Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы исследуемой
проблемы……………………………….4
1.1 Сущность и оформление налоговой
политики предприятия………………..4
1.2 Оценка эффективности налоговой
стратегии предприятия………………….6
2. Механизм влияния налоговой нагрузки
на финансовое состояние предприятия…………………………………………………………………………8
2.1 Определение налоговой нагрузки
предприятия……………………………….8
2.2 Факторы, влияющие на сумму
НДС, налога на прибыль, налога
на имущество предприятия…………………………………………………………..12
2.3 Методы оптимизации налоговых
платежей и разработка мероприятий
по внедрению налогового планирования
на предприятии…………………………19
Заключение…………………………………………………………….…………..24
Список используемой литературы………………………………………………..26
Введение
Как предприятие, так и
физические лица являются субъектами
налогообложения на получаемую
прибыль. Каждое предприятие стремится
минимизировать величину своих
налогов. Разумеется, это должно
происходить в разрешенных законодательством
и компетентными учреждениями каждой
конкретной страны пределах. В Финляндии
таким учреждением является Налоговый
Департамент.
Было бы ошибкой отождествлять
понятия "оптимизация налогов"
и "уход от налогов". Последнее
подразумевает незаконные действия,
целью которых часто является обман государства.
Оптимизация налогообложения предприятия
- это комплекс законных действий и мер,
направленных на минимизацию налогового
бремени предприятия. Оптимизация и минимизация
налогов предполагают анализ деятельности
предприятия и точный математический
расчет, дающий возможность выбора предприятием
из нескольких альтернативных вариантов
списания и учета средств и расходов, наиболее
эффективного с точки зрения интересов
предприятия.
«Платить налоги – обязанность,
платить минимальные налоги – искусство»
Актуальность темы курсовой работы
заключается в том, что сегодня
каждая организация, независимо от вида
деятельности и формы собственности,
сталкивается с необходимостью платить
налоги, что при неграмотном подходе
и системных ошибках оборачивается
лишними затратами и проблемами с законом.
Поэтому необходимо проводить оптимизацию
налогообложения предприятия, что сделает
доходы максимальными, а налоги минимальными,
не вступая в противоречие с законодательством.
Правильная оптимизация налогообложения
и прогнозирование возможных рисков оказывает
значительную помощь в создании стабильного
положения предприятия, поскольку позволяет
избежать крупных убытков в процессе хозяйственной
деятельности.
Важное значение имеет также
концептуальное представление о механизме
оптимизации отношений налогообложения,
заключенном в разрешении экономического
противоречия между фискальной направленностью
налоговой системы и необходимостью усиления
стимулирующей и регулирующей функции
налогов по отношению к предпринимательскому
сектору.
Основная цель курсовой работы
состоит в том, чтобы рассмотреть
факты, касающиеся налоговой политики
на предприятии, выбора способов
ее оптимизации, с которыми
сталкиваются предприятия на
этом пути.
В курсовой работе будут
рассмотрены теоретические основы исследуемой
проблемы, а также механизм влияния налоговой
нагрузки на финансовое состояние предприятия.
Глава 1. Теоретические
основы исследуемой проблемы
1.1 Сущность и оформление
налоговой политики предприятия
Налоговая политика представляет собой
комплекс мер в области налогового
регулирования осуществляемых государством.
Является ключевым звеном экономической
политики и представляет собой инструмент
регламентирования макроэкономических
пропорций.
Поведение хозяйствующего субъекта
определяет главная цель предпринимательской
деятельности — увеличение совокупного
дохода. Наряду с развитием производства,
совершенствованием организации и управления,
внедрением новейших технологий и оборудования
предприятия стремятся увеличить доход
за счет облегчения налоговой нагрузки,
изыскания рациональных и законных способов
снижения налоговых платежей. Такая задача
решается по следующим направлениям:
1. Выбор видов деятельности, которые
обеспечат приемлемую величину
налоговой нагрузки на предприятие.
2. Определение оптимальных с
точки зрения хозяйствующего
субъекта способов и сроков
уплаты налогов, сборов и других
налоговых платежей.
3. Выбор направлений распределения
и использования прибыли, осуществления
инвестирования финансовых ресурсов,
которые позволят иметь благоприятные
для предприятия налоговые последствия.
Целенаправленная налоговая
политика в значительной степени
зависит от знания работниками,
ответственными за исчисление
и уплату налогов, того, какие
налоги, в какие сроки и куда необходимо
уплатить, от умения этих работников разбираться
в существующих законных способах снижения
налоговых выплат. Знание налогового права
и текущего налогового законодательства
позволяет осуществлять грамотное планирование
налоговых платежей и доходов.
Т.А. Козенкова в работе
«Налоговое планирование на предприятии»
рассматривает налоговое планирование
в общем смысле как реализацию
налогоплательщиком права использования
всех возможных средств для
уменьшения возложенного на него
государством налогового бремени, основывающуюся
на принципах законности, оперативности
и оптимальности. Соблюдение этих принципов
предопределяет характер и содержание
предпринимательской деятельности, создает
предпосылки для эффективной работы предприятия
и уменьшает возможность возникновения
ответственности за налоговые правонарушения.
Принцип законности выделяется
в качестве основополагающего.
Имеется в виду неукоснительное
и строгое соблюдение требований
налогового законодательства при
определении налоговых обязательств
предприятия, исчислении и уплате налогов.
В связи с принятием и введением в действие
части первой Налогового кодекса, ответственность
за налоговые правонарушения рассматривается
как самостоятельный вид юридической
ответственности. Налоговым правонарушением
признается виновно совершенное противоправное
(в нарушение законодательства о налогах
и сборах) деяние (действие или бездействие)
налогоплательщика, налогового агента
и иных лиц, за которое Налоговым кодексом
установлена ответственность. За нарушение
законодательства о налогах и сборах должностные
лица могут нести налоговую, административную
или уголовную ответственность.
Принцип оперативности налогового
планирования заключается в том,
что разработанная предприятием
налоговая политика должна оперативно
корректироваться с учетом всех изменений
в действующей системе налогообложения.
При этом могут корректироваться не только
основные направления налоговой политики,
но и виды хозяйственных операций, а также
направления всей хозяйственной деятельности.
Особенности российской политической
и экономической системы —
ее нестабильность, непредсказуемость,
противоречивость принимаемых органами
государственной власти законов
и решений, в том числе и
в сфере налогообложения. Поэтому
предприятиям необходимо учитывать
такой вероятный фактор, как налоговые
риски. Налоговые риски могут быть связаны
с изменениями в налоговой политике, введением
новых видов налогов и сборов, изменением
налоговых ставок и штрафных санкций,
отменой налоговых льгот.
Предприятия, исходя из принципа
оперативности налогового планирования,
должны учитывать возможные не только
внешние изменения, но и внутренние, которые
могут коренным образом повлиять на его
налоговую политику.
Сущность принципа оптимальности
налогового планирования в том,
что использование механизмов, уменьшающих
размеры налоговых обязательств, не должно
приводить к ущербу интересам собственников
предприятия и стратегическим целям развития.
Один из главных вопросов налогового планирования
— поддержание оптимального соотношения
между налоговыми платежами и той частью
прибыли, которая остается в распоряжении
предприятия для осуществления инвестирования
и обеспечения финансовой устойчивости.
Таким образом, налоговое
планирование является важнейшей
составной частью налоговой политики
предприятия.
1.2 Оценка эффективности
налоговой стратегии предприятия
Необходимость, целесообразность
проведения тактических налоговых
мероприятий возникает в основном
у предприятий, налоговая нагрузка
на которые превышает 30% в
добавленной стоимости выпущенной продукции.
Такая фискальная нагрузка на промышленные
предприятия не позволяет осуществлять
цикл воспроизводства продукции в полном
объеме, т.к. отчисления в государственный
бюджет начинают производиться не только
за счет прибыли, но и за счет ресурсов
на замещение физически и морально устаревших
технологий, а также значительными изъятиями
из бюджетов домашних хозяйств. Достижение
поступательного развития экономики,
НТП в связи с этим становится возможно
лишь при условии привлечения дополнительных
денежных ресурсов со стороны. А учитывая
неразвитость рыночной инфраструктуры,
инвестиционного климата, привлечение
инвестиций хозяйственными субъектами
и домашними хозяйствами происходит, за
редким исключением, за счет государства
(например, посредством завышения отпускных
цен предприятий ВПК, образования кредиторской
задолженности, многочисленности льгот
и т.п.). Следствием этого является асимметричная
структура российской экономики с гипертрофированной
ролью государства во всех сферах экономики.
Для достижения большей степени свободы,
независимости от воли отдельных государственных
чиновников руководству и собственникам
промышленных предприятий необходимо
задуматься о построении адекватной сегодняшним
реалиям системы налогового учета и контроля,
способных уменьшить негативные последствия
высокой налоговой нагрузки. Отсюда учет
налоговых изъятий при составлении тактических
планов — насущная необходимость.
Оценка эффективности разработанной
налоговой стратегии является
заключительным этапом стратегического
налогового планирования на предприятии
и проводится по следующим основным параметрам:
- согласованность налоговой стратегии
предприятия с общей стратегией
его развития. В процессе такой
оценки выявляется степень согласованности
целей, направлений и этапов в реализации
этих стратегий;
- согласованность налоговой стратегии
предприятия с предполагаемыми
изменениями внешней среды. В
процессе этой оценки определяется,
насколько разработанная налоговая
стратегия соответствует прогнозируемому
развитию экономики страны, изменениям
налоговой политики государства и конъюнктуры
финансового рынка в разрезе отдельных
ее сегментов;
- внутренняя сбалансированность
налоговой стратегии. При проведении
такой оценки определяется, насколько
согласуются между собой отдельные цели
и целевые стратегические нормативы предстоящей
деятельности по налоговому планированию;
насколько эти цели и нормативы корреспондируют
с содержанием налоговой политики по отдельным
аспектам налогового планирования; насколько
согласованы между собой по направлениям
и во времени мероприятия по обеспечению
их реализации;
- реализуемость налоговой стратегии.
В процессе такой оценки, в
первую очередь, рассматриваются
потенциальные возможности предприятия
в формировании финансовых, интеллектуальных
и технико-организационных ресурсов для
решения поставленных задач налогового
планирования;
- приемлемость уровня рисков, связанных
с реализацией налоговой стратегии.
В процессе такой оценки необходимо
определить, насколько уровень
прогнозируемых налоговых рисков, связанных
с деятельностью предприятия, обеспечивает
достаточное равновесие в процессе его
развития и соответствует налоговому
менталитету его собственников и ответственных
за налогообложение менеджеров. Кроме
того, необходимо оценить, насколько уровень
этих рисков допустим для финансовой деятельности
данного предприятия с позиций возможного
размера финансовых потерь (налоговых
санкций, пеней за несвоевременную уплату
налогов);
- результативность разработанной
налоговой стратегии. Оценка результативности
налоговой стратегии может быть проведена
прежде всего на основе прогнозных расчетов
финансовых коэффициентов, а также исходя
из динамики показателя доли налоговых
отчислений в добавленной стоимости. Наряду
с этим могут быть оценены и нематериальные
результаты реализации разработанной
стратегии — рост деловой репутации (гудвилл)
предприятия; повышение управляемости
денежных потоков; повышение уровня социальной
удовлетворенности прилегающей внешней
среды и др.