Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:26, контрольная работа
Само слово “venture” в переводе с английского означает «рискованное начинание», хотя объектом так называемого «венчурного финансирования» могут являться как действительно «начинания» в виде едва родившихся на свет бизнес-идей, так и стабильно растущие, давно присутствующие на рынке и уже давно реализовавшие свои бизнес-идеи компании.
Кроме принятия принципиального решения, результатом аудита также является коррекция, нередко весьма существенная, параметров инвестиционной сделки. После этого осуществляется подготовка документов сделки, отражающих все достигнутые договоренности и показатели, и проводится первая инвестиционная транзакция – денежные средства начинают поступать в компанию-объект.
Далее
начинается процесс повседневного
взаимодействия, когда команда специалистов
фонда осуществляет управление инвестиционным
проектом, состоящее прежде всего
в мониторинге показателей
Модель внутренней организации ВФ, утвердившаяся за рубежом, является простой, но эффективной, прежде всего в плане осуществления мероприятий согласно описанному выше жизненному циклу. Условно, в работе фонда принимают участие три группы специалистов: команда фонда, Инвестиционный комитет и Консультативный совет.
Команда фонда, принимающая самое активное участие в осуществлении его проектов на всем протяжении его жизненного цикла и занимающаяся оперативной деятельностью, обычно состоит всего из нескольких профессионалов, возглавляемых управляющим фонда. Например, команда управленцев действующего в России фонда Delta Private Equity составляет всего семь человек. Безусловно, сами члены команды могут одновременно являться и инвесторами фонда, но чаще всего это профессионалы, работающие за вознаграждение, лишь косвенно определяющееся показателями доходности, достигнутыми фондом.
Высшим органом управления фондом является Инвестиционный комитет, состоящий из топ-менеджеров команды фонда и представителей инвесторов. Инвестиционный комитет рассматривает и утверждает документы фонда и принимает важные решения, не относящиеся к оперативному управлению – производит рассмотрение результатов аудита, принимая решение об участии фонда в проектах, утверждает предлагаемую командой финансовую модель инвестиционной сделки, в том числе процедуру «выхода», и т.п.
Консультативный совет, существование которого более характерно для крупных зарубежных ВФ, выполняет функцию патронажа фонда и состоит из «друзей фонда» – инвесторов, крупных отраслевых специалистов, политиков, адвокатов, экспертов. Консультативное правление наблюдает за деятельностью фонда и всегда готово оказать ему помощь и поддержку своими связями и иными доступными им ресурсами.
Юридическая форма организации венчурного фонда
На основании опыта зарубежных стран можно выделить два возможных направления структурирования деятельности венчурных фондов на национальном «правовом поле». ВФ могут действовать в рамках существующего гражданского и финансового законодательства (в которое, при необходимости, вносятся коррективы) – такой подход в свое время был реализован в США и странах Западной Европы. Либо для обеспечения функционирования ВФ создаются специальные законодательные акты, содержащие необходимые определения и регламентирующие, например, соответствующий вид деятельности и возможную форму юридической организации фондов.
Именно по второму пути в конце 90-х годов XX века собиралось пойти российское правительство. Были созданы законопроекты «Об инвестиционной деятельности и государственной инновационной политике» и «О венчурной деятельности», для ВФ была предложена юридическая форма организации («коммандитное товарищество») и ее категория («закрытый ПИФ») со всеми его «прелестями» – отчетностью перед ФСФР и контролем со стороны Депозитария, Регистратора, Оценщика и Аудитора). Согласно мнению ведущих представителей венчурного бизнеса, озвученному в 2001 году РАВИ, «венчурное сообщество единодушно высказалось против принятия каких-либо отдельных и специальных правительственных документов или постановлений, регламентирующих этот вид инвестиционной деятельности… Проблемы в общем корпоративном (гражданском), налоговом и валютном законодательстве, которые препятствуют развитию венчурной индустрии в России, должны решаться российским государством в рамках соответствующих отраслей права и уже существующих законодательных актов».
Оставив перспективы законотворчества в России в стороне, заметим, что по состоянию на 2004 год ни один из действующих в России фондов не являлся российским резидентом – такая ситуация «игнорирования национальных законодательных норм» в отношении ВФ, отмечавшаяся в свое время в некоторых «среднеразвитых» странах, повторилась и в России. Впрочем, как и в случае с иными инвестиционными организациями, оформление ВФ в виде оффшора является наиболее естественным, особенно с учетом того, что все большее число состоятельных российских бизнесменов репатриируют свои капиталы обратно в Россию именно с использованием оффшорных компаний, в том числе и венчурных фондов.
Стоимость услуг венчурного фонда и способы «выхода» из инвестиционного проекта
В соответствие со сложившейся практикой работы зарубежных фондов, их вознаграждение складывается из двух источников:
Для зарубежных фондов базовый уровень устанавливается обычно на уровне 8% годовых, а поощрительная премия – порядка 20% от величины превышения уровня доходности над базовым.
Кроме упомянутых выше, могут существовать также и другие виды выплат и поощрений, самостоятельно устанавливаемые фондом.
Поощрительная премия может выплачиваться как разово, после закрытия инвестиционной сделки и фиксации прибыли фонда, так и, подобно базовой ставке оплаты, последовательно в течение срока жизни проекта. Инвесторы фонда обычно сохраняют за собой право перераспределять премиальные средства в случае, если последующие доходы фонда и его конечная зафиксированная прибыль окажутся неудовлетворительными.
Следует также более подробно остановиться на «выходе» фонда из инвестиционной сделки. Осуществить его можно одним из нескольких способов (как правило, процедура «выхода» оговаривается с компанией-объектом еще на этапе подготовки фондом Инвестиционного предложения):
Венчурные фонды в России
Начало истории развития венчурных фондов в России было положено в апреле 1993 года в Токио, где представители G8 («Большой восьмерки») договорились о выделении России средств на развитие венчурных проектов под эгидой ЕБРР. Общую сумму, составившую около 500 млн. долларов, предполагалось разделить между венчурными фондами, подконтрольными ЕБРР и организованными в России по региональному принципу (так называемые «региональные венчурные фонды»). Первый фонд был создан в 1994 году, последний по счету (одиннадцатый) – в 1996-м. Практика показывает, что фонды ЕБРР ориентируются на инвестирование в компании среднего размера, находящиеся главным образом на стадии расширения.
Определить общее число венчурных фондов, присутствующих в настоящее время в России, довольно трудно в связи с тем, что далеко не все их них являются активными. Считается, что количество существующих фондов – от 40 до 80, причем, активно действующих из них – не более 20. Общий объем привлеченных фондами средств составляет от 3 до 5 млрд. долларов (для сравнения, в 2005 году объем средств, находившихся под управлением европейских фондов, оценивался в 360 млрд. долларов, что составило около 3% ВВП ЕС). При этом, согласно прогнозам экспертов, значительное увеличение объемов реального инвестирования действующими в России фондами можно ожидать не ранее, чем через 3 года.
Более четверти из ВФ были созданы открытыми или полуоткрытыми, например, такие, как региональные фонды ЕБРР или Российско-Американский Инвестиционный фонд (объем фонда – 440 млн. долларов, основан в 1995 году с помощью средств, предоставленных Конгрессом США). Остальные фонды, например, PaineWebber Mitchell Hutchins (сейчас – Russia Partners), SUN Group, AIG, ING Barings Group, Framlington и Daiwa, имеют частных спонсоров. Эти фонды инвестируют в широкий спектр секторов российской экономики, включая добычу и обработку природных ресурсов, лесную и целлюлозно-бумажную промышленность, связь, СМИ, сферу высоких технологий, производство товаров широкого потребления, фармацевтику, транспорт, дистрибуцию, сферы недвижимости и услуг. По оценке Министерства промышленности и науки РФ, доля высокотехнологичных проектов, являющихся объектами инвестирования, составляет всего около 5% (за рубежом - порядка 30%)
В течение 2005 года, согласно оценке журнала «Эксперт», было реализовано 62-65 млн. долл. венчурных инвестиций (порядка 16 инвестиционных сделок). По данным Альбины Никконен, исполнительного директора РАВИ, за последние 10 лет венчурные фонды в России в сумме инвестировали порядка 2,5 млрд. долларов. Часть фондов, действующих в России, не стремится раскрывать данные о своих проектах, другая же часть, напротив, довольно открыта – впрочем, последнее отнюдь не означает повышенной гибкости или пониженной планки требований таких фондов к потенциальным клиентам.
Госрегулирование и проблемы венчурных фондов
В рамках решения сверхзадачи сохранения и приумножения научно-технического потенциала России перед государством особенно остро стоит вопрос обеспечения привлекательности для частного венчурного инвестора именно научно- и технически значимых проектов. Решить этот вопрос планируется следующими мерами:
Основными проблемами деятельности венчурных фондов в России являются следующие:
В заключение заметим, что, по оценкам экспертов, потребность российского рынка в частном инвестиционном капитале на настоящий момент удовлетворена менее чем на 10%. Этот рынок будет динамично развиваться и в дальнейшем, а действующие на нем инвесторы, безусловно, смогут рассчитывать на получение высокой прибыли.