Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 16:28, доклад
Статистика, описание уровня бедности в Республике Казахстан.
Многие
страны привыкли формировать свой подход
к проблеме бедности, исходя из точки
зрения дохода и уровня потребления,
что значительно сужает понимание
проблемы. Концепция бедности населения
с точки зрения возможностей развития
человеческого потенциала - представляет
собой отсутствие ряда базовых возможностей
и выбора человека. Последняя концепция не отрицает две предыдущие, а органично включает их. Поэтому важно организовать мониторинг бедности не только с точки зрения дохода или потребностей, но с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала. При этом можно разработать интегральный показатель, в рамках которого воедино сводятся различные аспекты лишений человека, и, тем самым, комплексно оценить масштабы бедности в обществе. Почти третья часть населения Казахстана является обездоленной по показателю доли населения, не доживающего до 60 лет, что связано с низкой ожидаемой продолжительностью жизни от рождения - всего 64,5 лет в 1998 году и 65,7 лет в 1999 году. До 60 лет не доживает пятая часть женщин и свыше 40% мужчин. Анализ доли 16-летней молодежи, не охваченной обучением, дает основание сделать заключение, что в переходном периоде в стране сложилась ситуация с сокращением возможностей гарантированного Конституцией страны права граждан на получение среднего общего образования. Обездоленность населения по этому показателя варьирует по регионам в 1998-1999 и 1999-2000 учебных годах от 4-5 до 14-16%. При этом доля юношей, не получающих среднего общего образования примерно в два раза выше, чем доля девушек, то есть по данному показателю обездоленность мужчин больше, чем женщин. Доля населения, имеющего уровень потребления ниже прожиточного минимума, составила в 1998 году 43,4%. В 1999 году она снизилась на 8,9 процентных пункта, однако, все еще представляет значительную величину. Наиболее обездоленными по данному показателю являются все южные области республики, а также Атырауская, Костанайская и Северо-Казахстанская области, где значение этого показателя превышает 40%. 306 Значения уровня официально зарегистрированной безработицы в региональном разрезе показывают, что, несмотря на сравнительно невысокий уровень безработицы в целом по стране, он имеет значительную дифференциацию по регионам: от 1,4% в Алматинской области до 12% в Мангистауской. Рассчитанный на основе этих четырех показателей индекс бедности населения Казахстана показывает, что 31% населения страны в 1998 году и 28,1% в 1999 году являлись обездоленными. При этом в 1998 году бедными согласно данному индексу были свыше половины жителей Южно-Казахстанской области, в три раза превысив показатель города Алматы. В 1999 году дифференциация регионов по этому показателю была менее значительной - 2,2 раза, однако обездоленность населения в большинстве регионах Казахстана превысила четверть жителей. Имея некоторые статистические показатели для районного уровня, которые могли бы характеризовать лишения населения в отдельных аспектах своей жизнедеятельности и человеческого развития, можно оценить бедность на районном уровне, как с точки зрения этих отдельных показателей, так и путем их интегрирования в некоторый сводный индекс бедности населения для районного уровня. Анализ данных за 1999 год в разрезе районов показывает, что большинство районов Казахстана (135 из 197), в которых проживает 46,5% населения республики, относится к бедным районам с точки степени покрытия прожиточного минимума заработной платой. В ряде областей Казахстана в беднейших районах проживает более двух третей населения области: в Алматинской - 77,1%, Южно-Казахстанской - 76,2%, Кызылординской - 67,5%. В 57 районах степень покрытия прожиточного минимума заработной платой не превышает 15%, а в 18 районах - 10% Несмотря небольшой уровень зарегистрированной в республике в 1999 году безработицы (3,9%), в разрезе районов наблюдается усиление их дифференциации по этому показателю. В 1999 году число районов с уровнем безработицы 3,6-10% увеличилось с 58 до 85, а свыше 10% - с 17 до 22. Наибольшее число районов с уровнем официально зарегистрированной безработицы свыше 10% приходится на Павлодарскую область (6). За ней следует Мангистауская (5), Атырауская и Костанайская (по 3) и области. В районах с высоким уровнем безработицы находится каждый пятый (19,3%) безработный республики. В Мангистауской области 307 в районах с уровнем безработицы свыше 10% сосредоточено свыше 72% безработных, в Костанайской - почти 40%, в Павлодарской - каждый третий безработный области. То есть, безработица концентрируется в ограниченном числе районов отдельных областей республики. Интегрируя показатель процентных пунктов, которых не хватает для покрытия 50% стоимости прожиточного минимума заработной платой, и уровень официально зарегистрированной безработицы можно предложить формулу для расчета индекса бедности населения для районного уровня (ИБН-Р). Наибольшее количество районов (97 районов) имели в 1998-1999 годах значения ИБН-Р в пределах от 21 до 30. Самые бедные 33 района республики имели значения индексов в пределах от 31 до 40. При этом наибольшее количество самых бедных районов сосредоточено в Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Южно-Казахстанской области (по 5 районов). Об уровне бедности в Республике Казахстан в 3 квартале 2009 года |
Доля населения республики, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в 3 квартале т.г. по итогам выборочного обследования 12 тысяч домашних хозяйств составила 10,5%, что на 5,7 процентных пункта ниже соответствующего уровня 2008 года |
16.12.2009 / |
Доля
населения республики, имеющего доходы
ниже величины прожиточного минимума,
в 3 квартале т.г. по итогам выборочного
обследования 12 тысяч домашних хозяйств
составила 10,5%, что на 5,7 процентных пункта
ниже соответствующего уровня 2008 года. Несмотря на колебания, присущие квартальным показателям бедности внутри отчетного года, зарегистрированная в 3 квартале т.г. тенденция снижения уровня бедности отличается от ситуации, сложившейся в соответствующих периодах 2007-2008 годов. Увеличение уровня бедности в соответствующих периодах 2007-2008 годов, в первую очередь, обусловлено снижением уровня дохода, использованного на потребление, в сельской местности. Рассматривая уровень бедности в разрезе города и села в 2009 году, можно отметить наиболее стабильную ситуацию в городской местности по сравнению с селом, если в селе уровень бедности в 3 квартале по сравнению с предыдущим периодом т.г. снизился на 9 процентных пунктов, то в городе – всего на 2,2 процентных пункта. Динамика снижения уровня бедности в отчетном периоде т.г. свидетельствует о превышении уровня потребления обследуемых домохозяйств над величиной прожиточного минимума. |
АСТАНА. 8 июня 2010г. КАЗИНФОРМ /Аскар Бимендин/ - Снижение уровня бедности остается одним из основных направлений социальной политики Казахстана, с 2000 года доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного уровня, сократилась в 4 раза, отметил заместитель Премьер-Министра РК Ербол Орынбаев на международной конференции «Социальное обеспечение в условиях мирового кризиса: национальные ответы на вызовы дня» в Астане.
Выступление вице-премьера РК Е.Орынбаева об основных успехах в социальной политике Казахстана прошло в рамках обсуждения и анализа мер, принимаемых правительствами стран Восточной Европы и Центральной Азии, для сохранения социальной стабильности в условиях кризиса.
По оценкам зарубежных экспертов, система социального обеспечения евразийских стран, в том числе Казахстана, продемонстрировала устойчивость в условиях кризиса и способность стать инструментом борьбы с экономическим спадом.
В работе двухдневной
конференции участвуют генсек Международной
ассоциации социального обеспечения
Ханс-Хорст Конколевски, представители
международных организаций
Конференция организована
Министерством труда и
Доклад
о человеческом развитии
издается Программой
развития ООН (ПРООН)
ежегодно начиная
с 1990 года. Он готовится
группой независимых
международных экспертов,
которая наряду с
аналитическими разработками
использует в своей
работе статистические
данные различных международных
организаций и агентств.
В широком смысле слова в понятие «человеческое
развитие» включаются все аспекты развития
личности человека – от состояния его
здоровья до степени экономической и политической
свободы. Под человеческим развитием в
Докладе ООН понимается «создание окружающей
среды, в которой люди могут полностью
развивать свой потенциал и вести продуктивную,
творческую жизнь в соответствии со своими
потребностями и интересами». Человеческое
развитие как цель экономики направлено
на обеспечение человеку достойной жизни,
то есть обеспечение широкого доступа
к качественному образованию, здравоохранению,
социальным льготам, полноценному питанию,
активному участию в жизни общества и
другим духовным и материальным благам.
Казахстан осуществляет свою экономическую
политику в соответствии с идеологией
человеческого развития, провозглашенной
ООН. Устойчивое повышение качества и
социальных стандартов жизни населения
определены президентом страны в числе
основных приоритетов при реализации
задачи вхождения страны в число 50 наиболее
конкурентоспособных стран мира. Первые
два национальных отчета по человеческому
развитию (за 1995 и 1996 гг.) дали мощный толчок
к использованию концепции человеческого
развития как инструмента анализа социальноэкономических
реформ, происходящих в стране. Концепция
была принята в качестве основополагающей
при разработке стратегии долгосрочного
развития страны «Казахстан-2030», а с 1998
года – всех разрабатываемых в рамках
стратегии программ.
Помимо этого Казахстан, являясь полноправным
участником мирового сообщества, принял
на себя обязательства по выполнению задач,
поставленных в декларации на пороге тысячелетия,
принятой на Генеральной Ассамблее ООН
в 2000 году в Нью-Йорке, а также задач Всемирного
саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге.
С 1998 года Казахстан является членом и
активным участником Комиссии ООН по устойчивому
развитию, а с 2003-го – участником региональной
евразийской сети Всемирного совета предпринимателей
по устойчивому развитию.
Новым инструментом измерения человеческого
развития в Докладе ООН с 1990 года стал
«индекс человеческого развития» (ИЧР).
Индекс ежегодно рассчитывается для большинства
стран мира и представляет собой среднюю
арифметическую величину трех индексов,
отражающих ключевые компоненты человеческого
развития:
– индекса ожидаемой продолжительности
жизни при рождении (ОПЖ), характеризующего
долголетие или долгую и здоровую жизнь,
который рассчитывается как в целом для
обоих полов, так и в отдельности для мужчин
и женщин;
– индекса образования или образованности
как возможности доступа к знаниям, измеряемого
по уровню грамотности взрослого населения
и охвату обучением на всех его ступенях;
– индекса дохода или уровня жизни, измеряемого
как ВВП на душу населения.
По данным всемирных докладов о человеческом
развитии ПРООН, в Казахстане и других
странах СНГ можно выделить два этапа
человеческого развития. Первый этап (1990-1995гг.)
характеризуется резким ухудшением всех
основных показателей человеческого развития,
что привело к перемещению Казахстана
с 54-го на 93-е место в мире по ИЧР. На втором
этапе (1995-2005гг.) показатели человеческого
развития восстанавливаются, что позволило
Казахстану переместиться на 14 мест выше.
Факторами, вызвавшими негативные тенденции
в области человеческого развития на первом
этапе, явились снижение численности населения
как результат эмиграции, особенно в первые
годы независимости, снижение уровня рождаемости
(по крайней мере, на 25% для стран Центральноазиатского
региона) и, наконец, резкое снижение продолжительности
жизни при рождении из-за распада государственной
системы здравоохранения и значительного
снижения затрат на социальную инфраструктуру.
Снижение ИЧР в Казахстане за период с
1990-го по 1995 год на 52% было обусловлено
снижением ожидаемой продолжительности
жизни, на 37% – сокращением ВВП на душу
населения и на 11% – сокращением охвата
обучением.
Из расчетов видно, что демографический
фактор – ожидаемая продолжительность
жизни при рождении – сыграл основную
роль в ухудшении ИЧР республики на первом
этапе и является недостаточно весомым
фактором роста ИЧР на втором этапе. При
этом уровень данного показателя в Казахстане
(65 лет) весьма низок в сравнении как со
странами с высоким ИЧР (78 лет), так и с
большинством стран переходной экономики
(68,2 года). Если бы население Казахстана
имело ОПЖ на 13 лет больше, то по рейтингу
ИЧР страна бы входила в число пятидесяти
лучших стран мира, занимая 43-е место.
Процесс старения населения – явление,
которое наблюдается в настоящее время
во многих странах. Согласно прогнозу
специалистов, к 2050 году число пожилых
людей превысит общую численность молодежи.
В ряде развитых и развивающихся стран
это уже произошло. Процесс старения, выражающийся
в возрастании доли пожилых людей, снижении
рождаемости и росте продолжительности
жизни, наблюдается сегодня практически
повсеместно. Начался он во Франции в конце
ХVII века и постепенно распространился
на все развитые страны. Однако никогда
ранее этот процесс не происходил столь
быстро и масштабно, как в настоящее время.
Особенность процесса старения в Казахстане
состоит в том, что старение является результатом
действия двух факторов: снижения рождаемости
и высокого уровня смертности, особенно
у мужчин трудоспособного возраста. Казахстан
переступил порог старения населения
сравнительно недавно, но в ближайшем
будущем этот процесс будет значительно
ускоряться. Так, если на начало 1999 года
доля лиц в возрасте 65 лет и старше в общей
численности населения составляла 6,7%,
то в 2004 году – уже 7,4%. Согласно прогнозам,
к 2030 году эта цифра увеличится до 11,55.
В отчетах ООН образование рассматривается
как один из ведущих факторов улучшения
качества жизни. Казахстан, как и все страны
Центральной Азии, имеет более высокий
уровень образования, чем можно было бы
ожидать при существующем уровне экономического
развития. Однако на его величине негативно
сказались снижение финансирования и
стандартов образования и эмиграция специалистов
в Европу, США, Россию. Весьма заметно сократилась
в государственном бюджете доля расходов
на образование в период с 1995-го по 2001 год
(с 4,5 до 3,2%). К 2004 году она возросла до 3,3%,
однако была все же ниже 6-7%, рекомендуемых
Дакарской конференцией по образованию
для всех стран уровня.
Для возможностей человеческого развития
важное, хотя и не главное, значение имеет
динамика экономического роста в стране.
Опережающие темпы роста по сравнению
с инфляцией позволяют решать проблемы
с так называемыми «новыми вызовами глобализации»,
в частности со старением населения, последовательно
реализовывать планы социальной поддержки
населения, сокращать бедность и обеспечивать
устойчивый рост уровня жизни населения.
Что касается индекса дохода, то с увеличением
ВВП на душу населения в 2 раза, рейтинг
Казахстана поднялся бы на 13-е место. Сейчас
Казахстан по классификации Всемирного
банка входит в группу стран со средним
уровнем дохода, и по темпам экономического
развития он в 2 раза опережает другие
страны в своей подгруппе.
Согласно Всемирному докладу ПРООН о человеческом
развитии, в 2006 году Казахстан занимал
79-е место по ИЧР (0,774) среди 117 стран мира,
а по ВВП на душу населения – 74-е место,
в 2007 году Казахстан по уровню человеческого
развития в мировом рейтинге переместился
с 79-го на 73-е место. Мировыми лидерами
по уровню развития названы Исландия,
Норвегия, Австралия, Канада и Ирландия.
Многие годы подряд лидерство принадлежало
Норвегии, но в этом году она уступила
первое место Исландии. Шестое место в
списке стран с высоким уровнем человеческого
развития заняла Швеция, Швейцария оказалась
седьмой, Япония – восьмой. Франция оказалась
на десятой позиции, а США на 12-й, сразу
после Финляндии. Великобритания занимает
16-е место в списке самых благополучных
стран мира, в который также вошли Беларусь
(64-е место) и Россия (67-е место). Высокие
места в рейтинге заняли Литва, Эстония
и Латвия: 43-е, 44-е и 45-е соответственно.
Все другие государства СНГ включены в
группу стран со средним уровнем развития.
Украина занимает 76-е место, Армения –
83-е, Грузия – 96-е, Азербайджан – 98-е, Туркменистан
– 109-е, Молдова – 111-е, Узбекистан – 113-е,
Кыргызстан – 116-е и Таджикистан – 122-е.
В настоящее время 69 стран мира имеют ИЧР
на уровне выше 0,8, что позволяет относить
их к числу стран с высоким уровнем человеческого
развития. В списке со средним уровнем
развития – 88 стран. Самыми неблагополучными
и бедными государствами считаются СьерраЛеоне,
Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау и Нигер.
По мнению национальных экспертов, ИЧР
является одним из критериев оценки вхождения
Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных
стран мира. Несмотря на то, что республика
сейчас находится в положении догоняющей
страны, по прогнозам ПРООН, Казахстан
может войти в число стран с наиболее высоким
уровнем человеческого развития к 2010 году.
Так, при сохранении высоких темпов роста
ВВП на душу населения (свыше 9%) его уровень
превысит в 2010 году уровень 13,5 тыс. долл.
США. Такой результат имела два года назад
Эстония, занимавшая на тот период самое
высокое место среди стран постсоветского
пространства. А достаточно высокий уровень
ВВП, даже при сравнительно невысокой
динамике роста ожидаемой продолжительности
жизни при рождении (67,5 года в 2010 г.) и охвате
обучением (95%), позволяет превысить по
ИЧР пороговое значение 0,8, которое считается
критерием отнесения к группе стран с
высоким уровнем человеческого развития.
Так как Казахстан относится в настоящее
время к числу динамично развивающихся
экономик мира, это позволяет ему успешно
достичь приоритетных целей в области
человеческого развития, а именно – в
увеличении ожидаемой продолжительности
жизни при рождении к 2015 году до 70,5 года,
к 2020 году – до 72,5 и 75,5 – к 2030 году. Совокупный
коэффициент охвата обучением к 2015 году
должен составить 100%, ВВП – 16-17 тыс. долл.
США на душу населения (по паритету покупательной
способности) при среднегодовых темпах
роста экономики не менее 8,5% в 2011-2020гг.
Решение проблем обеспечения развития
человеческого потенциала потребует комплексного
подхода в выработке единой государственной
концепции в отношении пожилого населения,
развития системы гарантий социального
обеспечения старости, поддержки материнства
и детства, повышения уровня образования.