Внебиржевой (первичный) рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 18:48, контрольная работа

Описание

Целью работы является рассмотрение первичного рынка ценных бумаг, механизмов его функционирования.

Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

рассмотреть понятие и процедура эмиссии ценных бумаг;
выявить основные методы продажи и покупки ценных бумаг на первичном рынке;
рассмотреть особенности развития первичного рынка ценных бумаг в экономически развитых странах мира и Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и процедура эмиссии ценных бумаг 9
2. Основные методы продажи и покупки ценных бумаг на первичном рынке 18
3. Особенности развития первичного рынка ценных бумаг в экономически развитых странах мира и Российской Федерации 23
Заклчение 26
Практическая часть 27
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

готово рцб.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал в г. Барнауле 
 
 

Контрольная работа 

по   дисциплине

Рынок ценных бумаг 

по теме: «Внебиржевой (первичный) рынок ценных бумаг» 
 
 
 
 

                      Выполнила: Вантух К.А

                      06ФФД10691

                      5Фп-4

                Проверил :  
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Содержание 

 

 

Введение

     Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, – это сложная структура, имеющая много характеристик. В зависимости от этого его можно рассматривать с разных сторон, и его разные характеристики попарно отражают ту или иную сторону рынка ценных бумаг.

     Составные части рынка ценных бумаг в  своей основе имеют не только тот или иной вид ценной бумаги, но и способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций в рынке ценных бумаг можно выделять различные виды рынков: Например, первичный и вторичный; организованный и неорганизованный; биржевой и внебиржевой; традиционный и компьютеризированный; кассовый и срочный и т.д.

     Данная  тема актуальна в современное  время, т.к. ценные бумаги и фондовые рынки, исполняющие роль дополнительного или альтернативного источников финансирования экономики на макро- и микроуровне (деятельности предприятий всех видов, различных сфер экономики, государства и международного сотрудничества), постоянно трансформируются. За последнее десятилетие на рынках ценных бумаг большинства стран мира произошли эволюционные изменения, вызванные экономическим развитием и глобализацией экономик.

     Целью работы является рассмотрение первичного рынка ценных бумаг, механизмов его  функционирования.

     Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и процедура эмиссии ценных бумаг;
  • выявить основные методы продажи и покупки ценных бумаг на первичном рынке;
  • рассмотреть особенности развития первичного рынка ценных бумаг в экономически развитых странах мира и Российской Федерации.

 

1. Понятие и процедура эмиссии ценных бумаг

     На  рынке ценных бумаг, как и на товарных рынках, действуют конкретные продавцы и покупатели со своими определенными  целями. Однако это единственное сходство товарных рынков и рынков ценных бумаг. В отличие от товарных рынков, на которых товары производятся и продаются в соответствии со стратегиями и маркетинговыми приоритетами компаний-производителей, на рынке ценных бумаг такие бумаги появляются только в тех случаях, когда это вызвано необходимостью инвестиционного процесса. Кроме того, в фондовой сфере действует особое регулирование. Если в товарном производстве государство не регламентирует ни технологию производства, ни ассортимент выпускаемых компаниями товаров, то на фондовом рынке и процесс выпуска ценных бумаг, и процесс их обращения детально регулируются.

     По  организационной структуре рынок  ценных бумаг делят на первичный  и вторичный рынки.

     Первичный рынок – это рынок, на котором  происходит первичное размещение ценной бумаги. Первичный рынок – это  рынок, обеспечивающий выпуск ценной бумаги в обращение, это ее первое появление на рынке, так сказать, стадия «производства» ценной бумаги [1,c.54]. Результатом всех процессов, обеспечивающих выпуск ценной бумаги, должно стать приобретение их первыми владельцами. Любая ценная бумага продается первый раз на первичном рынке. Таким образом, термин «первичный рынок» относится к продаже новых ценных бумаг. В результате продажи бумаг на первичном рынке лицо их выпустившее получает необходимые ему финансовые ресурсы, а бумаги поступают в руки первоначальных держателей. Таким образом, функция первичного рынка состоит в мобилизации новых капиталов. Ценные бумаги главным образом выпускаются юридическими лицами.

     После того как первоначальный инвестор купил  ценную бумагу, он вправе перепродать  ее другим лицам, а те, в свою очередь, свободны продавать их следующим вкладчикам. Первая и последующие перепродажи ценных бумаг происходят на вторичном рынке. Вторичный рынок – это рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Это совокупность любых операций с данными бумагами, в результате которых осуществляется постоянный переход прав собственности на них от одного владельца к другому [2, c. 197]. На нем уже не происходит аккумулирования новых финансовых средств для эмитента, а наблюдается только перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов. Вторичный рынок, являясь механизмом перепродажи, позволяет инвесторам свободно покупать и продавать бумаги. При отсутствии вторичного рынка или его слабой организации последующая перепродажа ценных бумаг была бы невозможна или затруднена, что оттолкнуло бы инвесторов от покупки всех или части бумаг. В итоге общество осталось бы в проигрыше, так как многие, особенно новейшие, предприятия и начинания не получили бы необходимой финансовой поддержки.

     Рассмотрим  подробнее первичный рынок. Лицо, выпускающее ценные бумаги, называют эмитентом, а выпуск бумаг – эмиссией. Эмитентом могут быть корпорации, правительство и муниципальные органы. Лицо, приобретающее ценные бумаги, именуют инвестором. На фондовом рынке главными покупателями бумаг выступают юридические лица, прежде всего банки, страховые организации, инвестиционные, пенсионные фонды, так как именно они располагают наибольшей суммой средств. На фондовом рынке существует термин «институциональный инвестор», который относится к специалистам, управляющим чужими активами, или обозначает организации, главный вид деятельности которых – приобретение финансовых активов за счет привлеченных средств [3, c.14].

     Таким образом, первичный рынок – это  как бы то экономическое пространство, которое ценная бумага проходит от эмитента до первого покупателя. Экономическим это пространство называется не только потому, что на нем действуют эмитент и инвестор, но и потому, что оно рационально организовано (для него характерно разделение труда, на нем функционируют специализированные посредники) и выполняет определенную экономическую задачу – только в рамках данного пространства эмитент может получить необходимый ему капитал [4, c. 74]. Дальнейшее движение ценной бумаги, т.е. от первого покупателя к последующим, не может являться источником дохода для эмитента.

     На  первичном рынке любое лицо, имеющее  необходимый для этого юридический  статус, может получить как собственный, так и заемный капитал путем  эмиссии. Заемный капитал будет  получен в результате выпуска облигаций и других долговых бумаг. Но всякую ссуду следует в назначенное время вернуть, а потому ссуда, полученная на фондовом рынке, мало чем отличается от банковского кредита. Однако на этом рынке можно получить не только ссуду, но и капитал, который вообще не надо возвращать.

     Эмиссия ценных бумаг – это выпуск в  обращение акций, облигаций и  других финансовых инструментов, осуществляемый акционерными обществами в процессе их учреждения, а также при увеличении их уставного капитала или привлечении дополнительных финансовых ресурсов.

     Эмиссия ценных бумаг регламентируется пятой  главой Федерального закона РФ «О рынке  ценных бумаг».

     Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие  этапы:

  1. Принятие решения о размещении ценных бумаг.
  2. Утверждение решения о выпуске ценных бумаг.
  3. Государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.
  4. Размещение ценных бумаг.
  5. Государственную регистрацию отчета об итогах выпуска  ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска ценных бумаг.

       В случаях размещения ценных  бумаг путем открытой подписки  и закрытой подписки среди  круга лиц, число которых превышает  500, процедура эмиссии дополнительно  включает ещё два этапа:

     – государственную регистрацию проспекта ценных бумаг.

     – раскрытие информации о каждом этапе процедуры эмиссии.

 

2. Основные методы продажи и покупки ценных бумаг на первичном рынке

 

    Существует 5 методов торговли облигациями на первичном рынке:

    1. «Андеррайтинг» гарантированная  эмиссия. Инвестиционный банк  дает гарантию компании-эмитенту о размещении ее облигаций и получении определенного количества денежного капитала. Инвестиционные банки  покупают всю эмиссию ценных бумаг по единому согласованному курсу, для этого он берет ссуды у коммерческих банков. Затем он продает эмиссию различным инвесторам по высокому курсу и получает прибыль.

    2. «Публичный» - свободное предложение  облигаций на рынке ценных  бумаг, это позволяет избежать  регистрационных и распределительных  расходов со стороны комиссии  по ценным бумагам. Эмиссия  широко не рекламируется, инвестиционный банк берет на себя посредничество, но он не покупает всю эмиссию облигаций, а от имени корпораций предлагает ее на рынке различным инвесторам, и получает комиссионные.

    3. «Прямой» - частное размещение облигаций.  Корпорация находит соответствующих покупателей, которые  берут приобретение займов на себя. Эмиссия облигаций осуществляется в прессе. Инвестиционные банки берут на себя функцию агента и консультанта и за это получают комиссионные.

    4. «Конкурентных торгов» в форме  аукциона. Корпорация определяет  условия эмиссии и предлагает  инвестиционным банкам приобрести  облигации. Группа инвестиционных  банков выходит на рынок и  реализует ценные бумаги по  принципу «кто больше заплатит».  После реализации банки получают комиссионные.

    5. «Новая технология размещения».  Корпорация избегает посредничества  со стороны инвестиционных банков  при размещении новых эмиссий,  создает специальные подразделения  в своих структурах и выходит  с их помощью на рынок ценных бумаг, используя различные технологии (экономия издержек по размещению ценных бумаг).

 

3. Особенности развития первичного рынка ценных бумаг в экономически развитых странах мира и Российской Федерации

 

     Степень развитости первичного рынка ценных бумаг различна и зависит от развития экономики в целом, кредитно-финансовой системы, сложившейся традиции рынка ценных бумаг и накопления денежного капитала. Наиболее развиты первичные рынки в США, Японии, Канаде и Западной Европе, поскольку именно в этих странах наиболее активно осуществляется мобилизация денежного капитала через ценные бумаги. Основная часть источников, привлеченных на обновление основного капитала и внедрение новых технологий, в корпоративном секторе приходится на эмиссии акций и облигаций, а не на банковские кредиты.

     Основная  роль внебиржевого рынка связана  с торговлей облигациями. Однако на нем осуществляется также и  продажа акций, в этих случаях  посредничество берут на себя, как  правило, инвестиционные банки, банкирские дома и специализированные брокерские и дилерские фирмы.

     Объем и стоимость акций внебиржевого оборота уступают аналогичным показателям  биржи, сохраняя тенденции к росту. Так, в США в конце 1970-х годов  акции  внебиржевого рынка составляли около 45% оборота Нью-Йоркской фондовой биржи, а в начале 1980-х годов уже 74% [5, с.92].

     В 1980–90-х годах и начале 2000 г. на внебиржевом рынке США происходило  наращивание выпуска всех видов  ценных бумаг. Эта тенденция отражала длительный циклический подъем экономики  США и стремление американского капитала заменить производственный аппарат в условиях острой конкуренции на мировом рынке со стороны Японии и Западной Европы. Объем внебиржевого рынка США продолжает расти.

     По  существу, первичный рынок распадается  на рынок частных корпоративных  облигаций (от 70 до 90%) и рынок акций (от 10 до 30%). Около 80–90% финансирования корпораций осуществляется за счет первичного рынка ценных бумаг. Эта тенденция сохранялась в западных странах на протяжении 1970–1990-х годов.

     Важная  особенность первичного рынка развитых стран – специфический механизм покупки и продажи ценных бумаг. Основную роль здесь играют крупные инвестиционные банки (как, например,  в США и Канаде), коммерческие банки (особенно в ФРГ), а также банкирские дома и крупные брокерские фирмы. Наиболее распространено размещение облигационного займа по подписке между эмитентом и инвестором, в роли которого выступают инвестиционные (в США), либо коммерческие (в Западной Европе) банки. Эти банки реализуют эмиссию частных облигаций и получают комиссионные в размере установленного процента стоимости облигационного займа, а также комиссионные за консультирование при размещении, если это было оговорено.

Информация о работе Внебиржевой (первичный) рынок ценных бумаг