Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов валютного регулирования и валютного контроля.
Сформулированная цель определила следующие задачи:
- изучить теоретические основы состава и содержания бухгалтерской отчетности организации;
- рассмотреть цели и направления валютного контроля;
- дать характеристику органов валютного контроля;
- исследовать валютное регулирование Российской Федерации;
- описать ответственность за нарушение валютного законодательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕЛЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
3. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.66 Кб (Скачать документ)

Паспорт сделки должен содержать  сведения, необходимые в целях  обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами  и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании  подтверждающих документов, имеющихся  у резидентов.

Представление паспорта сделки (паспорта импортной сделки, паспорта бартерной сделки) (далее - паспорт  сделки) и указание его реквизитов (номера и даты) в таможенной декларации требуется при помещении товаров  под заявляемый таможенный режим, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо изменение их таможенного режима осуществляется на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации распространяется требование об оформлении паспорта сделки.

Паспорт сделки не представляется при помещении товаров под  таможенные режимы международного таможенного  транзита, перемещения припасов, иные специальные таможенные режимы, устанавливаемые  в соответствии со статьей 268 Таможенного  кодекса Российской Федерации:

1. Не требуется повторного  представления паспорта сделки  и указания сведений о его  реквизитах (номере и дате) в таможенной  декларации, если паспорт сделки  представлялся при помещении  товаров на основании того  же договора под ранее заявленный  таможенный режим (в этом случае  при их декларировании путем  подачи грузовой таможенной декларации  в графе 28 под номером 1 указывается  код таможенного режима, при заявлении  которого представлялся паспорт  сделки);

2. Не требуется представления  паспорта сделки и указания  сведений о его реквизитах (номере  и дате) в таможенной декларации  при декларировании товаров, за  которые не предусмотрена оплата  или получение иного встречного  предоставления по договору, заключенному  при совершении внешнеэкономической  сделки.

Таможенные органы не выдают разрешение на помещение под заявляемый таможенный режим товаров, вывозимых  с таможенной территории Российской Федерации, а также при изменении  таможенного режима ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации товаров (за исключением  изменения таможенного режима в  связи с их ввозом на таможенную территорию Российской Федерации) в  случае непредставления паспорта сделки (копии паспорта сделки, заверенной в соответствии с установленным  порядком (далее - копия паспорта сделки).

Таможенные органы разрешают  представление паспорта сделки (копии  паспорта сделки) согласно порядку  и условиям, предусмотренным статьей 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, в случае невозможности  его представления при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, а также при  изменении таможенного режима ранее  ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров (за исключением  изменения таможенного режима в  связи их с вывозом с таможенной территории Российской Федерации), в  случае выпуска товаров таможенным органом до подачи таможенной декларации (статья 150 Таможенного кодекса Российской Федерации) такое разрешение выдается на срок, не превышающий 45 дней со дня  выпуска товаров таможенным органом.

3.ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Валютное регулирование  является неотъемлемой частью экономической  политики страны.

Основой валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации в 90-х годах 20 века был Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., который определял принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

Подготовка к обеспечению  реализации единой государственной  валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка  Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, потребовала установления новых, более либеральных правил работы на российском валютном рынке, обращения валюты, поэтому был  принят новый Федеральный закон  от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 июня 2004 г.) (далее - Закон).

Закон состоит из пяти глав, содержащих 28 статей. В них установлены  правовые основы и принципы валютного  регулирования и валютного контроля в нашей стране, полномочия органов  валютного регулирования, а также  права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными  ценностями, права и обязанности  нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой  Российской Федерации и внутренними  ценными бумагами, права и обязанности  органов валютного контроля и  агентов валютного контроля. В  Законе преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления  тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических  обязанностей. Возможность выбора вариантов  правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена  к минимуму - диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.

В отличие от Закона 1992 г. большинство норм нового Закона имеют  прямое действие. Бланкетные нормы  применяются только тогда, когда  необходимо управомочить Правительство  РФ или ЦБР на осуществление подзаконного правотворчества в пределах, установленных  Законом.

Среди новых введений Законом:  

- о валютные ограничения  в России после вступления  Закона в силу могут устанавливаться  ЦБР не на основе административного  усмотрения, а в соответствии  с установленным в Законе перечнем  ограничений, который является  исчерпывающим.

В то же время по согласованию с Правительством РФ ЦБР может, предупредив  участников валютного рынка, вводить  меры, временно ограничивающие их права, связанные с распоряжением валютными  средствами.

Закон отменяет практику получения  индивидуальных разрешений на проведение валютных операций. Из состава валютных ценностей исключены драгоценные  металлы и драгоценные камни. Предусмотрено право ЦБР определять размер обязательной продажи валютной выручки резидентами, но не более 30% от суммы этой выручки, а с 01.01.2007 г. норма обязательной продажи валюты вообще отменяется.

Установлено право физических лиц открывать счета в зарубежных банках в государствах-членах ОЭСР (24 страны) или ФАТФ в уведомительном порядке; в дальнейшем это право  получат и юридические лица. Введены  новые допустимые размеры сумм ввозимой и вывозимой валюты, более либеральные  по сравнению с прежними правилами. Покупка и продажа иностранной  валюты будут осуществляться без  предъявления требования об идентификации  личности.

Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции  валютный контроль операций, связанных  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством  Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле (пункт 7 ст. 403 Таможенного кодекса  Российской Федерации). В соответствии с новым законодательством таможенные органы являются агентами валютного  контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Валютный контроль операций, связанных  с перемещением товаров через  таможенную границу, заключается в  проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки  на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим  внешнеторговым контрактам.

Статья 21 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании  и валютном контроле", устанавливающая  обязательную продажу части валютной выручки на внутреннем валютном рынке  Российской Федерации, утратила силу с 1 января 2007 года.

В 2005 г. внесены изменения закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон). Эти изменения, действуют с 19 июня 2005 года в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц – резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации. С этого же дня вступили в силу специально подготовленные Банком России Указание № 1574 N У от 04.05.2005 г. «Об открытии резидентами, являющимися физическими лицами – индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, счетов в банках за пределами территории Российской Федерации», а также Указание № 1577-У от 06.05.2005 г. «Об установлении требования о резервировании при осуществлении резидентами переводов средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации».

Вступающий в силу 19 июня 2005 г. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вводит новый порядок открытия и использования счетов (вкладов) в иностранных банках резидентов – юридических лиц, не изменяяпроцедуру открытия и использования счетов в иностранных банках, установленную для резидентов – физических лиц.

В соответствии с Законом, резиденты (физические лица – индивидуальные предприниматели и юридические  лица), за исключением кредитных  организаций и валютных бирж, открывают  банковские счета в иностранных  банках послепредварительной регистрации открываемого счета в налоговых органах по месту учета резидента в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. До момента вступления в силу нового порядка предварительной регистрации, по нашему мнению, будут по аналогии применяться вышеперечисленные акты ФНС .

В пункте 1 Указания № 1577-У Банк России установил требование о резервировании при осуществлении резидентами переводов средств на свои счета (во вклады) в иностранных банках в размере 25% суммы осуществляемой валютной операции на срок 15 календарных дней до дня осуществления валютной операции. Данное требование распространяется на физических лиц – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе валютные биржи, но не касается кредитных организаций.

Требование о резервировании не применяется при осуществлении  юридическим лицом – резидентом перевода средств на свой счет, открытый в банке за пределами территории РФ для выполнения функций представительства  своим подразделением, не являющимся юридическим лицом и расположенным  вне места нахождения юридического лица – резидента за пределами  территории Российской Федерации. В  случае установления в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона требования о предварительной регистрации  счета (вклада) переводы резидентами  средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе регистрационного документа.

Рассмотрим права, предоставляемые резидентам РФ с вступлением Закона

Юридические лица – резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами, критерии которых установлены в законе.

Физические лица – резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в иностранных банках.

Требования к порядку  открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным  счетам (вкладам) валютных операций, а  также представления отчетов  о движении средств по этим счетам (вкладам), описанные выше, не применяются к уполномоченным банкам и валютным биржам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории РФ, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком РФ.

Таким образом, с  одной стороны, 19 июня 2005 г. наступила  следующая стадия либерализации  действующего валютного законодательства, а с другой стороны, при осуществлении  переводов за рубеж предприниматели  понесли дополнительные затраты, связанные  с конвертацией (расчеты могут  быть в иностранной валюте, а резервирование в рублях РФ) и резервированием (отвлечением) 25 % суммы перевода на срок 15 дней.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ  ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

 

Основные виды ответственности  установлены [16]:

- взыскание в доход  государства всего полученного  по недействительным в силу  настоящего Закона сделкам;

- взыскание в доход  государства необоснованно приобретенного  не по сделке, а в результате  незаконных действий.

Резиденты и нерезиденты  несут ответственность за следующие  виды нарушений валютного законодательства:

- отсутствие учета валютных  операций;

- ведение учета валютных  операций с нарушением установленного  порядка;

- непредставление или  несвоевременное представление  органам и агентам валютного  контроля документов и информации, за что нарушители несут ответственность  в виде штрафов в пределах  суммы, которая: а) не была  учтена; б) была учтена ненадлежащим  образом; 

в) по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении  указанных правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний  органов валютного контроля резиденты  и нерезиденты несут ответственность  в виде:

- взыскания в доход  государства сумм, указанных в  п.1 ст.14 Закона, а также штрафов  в пределах 5-кратного размера  этих сумм, осуществляемого Центральным  банком РФ в соответствии с  законами РФ;

- приостановления действия  или лишения резидентов или  нерезидентов выданных органами  валютного контроля лицензий  и разрешений;

- других санкций, установленных  законодательством Российской Федерации.

Взыскание, предусмотренных  настоящей статьей, санкций производится по решению соответствующих органов  валютного контроля в судебном порядке.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль