Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание

Непогашенный государственный долг является одним из препятствий для нормального экономического развития страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории.
В проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты:
- Структура и динамика государственного долга;
- Механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга;
- Влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Содержание

Введение
1 История возникновения. Сущность и значение государственного долга
1.1 Развитие и виды государственного долга
2 Современная ситуация в области государственного долга РФ
2.1 Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ
2.3 Проблемы погашения государственного долга РФ, пути их решения
3 Управление государственным долгом
3.1 Государственный долг его обеспечение и методы управления
3.2 Зарубежный опыт управления государственным долгом
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Гос.долг.doc

— 293.50 Кб (Скачать документ)

До августа 1998 г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по ГКО и обязательств по выплате процентов. После внутреннего дефолта, фактически объявленного правительством России 17 августа 1998 г. по своим обязательствам, расчеты с держателями ГКО были приостановлены.

Впоследствии была проведена реструктуризация этой задолженности, которая регулировалась Распоряжениями Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р «О новации по государственным ценным бумагам» и от 20.11.99 № 1904-р.

Облигации федерального займа (ОФЗ) - среднесрочные купонные облигации. ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 г. в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно.[24]

Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.

В 1999 г. Минфин РФ начал выпуск облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом в процентах от номинала. Номинал облигации - 1000 руб.

В 2002 году Минфин разместил ОФЗ с амортизацией долга на 6,67 млрд. руб. по номиналу со сроком обращения 9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД - это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам стала ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.

Кроме того, для нужд пенсионной системы начинается выпуск специальных ценных бумаг - государственных сберегательных облигаций (ГСО).

При анализе удельного веса каждого вида ценных бумаг в современной структуре государственного внутреннего долга, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес имеют облигации федерального займа с амортизацией долга - 69%, ОФЗ с постоянным купонным доходом составляют 19%, ОФЗ с фиксированным купоном - 10%, и наименьший удельный вес имеют государственные сберегательные облигации (ГСО-ФПС) - 2%.

К 2008 г. по оценкам экспертов, около 300 млрд. руб. стало приходиться на рынок государственных сберегательных облигаций и около 1250 млрд. руб. - на рынок облигаций федерального займа.

Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом, начиная с 2003 года. Так, если в 1996 г. внутренний долг составлял 76,76 млрд. руб., в 1997 г. - 248,98 млрд. руб., то в 2003 г. он возрос до 654,7 млрд. руб. На 1 января 2006 г. внутренний долг РФ составил 851,15 млрд. руб., а в 2011 – 30,000 млрд. руб., в соответствии с таблицей 1./19/

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. р.

 

Виды ценных бумаг

ГКО

ОФЗ-ПК

ОФЗ-ПД

ОФЗ-ФК

ОФЗ-АД

ОГНЗ

ОРВВЗ 1992 года

ОГСЗ

Итого внутренний долг

на 01.01.1996

65,76

7,96

-

-

-

-

0,05

3,00

76,76

на 01.01.1997

203,58

33,53

3,80

-

-

-

0,07

8,00

248,98

на 01.01.2003

18,82

24,10

350,74

207,07

42,29

11,50

0,08

0,11

654,70

на 01.01.2006

0,02

0,001

123,64

131,13

596,33

-

0,03

-

851,15

на 01.10.2011

-

-

30,000

-

-

-

-

-

30,000

 

Рост госдолга, который необходим для финансирования дефицита бюджета, будет происходить в основном за счет внутреннего долга. При этом госдолг может вырасти до 17% ВВП уже к 2013 году, в лучшем случае этот уровень будет достигнут ближе к 2014 году. При этом по итогам прошлого года госдолг находился на уровне 9% ВВП. Если вспомнить параметры бюджета, то менее чем через два года уровень госдолга составит не менее 11 трлн.рублей при объеме ВВП в 64,803 трлн. рублей. Всего за 9 месяцев 2011 года внутренний госдолг вырос до 3,697 трлн. рублей, что предполагает рост более чем на 25%. В то же время, по данным Минфина, государственный внешний долг сейчас за 9 месяцев текущего года снизился на 7,9%. Сейчас госдолг находится на уровне 4,834 трлн. рублей. То есть всего менее чем за два года уровень госдолга может вырасти более чем на 6 трлн. рублей.
[19]

Увеличение внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-ПД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью.

Объем государственного внутреннего долга                                       Российской Федерации представлен в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Объем государственного внутреннего долга                                       Российской Федерации с 1993-2011гг., млрд. р.

 

По состоянию на

Объем государственного внутреннего долга                               Российской Федерации, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

01.01.1993

3,57

0,08

01.01.1994

15,64

0,33

01.01.1995

88,06

2,14

01.01.1996

187,74

7,46

01.01.1997

364,46

17,24

01.01.1998

490,92

3,47

01.01.1999

529,94

0,88

01.01.2000

578,23

0,82

01.01.2001

557,42

1,02

01.01.2002

533,51

0,02

01.01.2003

679,91

8,62

01.01.2004

682,02

5,58

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

01.01.2011

2940,39

472,25


 

Министерством финансов предусмотрена долгосрочная стратегия в области погашения государственного внутреннего долга, представленная в Приложении А.

 

 

2.2 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ

 

 

Под государственным внешним долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.

Государственный внешний долг Российской Федерации включает:

-                     Задолженность официальным кредиторам, т.е. коммерческим банкам западных стран, которая регулируется Парижским клубом, который объединяет официальных представителей основных стран - международных кредиторов;

-                     Кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран, регулируемые Лондонским клубом, который объединяет банкиров-кредиторов на неофициальной основе;

-                     Задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг;

-                     Задолженность международным финансовым организациям (МВФ, МБРР и ЕБРР);

-                     Долги СССР странам - бывшим членам СЭВ;

-                     Еврооблигационные займы;

-                     ОВГВЗ(облигации внутреннего государственного валютного займа);

-                     Кредиты Центрального банка РФ;

Внешний долг России состоит из двух частей:

-                     Долг бывшего СССР, который приняла на себя Россия после распада СССР;

-                     Новый долг России, сформированный в основном после 1992 г.

 

Таблица 3 - Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2011 года, млн. долл. США

 

Категория долга

Млн. долларов США

Эквивалент млн. евро

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией)

36 002,0

26 442,9

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

610,2

448,2

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 484,1

1 090,0

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 028,7

755,6

Коммерческая задолженность бывшего СССР

56,9

41,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 648,1

1 945,0

Задолженность по внешним облигационным займам:

29 183,4

21 434,7

     внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 469,0

     внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 546,0

     внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 570,7

     внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 836,1

     внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

17 717,1

13 012,9

Задолженность по ОВГВЗ

24,6

18,1

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

966,0

709,5

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. За период с 1 января 2005 г. по 1 июля 2006 г. задолженность перед Парижским клубом кредиторов была снижена на 23,2 млрд. долл. или практически в 2 раза.

Россия перестала быть страной-дебитором клуба ровно через 8 лет после финансового кризиса 1998 года и достигла цели, поставленной правительством РФ и впервые сформулированной в «Долговой стратегии Российской Федерации на 2003-2005 годы», т.е. досрочной выплаты «наиболее крупной, политически значимой и сложно управляемой категории государственного внешнего долга - задолженности перед Парижским клубом кредиторов».

Погашение реструктуризированных в рамках Парижского клуба долговых обязательств прошло в два этапа - в июле-августе 2005 года была досрочно погашена задолженность на общую сумму 15 млрд. долл., а 21 августа 2006 года ВЭБ перевел 23,7 млрд. долл. в счет полного погашения долга РФ перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. Платеж состоял из досрочной выплаты 22,3 млрд. долл., в том числе 1 млрд. долл. составляет премия странам-кредиторам за то, что они досрочно согласились принять долги. Большая часть премии (700 млн. долл.) досталась Германии. Остальные 300 млн. долл. поделили Франция, Нидерланды и Великобритания.

Таким образом, Россия полностью рассчиталась с ПКК по реструктурированному долгу бывшего СССР. Как утверждается в пресс-релизе Минфина, общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах за период до 2020 года превысит 12 млрд. долл. за счет досрочного погашения. [18]

По состоянию на 1 января 2006 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составляла 3,5 млрд. долл., или около 3% от общей суммы внешнего долга Российской Федерации на указанную дату. На 1 июля эта задолженность сократилась до 2,9 млрд. долл. или до 2% от общего объема долга. Постановлением Правительства «О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР» Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов.

Информация о работе Управление государственным долгом