Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:03, курсовая работа
Проблема обслуживания суверенного долга России привлекла пристальное внимание экономистов и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось на грани полного банкротства, обусловил переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. При решении проблемы государственного долга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.
Введение
1.
Государственный долг.
1.1.
Теоретический аспект
1.2.
Нарастание внутреннего долга
1.3.
Управление государственным долгом
2.
Валютная структура и размер государственного долга России.
2.1.
Проблемы внешней задолженности России
2.2.
Внутренний долг
3.
Стабилизация и управление государственным долгом.
3.1.
Реструктуризация
3.2.
Конверсия
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения
Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Менры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли переломить тенденцию и предотвратить наступление кризиса.
Не уделялось внимание структуре
и эффективности новых
Следующая неблагоприятная тенденция
в долговых отношениях - самовоспроизводство
внешней задолженности, когда все
больше новых заимствований
Очень важно остановить рост внешней задолженности России. Без перелома этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства перед внешними кредиторами окажется под вопросом.
Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.
Основные показатели социально-экономического развития России
Важнейшими тенденциями минувшего 2005 года стали сохранение достаточно высоких темпов экономического роста при нарастающей роли государства в экономической жизни страны.
Экономическая динамика оставалась благоприятной на фоне высокой конъюнктуры цен на ведущие товары российского экспорта(см.табл.).
Экономический рост достиг более высоких значений, чем прогнозировалось на рубеже 2004-2005г. - 6,4%ВВП против ожидавшихся 5,9%. Приток нефтедолларов, создавая сложности для денежных властей, одновременно благоприятствовал решению бюджетных проблем страны. Продолжилось досрочное погашение внешнего долга, в результате чего он снизился до беспрецедентно низкого уровня (менее 25% ВВП)
Не следует сбрасывать со счетов и такой аспект роста зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, как увеличение общих масштабов внешней задолженности. В то время как суверенная задолженность продолжала сокращаться, общая задолженность остается в абсолютном выражении весьма существенной. Частные коммерческие организации (финансовые и не финансовые) активно осуществляли заимствования за рубежом, чему способствовали как исключительно благополучные макроэкономические показатели России, так и низкие ставки по кредитам на мировых финансовых рынках. Подобный рост задолженности сам по себе не является негативным фактором, поскольку при прочих равных условиях свидетельствует об инвестиционной активности в стране и служит естественным источником экономического роста.
В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив.
Россия только тогда сможет выполнить свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста - 4-5% в год. Согласно расчетам, это может произойти не раньше, чем через 6-7 лет, при условии, что в России будут осуществлены благоприятные институциональные изменения и в течение этого времени она сможет тратить на обслуживание долга не более 3-4 млрд. $ в год. Повышение этой величины до 7-8 млрд. $ будет означать, что заметный рост российской экономики начнется на 3-4 года позже, то есть примерно в 2010 году.
Таблица №1
"Пороговые" показатели
Критерии |
Пороговыепоказатели |
Россия | |
1998 |
1999-прогноз | ||
ВВП на душу населения (долл./год) |
785 |
1937 |
1060 |
Внешний долг к ВВП в % |
50 |
64 |
85 |
Внешний долг к годовому экспорту (%) |
275 |
166 |
196 |
Погашение и обслуживание внешнего |
30 |
15 |
27 |
Долга в % к годовому экспорту |
|
|
|
Обслуживание внешнего долга |
20 |
9 |
14 |
к годовому экспорту (%) |
|
|
|
Таблица №2
Проект структуры внешнего долга России(млрд. US $)
Кредитор |
на 01.01.99 |
на 01.01.2000 |
Правительства иностранных государств |
68,1 |
73,2 |
Иностранные коммерческие банки и фирмы |
51,8 |
65 |
Международные финансовые организации |
24 |
28,8 |
Всего |
143,9 |
167 |
Таблица№3
Задолженность на 1.01.98 |
Привлечено новых займов |
Погашено |
Другие изменения * |
Задолженность на 1.01.99 | ||
Основной долг |
% | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=1+2-3+5 | |
Внешний долг |
123,2 |
15,5 |
3,9 |
4,6 |
6,8 |
141,5 |
Российский долг, всего |
32 |
14,5 |
3,6 |
1,8 |
2,1 |
45 |
МВФ |
13,2 |
6,2 |
1,1 |
0,7 |
1,0 |
19,3 |
МБРР |
5,1 |
1,2 |
0,1 |
0,3 |
0,1 |
6,3 |
Еврооблигации |
4,4 |
4,8 |
0 |
0,3 |
0,3 |
9,5 |
Другие категории долга |
9,3 |
2,3 |
2,4 |
0,5 |
0,7 |
9,9 |
Долг бывшего СССР, всего |
91,2 |
0,9 |
0,3 |
2,8 |
4,7 |
96,5 |
Парижский клуб |
37,6 |
0 |
0,1 |
1,3 |
3,8 |
41,3 |
Лондонский клуб |
28,1 |
0,19 |
0 |
1,5 |
0,5 |
29,5 |
СЭВ |
14,9 |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
15,2 |
Другие категории долга |
10,6 |
0 |
0,2 |
0 |
0,1 |
10,5 |
* – включают просроченные %, курсовые разницы и прочие изменения.
** – капитализация начисленных
%, оформленная в виде выпуска
дополнительных облигаций(IAN`
Таблица №4
Год |
Сумма |
Выбранные страной квоты |
Условия получения |
1992 |
1,0 |
16,7 |
Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках и контроль за приростом денежной массы. |
1993 |
1,54 |
25 |
Те же. |
1994 |
1,5 |
25 |
Те же + либерализация ВЭД включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта. |
1995 |
6,0 |
100 |
Те же + ликвидация внешних экономических льгот, либерализация нефтяного экспорта и отмена до 01.01.96 г. всех экспортных пошлин, а так же ежемесячный мониторинг выполнения Россией своих долговых обязательств. |
1996-98 |
9,2 |
Те же + отмена экспортных пошлин на нефть и газ с одновременным повышением акцизов, количественных ограничений на импорт алкоголя, льгот по уплате импортных пошлин на материалы, обеспечение деятельности СМИ, обязательные таможенные экспертизы экспортных товаров, а также проверки денежно-кредитных и налогово-бюджетных показателей. | |
1999 |
Сокращение инфляционного |
Таблица №5
Основные показатели госдолга за 2001-2005 год
Показатели |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Золотовалютные резервы |
36,6 |
47,8 |
76,9 |
124,5 |
182, 2 |
Стабилизационный фонд (млрд. дол.) |
106,3 |
522,3 |
1464,1 | ||
Государственный долг (млрд. дол.) |
146,9 |
142,6 |
141,9 |
141,4 |
109,7 |
Общая внешняя задолженность (млрд. дол.) |
167,4 |
170,1 |
199,2 |
223,6 |
228,3 |
Источник: данные Росстата, ЦБ РФ, Минфина РФ
1 Амирханова Ф., Внешний долг: Непривычные решения // Экономика и жизнь, 1998 г., №2, с 4.
2 Лившиц А., Государство свои долги отдаст. // Труд, 1996 г., 20 сентября, с 7.
3 Хейфец Б. А., Отдаст ли Россия свои долги? // Экономика и жизнь, 1998 г., №43, с 4.