Венчурные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:26, контрольная работа

Описание

Само слово “venture” в переводе с английского означает «рискованное начинание», хотя объектом так называемого «венчурного финансирования» могут являться как действительно «начинания» в виде едва родившихся на свет бизнес-идей, так и стабильно растущие, давно присутствующие на рынке и уже давно реализовавшие свои бизнес-идеи компании.

Работа состоит из  1 файл

Что такое венчур и венчурное финансирование.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

  Кроме принятия принципиального решения, результатом аудита также является коррекция, нередко весьма существенная, параметров инвестиционной сделки. После  этого осуществляется подготовка документов сделки, отражающих все достигнутые договоренности и показатели, и проводится первая инвестиционная транзакция – денежные средства начинают поступать в компанию-объект.

  Далее начинается процесс повседневного  взаимодействия, когда команда специалистов фонда осуществляет управление инвестиционным проектом, состоящее прежде всего  в мониторинге показателей деятельности компании-объекта. Этот этап продолжается вплоть до момента наступления заключительной стадии – «выхода» фонда из инвестиционной сделки, то есть обратного обмена акций на денежные средства либо проведение IPO2 и погашение иных существующих (например, долговых) обязательств компании-объекта перед фондом. В этот момент происходит фиксирование прибыли фонда.

  Модель  внутренней организации ВФ, утвердившаяся  за рубежом, является простой, но эффективной, прежде всего в плане осуществления  мероприятий согласно описанному выше жизненному циклу. Условно, в работе фонда принимают участие три группы специалистов: команда фонда, Инвестиционный комитет и Консультативный совет.

  Команда фонда, принимающая самое активное участие в осуществлении его  проектов на всем протяжении его жизненного цикла и занимающаяся оперативной  деятельностью, обычно состоит всего из нескольких профессионалов, возглавляемых управляющим фонда. Например, команда управленцев действующего в России фонда Delta Private Equity составляет всего семь человек. Безусловно, сами члены команды могут одновременно являться и инвесторами фонда, но чаще всего это профессионалы, работающие за вознаграждение, лишь косвенно определяющееся показателями доходности, достигнутыми фондом.

  Высшим  органом управления фондом является Инвестиционный комитет, состоящий  из топ-менеджеров команды фонда и представителей инвесторов. Инвестиционный комитет рассматривает и утверждает документы фонда и принимает важные решения, не относящиеся к оперативному управлению – производит рассмотрение результатов аудита, принимая решение об участии фонда в проектах, утверждает предлагаемую командой финансовую модель инвестиционной сделки, в том числе процедуру «выхода», и т.п.

  Консультативный совет, существование которого более  характерно для крупных зарубежных ВФ, выполняет функцию патронажа  фонда и состоит из «друзей фонда» – инвесторов, крупных отраслевых специалистов, политиков, адвокатов, экспертов. Консультативное правление наблюдает за деятельностью фонда и всегда готово оказать ему помощь и поддержку своими связями и иными доступными им ресурсами.

  Юридическая форма организации венчурного фонда

  На  основании опыта зарубежных стран  можно выделить два возможных  направления структурирования деятельности венчурных фондов на национальном «правовом  поле». ВФ могут действовать в  рамках существующего гражданского и финансового законодательства (в которое, при необходимости, вносятся коррективы) – такой подход в свое время был реализован в США и странах Западной Европы. Либо для обеспечения функционирования ВФ создаются специальные законодательные акты, содержащие необходимые определения и регламентирующие, например, соответствующий вид деятельности и возможную форму юридической организации фондов.

  Именно  по второму пути в конце 90-х годов XX века собиралось пойти российское правительство. Были созданы законопроекты «Об инвестиционной деятельности и государственной инновационной политике» и «О венчурной деятельности», для ВФ была предложена юридическая форма организации («коммандитное товарищество») и ее категория («закрытый ПИФ») со всеми его «прелестями» – отчетностью перед ФСФР и контролем со стороны Депозитария, Регистратора, Оценщика и Аудитора). Согласно мнению ведущих представителей венчурного бизнеса, озвученному в 2001 году РАВИ, «венчурное сообщество единодушно высказалось против принятия каких-либо отдельных и специальных правительственных документов или постановлений, регламентирующих этот вид инвестиционной деятельности… Проблемы в общем корпоративном (гражданском), налоговом и валютном законодательстве, которые препятствуют развитию венчурной индустрии в России, должны решаться российским государством в рамках соответствующих отраслей права и уже существующих законодательных актов».

  Оставив перспективы законотворчества в  России в стороне, заметим, что по состоянию на 2004 год ни один из действующих в России фондов не являлся российским резидентом – такая ситуация «игнорирования национальных законодательных норм» в отношении ВФ, отмечавшаяся в свое время в некоторых «среднеразвитых» странах, повторилась и в России. Впрочем, как и в случае с иными инвестиционными организациями, оформление ВФ в виде оффшора является наиболее естественным, особенно с учетом того, что все большее число состоятельных российских бизнесменов репатриируют свои капиталы обратно в Россию именно с использованием оффшорных компаний, в том числе и венчурных фондов.

  Стоимость услуг венчурного фонда и способы  «выхода» из инвестиционного проекта

  В соответствие со сложившейся практикой  работы зарубежных фондов, их вознаграждение складывается из двух источников:

  • базовой ставки оплаты команды фонда (management fee) – в практике работы зарубежных фондов ставка составляет порядка 1,5-2% в год
  • поощрительной премии (commission fee), базой для которой является превышение доходности фонда над некоторым базовым уровнем – «hurdle rate»

  Для зарубежных фондов базовый уровень  устанавливается обычно на уровне 8% годовых, а поощрительная премия – порядка 20% от величины превышения уровня доходности над базовым.

  Кроме упомянутых выше, могут существовать также и другие виды выплат и поощрений, самостоятельно устанавливаемые фондом.

  Поощрительная премия может выплачиваться как  разово, после закрытия инвестиционной сделки и фиксации прибыли фонда, так и, подобно базовой ставке оплаты, последовательно в течение  срока жизни проекта. Инвесторы  фонда обычно сохраняют за собой право перераспределять премиальные средства в случае, если последующие доходы фонда и его конечная зафиксированная прибыль окажутся неудовлетворительными.

  Следует также более подробно остановиться на «выходе» фонда из инвестиционной сделки. Осуществить его можно одним из нескольких способов (как правило, процедура «выхода» оговаривается с компанией-объектом еще на этапе подготовки фондом Инвестиционного предложения):

  • в большинстве случаев фонд и компания-объект осуществляют продажу до 100% акций компании стратегическому инвестору («trade sale»)
  • фонд может помочь компании сделать ее акции котируемыми (если они еще не являются таковыми), то есть провести IPO* – вывод акций на фондовый рынок, где они могут быть куплены на общих основаниях.
  • компания-объект может выкупить у фонда пакет акций по новой (возросшей) цене. В качестве покупателя акций может выступить также группа сотрудников компании (обычно топ-менеджмент), привлекающая для этого заемные средства (такая схема, все чаще применяемая в России, называется «management buy-out» – «выкуп акций менеджментом»).

  Венчурные фонды в России

  Начало  истории развития венчурных фондов в России было положено в апреле 1993 года в Токио, где представители G8 («Большой восьмерки») договорились о выделении России средств на развитие венчурных проектов под эгидой ЕБРР. Общую сумму, составившую около 500 млн. долларов, предполагалось разделить между венчурными фондами, подконтрольными ЕБРР и организованными в России по региональному принципу (так называемые «региональные венчурные фонды»). Первый фонд был создан в 1994 году, последний по счету (одиннадцатый) – в 1996-м. Практика показывает, что фонды ЕБРР ориентируются на инвестирование в компании среднего размера, находящиеся главным образом на стадии расширения.

  Определить  общее число венчурных фондов, присутствующих в настоящее время  в России, довольно трудно в связи  с тем, что далеко не все их них  являются активными. Считается, что  количество существующих фондов –  от 40 до 80, причем, активно действующих из них – не более 20. Общий объем привлеченных фондами средств составляет от 3 до 5 млрд. долларов (для сравнения, в 2005 году объем средств, находившихся под управлением европейских фондов, оценивался в 360 млрд. долларов, что составило около 3% ВВП ЕС). При этом, согласно прогнозам экспертов, значительное увеличение объемов реального инвестирования действующими в России фондами можно ожидать не ранее, чем через 3 года.

  Более четверти из ВФ были созданы открытыми  или полуоткрытыми, например, такие, как региональные фонды ЕБРР или Российско-Американский Инвестиционный фонд (объем фонда – 440 млн. долларов, основан в 1995 году с помощью средств, предоставленных Конгрессом США). Остальные фонды, например, PaineWebber Mitchell Hutchins (сейчас – Russia Partners), SUN Group, AIG, ING Barings Group, Framlington и Daiwa, имеют частных спонсоров. Эти фонды инвестируют в широкий спектр секторов российской экономики, включая добычу и обработку природных ресурсов, лесную и целлюлозно-бумажную промышленность, связь, СМИ, сферу высоких технологий, производство товаров широкого потребления, фармацевтику, транспорт, дистрибуцию, сферы недвижимости и услуг. По оценке Министерства промышленности и науки РФ, доля высокотехнологичных проектов, являющихся объектами инвестирования, составляет всего около 5% (за рубежом - порядка 30%)

  В течение 2005 года, согласно оценке журнала  «Эксперт», было реализовано 62-65 млн. долл. венчурных инвестиций (порядка 16 инвестиционных сделок). По данным Альбины Никконен, исполнительного директора РАВИ, за последние 10 лет венчурные фонды в России в сумме инвестировали порядка 2,5 млрд. долларов. Часть фондов, действующих в России, не стремится раскрывать данные о своих проектах, другая же часть, напротив, довольно открыта – впрочем, последнее отнюдь не означает повышенной гибкости или пониженной планки требований таких фондов к потенциальным клиентам.

  Госрегулирование  и проблемы венчурных фондов

  В рамках решения сверхзадачи сохранения и приумножения научно-технического потенциала России перед государством особенно остро стоит вопрос обеспечения привлекательности для частного венчурного инвестора именно научно- и технически значимых проектов. Решить этот вопрос планируется следующими мерами:

  • Реализацией концепции создания технопарков в России как коммерчески выгодного симбиоза капитала и научного потенциала.
  • Участием государства в страховании венчурных рисков в стратегически важных научных и технологических направлениях.
  • Созданием государственного венчурного фонда (известного в разработках законопроектов как «Венчурный инновационный фонд»), призванного управлять размещением предоставленных государством средств в специализированных региональных венчурных фондах.
  • Исполнением государственной программы мероприятий по развитию венчурного финансирования, доработкой и практической реализацией положений документа «Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов в научно-технической сфере на 2000-2005гг»3, заключающихся в подготовке правового поля для функционирования ВФ, обеспечении государственных мер поддержки ВФ и помощи в подготовке в масштабах страны корпуса менеджеров для решения задач управления инвестициями в научно- и технически-ориентированных проектах.

  Основными проблемами деятельности венчурных фондов в России являются следующие:

  • Проблема «длинных» денег – дороговизна заемных средств и трудность реализации длительных (свыше 7 лет) инвестиционных проектов;
  • Ограниченность в выборе источников финансирования ВФ, среди которых пока невозможно прямое присутствие традиционных для зарубежной экономики инвесторов, например, пенсионных и страховых фондов;
  • Неспособность, а зачастую и сознательное нежелание руководства российских компаний производить аудит, внедрять современную методологию корпоративного управления и отчетности, то есть – приводить свою компанию к виду, более приемлемому для потенциального инвестора;
  • Непрозрачность структуры собственности российских компаний;
  • Ситуация, при которой цель бухгалтерского учета для предоставления его результатов в государственные органы (то есть «оптимизация» налогообложения) и потенциальному инвестору полярно различаются;
  • Текущие ограничения фондового рынка (ликвидность, высокие накладные расходы при осуществлении фондовой деятельности, трудности с выводом на торги закрытых венчурных ПИФов).

  В заключение заметим, что, по оценкам  экспертов, потребность российского  рынка в частном инвестиционном капитале на настоящий момент удовлетворена  менее чем на 10%. Этот рынок будет  динамично развиваться и в  дальнейшем, а действующие на нем инвесторы, безусловно, смогут рассчитывать на получение высокой прибыли.

Информация о работе Венчурные фонды