Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание

Проблема обслуживания суверенного долга России привлекла пристальное внимание экономистов и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось на грани полного банкротства, обусловил переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. При решении проблемы государственного долга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Содержание

Введение

1.
Государственный долг.


1.1.
Теоретический аспект


1.2.
Нарастание внутреннего долга


1.3.
Управление государственным долгом

2.
Валютная структура и размер государственного долга России.


2.1.
Проблемы внешней задолженности России


2.2.
Внутренний долг

3.
Стабилизация и управление государственным долгом.


3.1.
Реструктуризация


3.2.
Конверсия


Заключение.


Список используемой литературы.


Приложения

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 248.50 Кб (Скачать документ)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным  должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению  проблемы международной задолженности  при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Менры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли переломить тенденцию и предотвратить наступление кризиса.

Не уделялось внимание структуре  и эффективности новых заимствований  и способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление внешних ресурсов на производство в производство для преодоления спада и возобновления экономического роста обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности. Рыночные институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без вмешательства государства оказались не способными противостоять стихийным процессам в стране. Следствием неуправляемых процессов в экономике стало перерастание кризиса внешнего долга в системный финансовый кризис августа 1998 года.

Следующая неблагоприятная тенденция  в долговых отношениях - самовоспроизводство  внешней задолженности, когда все  больше новых заимствований используется на обслуживание старых долгов. Так  за первую половину 1998 года Россия получила из-за рубежа займов на 7,6 млрд. $, из которых 4,7 млрд.(60%) вернула по прежним обязательствам, а оставшуюся часть использовала в основном на погашение задолженности по задержанной заработной плате. Если своевременно не принять меры, возникнет опасность создания грандиозной пирамиды: растущие заимствования не будут компенсироваться ростом производства, так как лишь незначительная часть кредитов находит дорогу в реальный сектор экономики.

Очень важно остановить рост внешней  задолженности России. Без перелома этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства перед внешними кредиторами окажется под вопросом.

Применение комплексного взвешенного  подхода, учет потери большей части кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.

Основные показатели социально-экономического развития России

Важнейшими тенденциями  минувшего 2005 года стали сохранение достаточно высоких темпов экономического роста при нарастающей роли государства  в экономической жизни страны.

Экономическая динамика оставалась благоприятной  на фоне высокой конъюнктуры цен на ведущие товары российского экспорта(см.табл.).

Экономический рост достиг более высоких  значений, чем прогнозировалось на рубеже 2004-2005г. - 6,4%ВВП против ожидавшихся 5,9%. Приток нефтедолларов, создавая сложности  для денежных властей, одновременно благоприятствовал решению бюджетных проблем страны. Продолжилось досрочное погашение внешнего долга, в результате чего он снизился до беспрецедентно низкого уровня (менее 25% ВВП)

Не следует сбрасывать со счетов и такой аспект роста зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, как увеличение общих масштабов внешней задолженности. В то время как суверенная задолженность продолжала сокращаться, общая задолженность остается в абсолютном выражении весьма существенной. Частные коммерческие организации (финансовые и не финансовые) активно осуществляли заимствования за рубежом, чему способствовали как исключительно благополучные макроэкономические показатели России, так и низкие ставки по кредитам на мировых финансовых рынках. Подобный рост задолженности сам по себе не является негативным фактором, поскольку при прочих равных условиях свидетельствует об инвестиционной активности в стране и служит естественным источником экономического роста.

В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив.

Россия только тогда сможет выполнить  свои обязательства, когда ее экономика  достигнет достаточно высоких темпов роста - 4-5% в год. Согласно расчетам, это может произойти не раньше, чем через 6-7 лет, при условии, что в России будут осуществлены благоприятные институциональные изменения и в течение этого времени она сможет тратить на обслуживание долга не более 3-4 млрд. $ в год. Повышение этой величины до 7-8 млрд. $ будет означать, что заметный рост российской экономики начнется на 3-4 года позже, то есть примерно в 2010 году.

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Амирханова Ф., Внешний долг: Непривычные решения // Экономика и жизнь, 1998 г., №2, с 4.
  2. Афонцев С., Внешняя задолженность России // Мировая экономика международные отношения, 1998 г., №7, с 5-18.
  3. Борисов Е. Ф., Экономическая теория: курс лекций для студентов высших учебных заведений, Москва: Общество «Знание» России,1996г., 478с.
  4. Вавилов А., Ковалишин Е., Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практака. // Вопросы экономики, 1999 г., №5, с 78-93.
  5. Воложинская М., Государственная долговая политика в условиях кризиса: преодоление стереотипов. // Бизнес, 1999 г., №1-2, с 36-37.
  6. Данкерт К., Дикман Н., Адекватные инструменты управления внешним долгом РФ. // Бизнес и банки, 1999 г., №16, с 6-7.
  7. Денисов К., Долги наши тяжкие // Труд, 1996 г., 13 сентября, с 15.
  8. Зевин Л., Советское наследие и долговые проблемы России // Politeconom, 1999 г., №4(11).
  9. Златкин Б., Перспективы функционирования рынка государственного долга. // Финансист, 1999 г., №8, с 7-8.
  10. Камаев В. Д., Учебник по основам экономической теории, Москва: ВЛАДОС,1996 г., 384 с.
  11. Костюк В. Н., История экономических учений, Москва: Центр, 1997 г., 224 с.
  12. Курьеров В.  Г., Внешнеторговая политика, иностранные инвестиции и внешний долг России. // ЭКО, 1999г., №9, с 16-31.
  13. Лившиц А., Государство свои долги отдаст. // Труд, 1996 г., 20 сентября, с 7.
  14. Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Экономикс, Москва: Республика, 1992 г., Том 1, с 399.
  15. Петраков Н., Годзинский А., И с долгом расплатиться и производство оживить. //Экономика и жизнь, 1998 г., №39, с 1.
  16. Саркисянц А. Г., Россия в системе мирового долга. // Вопросы экономики, 1999 г., №5, с94-108.
  17. Сидоров М., Брать в долг легко, отдавать трудно. // Экономика и жизнь, 1997 г., №52, с 3.
  18. Хейфец Б. А., Внешний долг России //Финансы, 1999 г., №2, с 22-24.
  19. Хейфец Б. А., Отдаст ли Россия свои долги? // Экономика и жизнь, 1998 г., №43, с 4.
  20. Ясин Е., Гавриленков Е., О проблеме регулирования внешнего долга России. // Вопросы экономики, 1999 г., №5, с 71-77.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Таблица №1

"Пороговые" показатели внешней  задолженности и положение России

Критерии

Пороговыепоказатели

Россия

 

1998

1999-прогноз

ВВП на душу населения (долл./год)

785

1937

1060

Внешний долг к ВВП в %

50

64

85

Внешний долг к годовому экспорту (%)

275

166

196

Погашение и обслуживание внешнего

30

15

27

Долга в % к годовому экспорту

 

 

 

Обслуживание внешнего долга

20

9

14

к годовому экспорту (%)

 

 

 


 

 

Диаграмма №1

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2

 

Проект структуры внешнего долга  России(млрд. US $)

 

Кредитор

на 01.01.99

на 01.01.2000

Правительства иностранных государств

68,1

73,2

Иностранные коммерческие банки и фирмы

51,8

65

Международные финансовые организации

24

28,8

Всего

143,9

167


 

Таблица№3

Внешняя задолженность  федеральных органов РФ

 

 

Задолженность на 1.01.98

Привлечено новых займов

Погашено

Другие изменения

*

Задолженность на 1.01.99

Основной долг

%

1

2

3

4

5

6=1+2-3+5

Внешний долг

123,2

15,5

3,9

4,6

6,8

141,5

Российский долг, всего

32

14,5

3,6

1,8

2,1

45

МВФ

13,2

6,2

1,1

0,7

1,0

19,3

МБРР

5,1

1,2

0,1

0,3

0,1

6,3

Еврооблигации

4,4

4,8

0

0,3

0,3

9,5

Другие категории долга

9,3

2,3

2,4

0,5

0,7

9,9

Долг бывшего СССР, всего

91,2

0,9

0,3

2,8

4,7

96,5

Парижский клуб

37,6

0

0,1

1,3

3,8

41,3

Лондонский клуб

28,1

0,19

0

1,5

0,5

29,5

СЭВ

14,9

0

0

0

0,3

15,2

Другие категории долга

10,6

0

0,2

0

0,1

10,5


*   – включают просроченные  %, курсовые разницы и прочие изменения.

** – капитализация начисленных  %, оформленная в виде выпуска  дополнительных облигаций(IAN`s).

 

 

 

Таблица №4

Кредиты МВФ

Год

Сумма

Выбранные страной квоты

Условия получения

1992

1,0

16,7

Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках и контроль за приростом денежной массы.

1993

1,54

25

Те же.

1994

1,5

25

Те же + либерализация ВЭД включая  ликвидацию нетарифных мер регулирования  экспорта.

1995

6,0

100

Те же + ликвидация внешних экономических  льгот, либерализация нефтяного экспорта и отмена до 01.01.96 г. всех экспортных пошлин, а так же ежемесячный мониторинг выполнения Россией своих долговых обязательств.

1996-98

9,2

 

Те же + отмена экспортных пошлин на нефть и газ с одновременным  повышением акцизов, количественных ограничений на импорт алкоголя, льгот по уплате импортных пошлин на материалы, обеспечение деятельности СМИ, обязательные таможенные экспертизы экспортных товаров, а также проверки денежно-кредитных и налогово-бюджетных показателей.

1999

   

Сокращение инфляционного показателя, снижение дефицита государственного бюджета


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №5

Основные показатели госдолга за 2001-2005 год

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

Золотовалютные резервы

36,6

47,8

76,9

124,5

182, 2

Стабилизационный фонд

(млрд. дол.)

   

106,3

522,3

1464,1

Государственный долг

(млрд. дол.)

146,9

142,6

141,9

141,4

109,7

Общая внешняя задолженность (млрд. дол.)

167,4

170,1

199,2

223,6

228,3


Источник: данные Росстата, ЦБ РФ, Минфина  РФ

1 Амирханова Ф., Внешний долг: Непривычные решения // Экономика и жизнь, 1998 г., №2, с 4.

2 Лившиц А., Государство свои долги отдаст. // Труд, 1996 г., 20 сентября, с 7.

3 Хейфец Б. А., Отдаст ли Россия свои долги? // Экономика и жизнь, 1998 г., №43, с 4.




Информация о работе Управление государственным долгом