Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:30, курсовая работа
Непогашенный государственный долг является одним из препятствий для нормального экономического развития страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории.
В проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты:
- Структура и динамика государственного долга;
- Механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга;
- Влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Введение
1 История возникновения. Сущность и значение государственного долга
1.1 Развитие и виды государственного долга
2 Современная ситуация в области государственного долга РФ
2.1 Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ
2.3 Проблемы погашения государственного долга РФ, пути их решения
3 Управление государственным долгом
3.1 Государственный долг его обеспечение и методы управления
3.2 Зарубежный опыт управления государственным долгом
Заключение
Список использованных источников
До августа 1998 г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по ГКО и обязательств по выплате процентов. После внутреннего дефолта, фактически объявленного правительством России 17 августа 1998 г. по своим обязательствам, расчеты с держателями ГКО были приостановлены.
Впоследствии была проведена реструктуризация этой задолженности, которая регулировалась Распоряжениями Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р «О новации по государственным ценным бумагам» и от 20.11.99 № 1904-р.
Облигации федерального займа (ОФЗ) - среднесрочные купонные облигации. ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 г. в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно.[24]
Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.
В 1999 г. Минфин РФ начал выпуск облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом в процентах от номинала. Номинал облигации - 1000 руб.
В 2002 году Минфин разместил ОФЗ с амортизацией долга на 6,67 млрд. руб. по номиналу со сроком обращения 9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД - это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам стала ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.
Кроме того, для нужд пенсионной системы начинается выпуск специальных ценных бумаг - государственных сберегательных облигаций (ГСО).
При анализе удельного веса каждого вида ценных бумаг в современной структуре государственного внутреннего долга, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес имеют облигации федерального займа с амортизацией долга - 69%, ОФЗ с постоянным купонным доходом составляют 19%, ОФЗ с фиксированным купоном - 10%, и наименьший удельный вес имеют государственные сберегательные облигации (ГСО-ФПС) - 2%.
К 2008 г. по оценкам экспертов, около 300 млрд. руб. стало приходиться на рынок государственных сберегательных облигаций и около 1250 млрд. руб. - на рынок облигаций федерального займа.
Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом, начиная с 2003 года. Так, если в 1996 г. внутренний долг составлял 76,76 млрд. руб., в 1997 г. - 248,98 млрд. руб., то в 2003 г. он возрос до 654,7 млрд. руб. На 1 января 2006 г. внутренний долг РФ составил 851,15 млрд. руб., а в 2011 – 30,000 млрд. руб., в соответствии с таблицей 1./19/
Таблица 1 - Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. р.
Виды ценных бумаг | ГКО | ОФЗ-ПК | ОФЗ-ПД | ОФЗ-ФК | ОФЗ-АД | ОГНЗ | ОРВВЗ 1992 года | ОГСЗ | Итого внутренний долг |
на 01.01.1996 | 65,76 | 7,96 | - | - | - | - | 0,05 | 3,00 | 76,76 |
на 01.01.1997 | 203,58 | 33,53 | 3,80 | - | - | - | 0,07 | 8,00 | 248,98 |
на 01.01.2003 | 18,82 | 24,10 | 350,74 | 207,07 | 42,29 | 11,50 | 0,08 | 0,11 | 654,70 |
на 01.01.2006 | 0,02 | 0,001 | 123,64 | 131,13 | 596,33 | - | 0,03 | - | 851,15 |
на 01.10.2011 | - | - | 30,000 | - | - | - | - | - | 30,000 |
Рост госдолга, который необходим для финансирования дефицита бюджета, будет происходить в основном за счет внутреннего долга. При этом госдолг может вырасти до 17% ВВП уже к 2013 году, в лучшем случае этот уровень будет достигнут ближе к 2014 году. При этом по итогам прошлого года госдолг находился на уровне 9% ВВП. Если вспомнить параметры бюджета, то менее чем через два года уровень госдолга составит не менее 11 трлн.рублей при объеме ВВП в 64,803 трлн. рублей. Всего за 9 месяцев 2011 года внутренний госдолг вырос до 3,697 трлн. рублей, что предполагает рост более чем на 25%. В то же время, по данным Минфина, государственный внешний долг сейчас за 9 месяцев текущего года снизился на 7,9%. Сейчас госдолг находится на уровне 4,834 трлн. рублей. То есть всего менее чем за два года уровень госдолга может вырасти более чем на 6 трлн. рублей.
[19]
Увеличение внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-ПД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью.
Объем государственного внутреннего долга
Таблица 2 - Объем государственного внутреннего долга
По состоянию на | Объем государственного внутреннего долга | |
всего | в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации | |
01.01.1993 | 3,57 | 0,08 |
01.01.1994 | 15,64 | 0,33 |
01.01.1995 | 88,06 | 2,14 |
01.01.1996 | 187,74 | 7,46 |
01.01.1997 | 364,46 | 17,24 |
01.01.1998 | 490,92 | 3,47 |
01.01.1999 | 529,94 | 0,88 |
01.01.2000 | 578,23 | 0,82 |
01.01.2001 | 557,42 | 1,02 |
01.01.2002 | 533,51 | 0,02 |
01.01.2003 | 679,91 | 8,62 |
01.01.2004 | 682,02 | 5,58 |
01.01.2005 | 778,47 | 12,93 |
01.01.2006 | 875,43 | 18,86 |
01.01.2007 | 1064,88 | 31,23 |
01.01.2008 | 1301,15 | 46,68 |
01.01.2009 | 1499,82 | 72,49 |
01.01.2010 | 2094,73 | 251,36 |
01.01.2011 | 2940,39 | 472,25 |
Министерством финансов предусмотрена долгосрочная стратегия в области погашения государственного внутреннего долга, представленная в Приложении А.
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ
Под государственным внешним долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.
Государственный внешний долг Российской Федерации включает:
- Задолженность официальным кредиторам, т.е. коммерческим банкам западных стран, которая регулируется Парижским клубом, который объединяет официальных представителей основных стран - международных кредиторов;
- Кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран, регулируемые Лондонским клубом, который объединяет банкиров-кредиторов на неофициальной основе;
- Задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг;
- Задолженность международным финансовым организациям (МВФ, МБРР и ЕБРР);
- Долги СССР странам - бывшим членам СЭВ;
- Еврооблигационные займы;
- ОВГВЗ(облигации внутреннего государственного валютного займа);
- Кредиты Центрального банка РФ;
Внешний долг России состоит из двух частей:
- Долг бывшего СССР, который приняла на себя Россия после распада СССР;
- Новый долг России, сформированный в основном после 1992 г.
Таблица 3 - Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2011 года, млн. долл. США
Категория долга | Млн. долларов США | Эквивалент млн. евро |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 36 002,0 | 26 442,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, | 610,2 | 448,2 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 484,1 | 1 090,0 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 028,7 | 755,6 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 56,9 | 41,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2 648,1 | 1 945,0 |
Задолженность по внешним облигационным займам: | 29 183,4 | 21 434,7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 | 1 469,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году | 3 466,4 | 2 546,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 | 2 570,7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499,9 | 1 836,1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 17 717,1 | 13 012,9 |
Задолженность по ОВГВЗ | 24,6 | 18,1 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 966,0 | 709,5 |
В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. За период с 1 января 2005 г. по 1 июля 2006 г. задолженность перед Парижским клубом кредиторов была снижена на 23,2 млрд. долл. или практически в 2 раза.
Россия перестала быть страной-дебитором клуба ровно через 8 лет после финансового кризиса 1998 года и достигла цели, поставленной правительством РФ и впервые сформулированной в «Долговой стратегии Российской Федерации на 2003-2005 годы», т.е. досрочной выплаты «наиболее крупной, политически значимой и сложно управляемой категории государственного внешнего долга - задолженности перед Парижским клубом кредиторов».
Погашение реструктуризированных в рамках Парижского клуба долговых обязательств прошло в два этапа - в июле-августе 2005 года была досрочно погашена задолженность на общую сумму 15 млрд. долл., а 21 августа 2006 года ВЭБ перевел 23,7 млрд. долл. в счет полного погашения долга РФ перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. Платеж состоял из досрочной выплаты 22,3 млрд. долл., в том числе 1 млрд. долл. составляет премия странам-кредиторам за то, что они досрочно согласились принять долги. Большая часть премии (700 млн. долл.) досталась Германии. Остальные 300 млн. долл. поделили Франция, Нидерланды и Великобритания.
Таким образом, Россия полностью рассчиталась с ПКК по реструктурированному долгу бывшего СССР. Как утверждается в пресс-релизе Минфина, общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах за период до 2020 года превысит 12 млрд. долл. за счет досрочного погашения. [18]
По состоянию на 1 января 2006 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составляла 3,5 млрд. долл., или около 3% от общей суммы внешнего долга Российской Федерации на указанную дату. На 1 июля эта задолженность сократилась до 2,9 млрд. долл. или до 2% от общего объема долга. Постановлением Правительства «О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР» Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов.