйственного периода,
так и перспектив, экономико-математические
методы и автоматизированные системы
управления финансами, рациональное сочетание
экономических и административных методов
управления. Управленческие решения по
финансам оформляются в юридических законах,
финансовых прогнозах и планах, постановлениях
и других формах. Приоритетными задачами
экономической политики, направленными
на достижение устойчивых темпов экономического
роста, представляются: создание условий
для развития основных элементов финансовой
инфраструктуры (банковского сектора,
фондового рынка, инвестиционных институтов,
рынка страховых услуг) и достижение финансовой
стабильности; обеспечение сбалансированности
бюджетной системы и повышение эффективности
ее функционирования; существенное снижение
налогового бремени и повышение эффективности
налоговой и таможенной систем.
Глава 2. Управление финансами на различных уровнях
Депутаты обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, рассматривающие и утверждающие проект закона о федеральном бюджете и отчете о его исполнении, другие финансовые и связанные с ними законодательные акты, правительственные программы, могут, обладая правом законодательной инициативы, вносить на рассмотрение проекты финансовых законодательных актов, поправки в действующее законодательство. Государственная Дума заслушивает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Государственная Дума и Совет Федерации формируют Счетную палату Российской Федерации — орган государственного финансового контроля законодательной власти Российской Федерации. Участие Президента Российской Федерации в управлении финансами связано с определением целей и задач финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию, в том числе ежегодном Бюджетном послании, с подписанием законов по финансовым вопросам, внесением проектов финансового законодательства, изданием указов, осуществлением государственного финансового контроля. Правительство Российской Федерации, ответственное за разработку и реализацию финансовой политики России, составление и исполнение федерального бюджета, осуществляет разработку других проектов законов по финансовым и связанным с ними вопросам, утверждает постановления, издает распоряжения, обеспечивающие реализацию финансового законодательства. Оно определяет задачи, функции федеральных органов исполнительной власти, их права и обязанности, в том числе конкретный круг вопросов, относящихся к ведению того или иного министерства, входящего в состав Правительства Российской Федерации, по управлению финансами. Практически во всех странах в составе исполнительной власти действует специальный орган, ответственный за разработку финансовой стратегии и тактики (чаще всего этот орган носит название министерства финансов, но в США отдельные функции, аналогичные функциям Министерства финансов России, выполняют Департамент по Управлению и Бюджету аппарата Президента США и Федеральное казначейство США). Следует иметь в виду, что одинаковые названия соответствующего органа исполнительной власти в разных странах не всегда означают совпадение их функций: например, в одних странах министерство финансов может осуществлять налоговый контроль, в других — нет. Функции финансовых органов различаются не только по странам, но могут меняться в различные исторические периоды. Так, Министерство финансов России, созданное более 200 лет назад, неоднократно меняло свою структуру и компетенцию. В разные периоды Министерству финансов России (Министерству финансов СССР) подчинялись пограничная служба, железные дороги, Госбанк России и Госбанк СССР. К Минфину России перешли функции разработки налоговой политики, налогового законодательства и осуществления разъяснительной работы по вопросам налогообложения от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, преобразованного, в свою очередь, в Федеральную налоговую службу, также подчиненную Минфину России.
Таким образом, в настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб.
Рис 1. Схема Министерства финансов Р.Ф.
Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:
Постановление
Правительства Российской Федерации
от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов
Российской Федерации» определяет, что
оно осуществляет свою деятельность непосредственно
и через территориальные органы федерального
казначейства. Федеральное казначейство
было создано в Российской Федерации в составе
Министерства финансов Российской Федерации
в 1993 г. для обеспечения оперативного управления
средствами федерального бюджета. В истории
многих государств, и в России в том числе,
до XX в. действовали преимущественно государственные
казначейства банковского типа. Они занимались
приемом платежей, связанных с формированием
государственных доходов, хранением средств,
а также выдачей средств для осуществления
государственных расходов, нередко в их функции
входила эмиссия наличных денежных средств.
Поскольку большинство платежей в то время
осуществлялось в наличной форме, по характеру
функций государственные казначейства
XIX в. были сходны с функциями казначейств
в составе современных коммерческих банков,
осуществляющих приходно-расходные операции
с наличностью (или кассовые операции).
Иные функции осуществляет современное
Федеральное казначейство Российской
Федерации. Необходимость его создания
в 1993 г. была вызвана: банковской реформой,
в результате которой средства федерального
бюджета оказались рассредоточены в разных
кредитных организациях; отсутствием
автоматизации безналичных расчетов и соответственно
отсутствием оперативной информации у Минфина
России о движении бюджетных средств; конституционной
реформой, в результате которой исполнение
федерального бюджета перестало относиться
к вопросам деятельности финансовых органов
субъектов РФ и муниципальных образований.
Таким образом, проблемы исполнения федерального
бюджета вызвали необходимость создания
специального органа — Федерального казначейства,
к которому от банков перешли учетно-контрольные
функции. В соответствии со ст. 78 Конституции
РФ федеральные органы исполнительной
власти для осуществления своих полномочий
могут создавать свои территориальные
органы, примером этого являются органы
Федерального казначейства, представляющего
собой строго централизованную систему,
во всех субъектах Российской Федерации.
Органам федерального казначейства открыты
счета в подразделениях Центрального банка
Российской Федерации и уполномоченных
банках по учету средств федерального
бюджета, следовательно, у них есть возможность
контролировать деятельность коммерческих
банков по своевременному исполнению платежных
поручений налогоплательщиков и плательщиков
других обязательных платежей в бюджет.
Казначейские органы осуществляют краткосрочное
прогнозирование исполнения доходов и расходов
федерального бюджета. Они открывают и ведут
лицевые счета бюджетных учреждений как
учетные регистры на банковском счете
по учету средств федерального бюджета.
Кроме того, Казначейство России также
осуществляет распределение регулирующих
налогов между бюджетами разного уровня,
а также государственными внебюджетными
фондами (например, различные виды акцизов,
налог на добычу полезных ископаемых, единый
социальный налог, единый налог при упрощенной
системе налогообложения, единый налог
на вмененный доход и т.д.). Если проводить
аналогию с другими странами, то следует
иметь в виду, что зарубежные казначейства
выполняют разнообразные функции, не всегда
сходные с функциями Федерального казначейства
Российской Федерации (например, в США
Федеральное казначейство выполняет даже
функции по охране президента, а в Италии —
по управлению всем государственным имуществом,
а не только бюджетными средствами). Наиболее
близко по функциям к российскому казначейству
Государственное казначейство Франции.
2.2 Управление финансами
на региональном уровне.
Высшие органы законодательной власти субъектов Российской Федерации утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции (о введении региональных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год и отчете о его исполнении, о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчете о его исполнении, о мерах государственной финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики и др.). Кроме того, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы и по федеральным законам, в том числе в области финансов. Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ответственны за выработку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством. В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов Российской Федерации, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации. К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что для осуществления последней функции в составе исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации может быть создан специальный орган (например, Комитет муниципальных займов Правительства г. Москвы). Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах — как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы). Финансовые органы субъектов Российской Федерации в отличие от финансовых органов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами. В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Вместе с тем в ст. 78 Конституции РФ предусмотрена возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Российской Федерации и наоборот. Именно на этом основана возможность привлечения органов федерального казначейства (ст. 168 БК РФ) к исполнению региональных бюджетов, средства которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации и не подпадают в перечень федеральных полномочий. Таким образом, в соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, имеют право на создание собственного казначейства, но могут заключать договоры с органами федерального казначейства, в то время как дотационные регионы должны исполнять бюджеты через органы федерального казначейства.
Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Типовое положение о финансово-казначейском органе муниципального образования разработано и одобрено Правлением Союза российских городов в 1998 г. Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции Российской Федерации. При этом к исполнению дотационных местных бюджетов (а также бюджетов недотационных муниципальных образований, расположенных на территории региона, получающего финансовую помощь из федерального бюджета) привлекаются органы федерального казначейства и региональных казначейств. Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
Кроме
того, федеральный закон допускает
наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями
Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации с предоставлением им соответствующих
субвенций и подконтрольностью органам
государственной власти, а также осуществление
органами местного самоуправления государственных
полномочий, не переданных органам местного
самоуправления.
Информация о работе Управление финансами на федеральном, региональном и муниципальном уровне