Валютное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:40, доклад

Описание

Валютные отношения играют важную роль в международных экономических связях страны. Изменения курсов национальной или иностранной валюты влияют на соотношение экспортных и импортных цен, конкурентоспособность фирм, прибыль предприятий и инвестиции, уровни цен и безработицы в стране. В свою очередь, экономическая ситуация в стране обуславливает уровень и стабильность курса национальной валюты. В зависимости от социально-экономического положения страны, расстановки сил в мировом хозяйстве государство выбирает различные направления валютной политики.

Содержание

Введение 3
1.История валютного регулирования в России 5
2.Валютное регулирование на современном этапе 9
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Валютное регулирование доклад.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Валютные отношения играют важную роль в международных экономических  связях страны. Изменения курсов национальной или иностранной валюты влияют на соотношение экспортных и импортных  цен, конкурентоспособность фирм, прибыль  предприятий и инвестиции, уровни цен и безработицы в стране. В свою очередь, экономическая ситуация в стране обуславливает уровень и стабильность курса национальной валюты. В зависимости от социально-экономического положения страны, расстановки сил в мировом хозяйстве государство выбирает различные направления валютной политики.

Валютная политика как составная  часть денежно-кредитной политики направлена на достижение экономической  безопасности, обеспечение стабильности национальной валюты, защиту интересов  национальных субъектов хозяйства, повышение эффективности международных валютных отношений страны.

В области валютного законодательства за последние двадцать с небольшим лет произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой государственной валютной монополии.  

Государственная валютная монополия  была главным принципом валютной политики на протяжении всей истории  СССР. Она означала, что государство  выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась  в одних руках и распределялась из центра с помощью валютного плана. Государство имело тогда исключительное право  на совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежавшими ему золото-валютными резервами. Действовали принципы концентрации валютных резервов и единства валютной кассы.

С упразднением государственной монополии  на внешнюю торговлю и началом  либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с  валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка в России придало валютно-правовому регулированию постоянный характер.

Валютное регулирование по своей  сути – это мера ограничительного характера, и я не нахожу в этом никакого негативного смысла. Так, по данным МВФ за 2008 год почти 80% его членов использовали различные ограничительные меры, – основной из которых является валютное регулирование. Интересной особенностью применения таких мер является то, что страны с развитой рыночной экономикой устанавливают валютные ограничения на движение капитала, связанного с прямыми инвестициями, а в странах развивающихся – это, прежде всего, ограничения на движение капитала по спекулятивным операциям.1

Для того чтобы правильно проводить  валютную политику жизненно необходимо создавать и устанавливать такие правовые нормы, которые будут не просто регулировать валютное взаимоотношения на внутреннем валютном рынке государства, но, и что самое важное, делать это эффективно, сообразно глобальной экономической конъюнктуре.

Не могу не отметить, что с  периода кризиса в 1998 году, валютный рынок как организатор движения валюты и валютных ценностей в России развивался невероятными темпами.

Кто бы мог подумать, например, даже в 2000 году, что уже через каких-нибудь три-пять лет каждый гражданин (а не только производитель экспортной продукции или другой хозяйственный субъект) сможет получить свободный доступ к валютному рынку (я имею в виду деятельность Forex по обучению всех желающих игре на бирже), или, что за столь короткий срок будет создана банковская система с развитой инфраструктурой. И уж действительно никто не мог подумать, что эта система, развиваясь, настолько резво войдет в общемировой валютный рынок, что окажется перед угрозой коллапса после того, как за 10000 км от территории России рухнет рынок ипотеки.

Безусловно, то, что происходило с внутренним валютным рынком Российской Федерации, требует глубоко анализа, но сейчас, по моему мнению, я хочу рассмотреть возможности защиты национального валютного рынка от колебаний мирового масштаба.

Важная роль в валютном регулировании  принадлежит, безусловно, Центральному банку России, который представляет интересы государства (например, в отношениях с центральными и национальными  банками иностранных государств, международными организациями (МВФ), другими финансово-кредитными учреждениями), заключает межбанковские соглашения.

К функциям Банка России законодательство относит: валютное регулирование и  валютный контроль, через издание  нормативных актов, проведение всех видов валютных операций, разработку сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, регулирование курса рубля к валютам других стран, установление валютного коридора, выдача банкам лицензий, разрешающих осуществление валютных операций (ст. 4 ФЗ «О Центральном Банке РФ» от 27 июня 2002 года N 86-ФЗ)2

В свете нестабильности на мировом рынке, встает вопрос о режиме валютного регулирования – должна ли это быть жесткая привязка курса рубля к определенному ЦБ уровню, либо же необходимо сдерживать падение курса национальной валюты, делая его снижение плавным (как делал ЦБ РФ в декабре-феврале 2008-2009 гг.), либо надо «отпустить» курс рубля и довериться рыночным механизмам определения его стоимости.

Кроме того, мне интересно дать комментарии к некоторым положениям ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ», ставшего основным материалом для написания данного доклада.

    1. История валютного регулирования в России

Прежде, чем приступить к освещению  темы, считаю необходимым произвести краткий экскурс в недалекую историю, для того, чтобы сравнить методы валютного регулирования в СССР, России девяностых годов и сегодняшней России.

Многие годы валютная политика СССР не была объектом постоянных научных  исследований. Причиной такого невнимания было то, что как форма государственной монополии валютная политика практически не имела характеристик политики, как таковой.

Внешнеэкономические связи СССР постоянно  находились в режиме секретности, который  помогал скрывать их низкую эффективность  и многочисленные провалы в этой сфере.

Если же говорить про отношение  простого советского человека к валюте, то это можно сформулировать, как  отношение к чему-то запретному и  опасному, за что можно на долгие годы угодить за решетку.

Таким образом, главным принципом  валютной политики СССР была абсолютная валютная монополия – такая монополия была постулатом: с ее помощью, как заявлялось, повышалась эффективность внешних сношений страны, государство могло регулировать эту сферу таким образом, чтобы экономика была защищена от отрицательных воздействий извне, обеспечивало эффективное регулирование и планирование состояния платежного баланса и распределения иностранной валюты в экономике. Это означало лишь одно - государство является единственным законным владельцем иностранной валюты, которая аккумулируется в одних руках и распределяется, соответственно, централизованно - по валютному плану (решения принимались непосредственно Советом Министров СССР, а отдельные министерства и ведомства имели достаточно ограниченную свободу действий в этой сфере, ограничиваясь незначительными техническими вопросами). И только государство имело исключительное право совершать операции с валютными ценностями и управлять золотовалютными резервами, принадлежащими ему.

На практике получалось так, что  все хозяйствующие субъекты обязаны были держать валюту на счетах в Банке Внешнеэкономической Деятельности СССР (Внешэкономбанке СССР), и вся валютная политика СССР состояла в том, чтобы перераспределить валютную выручку и иностранные кредиты в полном соответствии с валютным планом, к управлению золотовалютными резервами, ведению переговоров о финансовых условиях торговых сделок и условий кредитования, и, конечно же, надзору за валютными операциями физических лиц, которые были ограниченны (у предприятий же таких операций вообще не могло быть).

Если разбить проведение валютной политики в СССР на этапы, то можно  выделить следующие периоды:

- 1917 - 1921 гг. – это период валютного  администрирования, названный "валютный  военный коммунизм". Он характеризовался  конфискациями и реквизицией валютных ценностей, а также установлением монополии Госбанка на проведение всех валютных операций. Это период заканчивается началом НЭПа.

- 1922 - 1926 гг. – начало валютного  регулирования. Признаки НЭПа  в условиях валютного регулирования: изменения в валютной политике страны. Так, в 1922 г. была отменена практика конфискаций и реквизиций валютных ценностей в пользу государства, разрешалось свободное распоряжение валютой и валютными ценностями. Кроме того, было легализовано открытие валютных счетов другими хозяйствующими субъектами.

- 1927 - 1985 гг. - "новый валютный  военный коммунизм" или административная  валютная политика. Она заключалась  в распределении валютных ресурсов  административными методами (уже  упоминавшийся мной выше валютный  план, а также единая валютная касса). Так, был установлен план ввоза, пересылки и вывоза наличных денежных знаков.

В этот период, было сделано очень  важное наблюдение. Экономика СССР, по факту, была отрезана от мирового рынка, но, как показала практика, такая изоляция не уберегла государство от неблагоприятных внешних влияний. Свидетельством тому была иррациональность процентных ставок и валютных курсов, как следствие, ценовые диспропорции и уязвимость перед лицом внешних ставок.

-1986 - 1991 гг. – «перестройка», выразившаяся в валютной сфере формированием новой валютной политики, а также глубоким реформированием государственной валютной монополии.

Реформирование начинается с принятием  Правительством нескольких постановлений.3 Их содержание ясно показывало желание и готовность упразднить государственную валютную монополию: так, предприятиям позволили оставлять определенную часть валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг.

Но реформирование, все же, было не таким глубоким, и основные изменения  в валютной политике произошли после развала СССР, уже в другом государстве - Российской Федерации.

Указ Президента4, в котором разрешилось всем зарегистрированным в установленном Законом порядке на территории РСФСР предприятиям и организациям независимо от форм собственности осуществлять внешнеэкономическую, в том числе и посредническую деятельность, привел, как известно, с одной стороны, к росту числа субъектов внешнеэкономической деятельности и к закономерному «бегству» капитала из страны, погрязшей в политических и экономических передрягах. Как следствие, большая часть валютной выручки субъектов внешнеэкономической деятельности перестала возвращаться в страну. «Деньги любят тишину», так гласит экономический постулат, а значит, будут оседать на зарубежных банковских счетах в тех странах, где экономическая и политическая ситуация благоприятна для ведения бизнеса.

Государство отреагировало на это  принятием в 1992 году Закона РФ "О  валютном регулировании и валютном контроле".Он установил и дал определение основным понятиям, используемым в валютном законодательстве, определил принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, обозначил объекты и субъекты валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства.

Но, все же, квинтэссенцию положений  этого Закона составлял принцип: «Запрещено все, что не разрешено». Были усилены рычаги валютного регулирования и валютного контроля. Оно осуществлялось непосредственно Правительством и Центральным Банком России.

По данным Центрального банка Российской Федерации, в период с 1996 по 2007 г. чистый вывоз капитала частным сектором составил 266,4 млрд. дол. США, из них, например, в 1997 г. – 18,2 млрд. дол. США; в 2000 г. – 24,8 млрд. дол. США.6

Бегство капитала не содействовало  пополнению валютных резервов России и стабилизации курса ее национальной валюты. Государство снова было вынуждено реагировать, и поэтому валютное законодательство было еще раз исправлено (в частности, был установлен порядок зачисления хозяйствующими субъектами на их счета в уполномоченные банки России иностранной валюты, полученной от проведения внешнеэкономических операций).

В первой половине 90-х годов были открыты 8 валютных бирж: ММВБ, Санкт-Петербургская  валютная биржа, Самарская валютная биржа и др.

В 1991 г. был введен плавающий курс рубля. С января по июль 1992 г. действовал множественный, т.е. двойной курс, при котором:

    1. плавающий рыночный курс определялся на базе котировок ММВБ;
    2. для покупки у экспортеров части валютной выручки использовался курс 55 руб./дол.

С июля курс покупки выручки был  отменен и введен единый плавающий  курс рубля.

 

Кроме того, с 1 января 1994 года реализация гражданам на территории РФ товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту была запрещена, с 1997 – также за безналичную.

В 1995 г. был введен валютный коридор, который ограничивал предел колебаний  курса рубля по отношению к доллару и другим валютам верхним и нижним пределами.

С 1996 г. ЦБ РФ вместо валютного коридора начал устанавливать скользящий валютный курс на основе учета нескольких показателей: котировок ММВБ, межбанковского валютного рынка, динамики инфляции и ее превышения, состояния платежного баланса и золотовалютных резервов.

В начеле 1998 г. экспортные поступления  в страну сокращались, а отток  капитала посредством импорта оставался  на прежнем уровне. Платежный баланс был отрицательным. Золотовалютные резервы находились на низком уровне: около 15 млрд. долл., т.е. 3% ВВП, или объем импорта за 2 месяца. Началась спекулятивная атака на валюту. В результате активного спроса на доллары и истощения золотовалютных резервов ЦБ РФ произвел девальвацию в августе 1998 г., курс рубля упал за пол года с 6 до 21 рубля за доллар. Валютный кризис сопровождался дефолтом и замораживанием выплат по счетам в банках.

С 1999 г. для обеспечения уровня иностранной  валюты в стране Банк России принял меры по усилению контроля за возвращением выручки от экспорта, была повышена до продажи части валютной выручки на внутреннем рынке с 50 до 75%. Кроме того, увеличился отток валюты посредством фиктивных импортных сделок, по которым оплата осуществлялась 100%-ным авансом с переводом средств в оффшорные зоны. Банком России были приняты следующие меры:

Информация о работе Валютное регулирование