Управление финансовой устойчивостью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение и обеспечение финансовой устойчивости предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить понятие финансовая устойчивость и ее факторы;
 рассмотреть основные показатели финансовой устойчивости;
 оценить финансовую устойчивость предприятия на примере ОАО «КАДВИ»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………....5
1.1. Понятие «Финансовая устойчивость»……………..……….……………….5
1.2 Факторы финансовой устойчивости предприятия………………………….9
1.3 Основные показатели финансовой устойчивости…………………..……..13
2 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………..18
2.1. Особенности организации и управления финансовой устойчивостью на предприятии…………………………………………………………………...…18
2.2. Организация планирования финансовой устойчивости………………….22
2.3. Оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия…....25
3 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КАДВИ»………………………………………………………..28
3.1 Финансово-производственная характеристика предприятия………..………….28
3.2 Оценка финансовой устойчивости ОАО «КАДВИ»……………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……44

Работа состоит из  1 файл

Тимофеева ЭФ41.docx

— 91.78 Кб (Скачать документ)

Анализ устойчивости финансового  состояния на ту или иную дату позволяет  выяснить, насколько правильно предприятие  управляло финансовыми ресурсами  в течение периода, предшествующего  этой дате. Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная – препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Таким образом, сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.

Финансовое положение  предприятия считается устойчивым, если оно покрывает собственными средствами не менее половины финансовых ресурсов, необходимых для осуществления  нормальной хозяйственной деятельности, эффективно использует финансовые ресурсы, соблюдает финансовую, кредитную  и расчетную дисциплину, иными  словами, является платежеспособным.

Финансовое положение  определяется на основе анализа ликвидности  и платежеспособности, а также  оценки финансовой устойчивости. Анализ финансовой устойчивости компании проводят как коэффициентным методом, так  и с помощью анализа показателя чистые активы.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ  УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1. Особенности  организации и управления финансовой   устойчивостью на предприятии

 

Организация и управление финансовой устойчивостью являются важнейшим аспектом работы финансово-экономической  службы предприятия и включают целый  ряд организационных мероприятий, охватывающих планирование, оперативное  управление, а также создание гибкой организационной структуры управления всего предприятия и его подразделений. При этом широко используются такие  методы управления, как регламентирование, регулирование и инструктирование. Особое внимание уделяется разработке положений о структурных подразделениях предприятия, должностных обязанностей сотрудников и движения информационных потоков в разбивке по срокам, ответственным  лицам и показателям.

Организация планирования финансовой устойчивости необходима, прежде всего, для того, чтобы увязать источники  поступления и направления использования  собственных денежных средств. В  данном случае речь идет об установлении пропорций между сводной калькуляцией на весь объем выпускаемой продукции (товаров, работ, услуг) и планируемым  долгом.

Дело в том, что поступления  денежных средств по суммам и срокам могут не совпадать с платежами  поставщикам сырья и материалов, за работы и услуги, по расчетам с  работниками предприятия и бюджетом, а также с банками по возврату кредитов и процентов по ним.

Вследствие этого еще  на стадии планирования целесообразно  составлять платежный календарь, в  котором отражаются притоки и  оттоки денежных средств по суммам и срокам. При этом структура оттоков (кредиторская задолженность и внутренний долг) не должна выходить за рамки структуры сводной калькуляции. Это означает, что общая сумма оплаты, скажем, за сырье и материалы не должна превышать общей суммы, вытекающей из сводной калькуляции. В противном случае может не хватить собственных источников для оплаты по другим статьям сводной калькуляции. Таким же образом следует поступать и с другими статьями сводной калькуляции.

Следовательно, если информация о притоках денежных средств по суммам и срокам известна достаточно точно, то корректировке подлежат оттоки по суммам и срокам. И наоборот, если предстоящие оттоки достаточно жестко регламентированы по суммам и срокам, то корректируются уже притоки. Но в  любом случае можно заранее предусмотреть  дни и периоды, когда возникнут  «кассовые» разрывы, и принять соответствующие  меры для их устранения и укрепления финансовой устойчивости предприятия.

Организация текущего управления финансовой устойчивостью предполагает обработку особым способом бухгалтерских  данных. В результате получаются необходимые  выходные документы — внутренние формы отчетности, анализа и аудита. Эти формы представляют собой  стандартные типовые документы  для служебного пользования, формируются  на базе бухгалтерских данных и могут  быть получены в любой момент по требованию пользователя — за год, квартал, месяц и день.

Основная задача сводных  рапортов заключается в информационном обеспечении руководителей разных уровней в целях принятия ими  управленческих решений в оперативном  режиме. В этой связи актуальность этих таблиц полностью зависит от своевременности внесения и обработки  исходных данных в бухгалтерии предприятия. Простота, доступность и читабельность  предлагаемых аналитических документов позволяют руководителю понять финансовое состояние предприятия без специальных  знаний бухгалтерского, финансового  и налогового учета.

Сводные рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита имеют  свои стандартные формы, на основе которых  представляется возможность анализировать  работу не только отдельного участка, но и группы участков, ряда предприятий  и подразделений, сводить полученные данные в таблицы и строить  графики с разбивкой по видам  товарно-материальных ценностей, поставщиков  и покупателей, материально ответственных  и подотчетных лиц.

Необходимо отметить, что  для получения отчетности:

- доступ конкретного пользователя  к базе бухгалтерских данных  изначально ограничивается пределами  его компетенции; 

- в каждой таблице указывается  необходимый уровень аналитики  — укрупненные группы, подгруппы  и учетные единицы; 

- определяется занятость,  финансовый результат и ритмичность  работы того или иного участка,  объекта, подразделения и предприятия  в целом; 

- обеспечивается прозрачный  контроль за своевременностью внесения исходных данных, упрощается поиск ошибок и нестыковок, а также проведение инвентаризации и переоценки товарно-материальных ценностей;

- эти формы позволяют  видеть движение материальных, финансовых  и документарных потоков. 

Работа с этими сводными аналитическими документами возможна при выполнении по меньшей мере пяти условий:

1) постановка задачи (что  хотим анализировать, что хотим  получить и в каком виде);

2) настройка плана счетов  бухгалтерского учета в соответствии  с нуждами оперативного и управленческого  учета (введение подробных аналитических  справочников);

3) ускоренная обработка  текущей информации (день в день  и без запаздывания);

4) наличие сетевой бухгалтерии;

5) защита информации и  ограничение доступа к ней.

Таким образом, разработка, апробирование и последующее  внедрение внутренних форм отчетности, анализа и аудита открывают широкие  перспективы для укрепления финансового  состояния предприятия за счет своевременного получения аналитической информации в читабельном формате и в  режиме реального времени.

В то же время укрепление финансово-экономического состояния  предприятия полностью зависит  от организации работы финансово-экономической  службы. Особая роль при этом отводится  руководителю данной службы — финансовому  директору, которому понятен язык бухгалтеров, экономистов и финансистов.

Принимая во внимание, что  на многих предприятиях уже давно  введена должность финансового  директора, можно объективно говорить о качественном изменении работы службы. Однако данная должность не была введена в законодательном  порядке и поэтому довольно долго  отсутствовала в квалификационном справочнике должностей и специальностей. Согласно этой инструкции основной задачей  финансового директора является укрепление финансовой устойчивости. Однако этот вопрос освещен в ней  недостаточно глубоко. Следовательно, имеет смысл восполнить этот пробел разработкой положения как о всей финансово-экономической службе, так и о каждом из ее ведущих специалистов.

Эти положения определяют цель, круг задач и способы их решения в рамках финансово-экономической  службы на основе регламентирования, регулирования  и инструктирования. Эти управленческие воздействия определяют права, обязанности  и ответственность всей службы, финансового  директора и каждого ведущего специалиста, а также устанавливают  регламент, содержание и способы  передачи внутренней информации. В  свою очередь, четкое разграничение  функций между специалистами  внутри службы позволяет создать  единую базу данных, устранить дублирование и параллелизм в работе, а также  выявить показатели, за которые отвечает каждая служба и подразделение.

Следовательно, только соединив в одной службе экономику, финансы  и управление, можно говорить о  создании основ для укрепления финансовой устойчивости.6

 

2.2. Организация  планирования финансовой устойчивости

 

При недостаточности собственных  источников в денежной форме предприятие  вынуждено «нецелевым» образом  использовать заемные средства, а  это, безусловно, не способствует улучшению  его финансово-экономического состояния.

Под «нецелевым» использованием заемных средств следует понимать довольно распространенные случаи, когда  средства под вполне конкретные и  обоснованные цели, например на оплату сырья и материалов, берутся не с той «полочки», с которой  следовало бы (причина банальна: нужная «полочка» пуста), а с той, которая заполнена, но предназначена  под другие цели, скажем, выплату  заработной платы и налогов.

Поэтому, чтобы вырученные средства за реализованную продукцию (работы, услуги) использовались по целевому назначению, необходимо составлять плановую калькуляцию затрат на весь планируемый  портфель заказов. В результате в  сводной плановой калькуляции каждая статья получает не только стоимостную, а в отдельных случаях и  натурально-вещественную оценку (по статьям  сырья, материалов, топлива, энергии), но и свой удельный вес по отношению  к общей величине выручки.

Руководствуясь этими  удельными весами, выручка и авансы полученные распределяются по отдельным  «полочкам», каждая из которых имеет  свое целевое назначение — отдельную  статью сводной калькуляции. В силу этого каждая статья сводной калькуляции  получает свой источник финансирования. Становится понятным, сколько заработанных средств может быть направлено на оплату сырья и материалов, выплату заработной платы, перечисление налогов и неналоговых платежей, процентов по кредиту и возврат самого кредита. Прибыль, заложенная в плановую калькуляцию, также получает денежное наполнение.

Распределение денежных средств в соответствии со структурой плановой калькуляции должно распространяться на все поступающие суммы со стороны, пока не будет получена вся выручка (по методу оплаты) или закрыта вся дебиторская задолженность денежными средствами (по методу отгрузки).

Отсюда следует: для того чтобы не было путаницы, что оплачивать в первую очередь — сырье и  материалы, заработную плату или  налоги, — необходимо строго придерживаться принятой структуры сводной калькуляции  и не допускать использования  одних источников в ущерб другим.

Такое представление механизма  образования и использования  сначала заемных, а затем собственных  денежных средств делает «прозрачным» процесс движения денежных средств, а каждая статья затрат получает конкретное содержание. При этом по каждой статье устанавливается верхний предел, выход за который может привести к перерасходу предусмотренного источника и, следовательно, уменьшению прибыли и собственного капитала в денежной форме.

Но целевое распределение  денежных средств возможно только в  случае, если:

1) калькуляции на отдельные  виды продукции (работ, услуг)  составлены верно и экономически обоснованы;

2) сводная калькуляция  на весь планируемый выпуск  продукции учитывает все затраты,  что подтверждается анализом  отчетных данных и фактического  расхода на плановый объем  производства;

3) сводная калькуляция  на стадии составления планового  портфеля заказов позволяет определить  точку безубыточности, учесть отпускные  цены, а в случае необходимости — скорректировать отдельные калькуляции и статьи затрат;

4) фактические затраты  находятся в соответствии с  плановой калькуляцией и строго  контролируются;

5) оплата постатейных  затрат производится в рамках  имеющегося источника, необходимость  в установлении очередности платежей  отпадает, а работа предприятия  становится ритмичной.

При таком подходе на основе сводной калькуляции создается  и сводный баланс движения денежных средств. Поступления и расходования этих денежных средств в увязке с  временны2м графиком и установленными ограничениями способствуют тому, что  денежные потоки систематизируются  и находятся в соответствии с  принятыми договорными обязательствами  перед сторонними организациями, рабочими и служащими, бюджетом и фондами, банками и акционерами как по сумме обязательств, так и по срокам их исполнения.

В результате в одном и  том же балансе движения денежных средств одновременно сочетаются:

Информация о работе Управление финансовой устойчивостью предприятия