Внебюджетные фонды в финансовой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – определить место и значимость внебюджетных фондов социального назначения в бюджетной системе РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «внебюджетные фонды»;
- рассмотреть пути создания, источники формирования и особенности внебюджетных фондов;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

2) внебюджетные фонды  межотраслевого и отраслевого  (экономического) назначения (для обеспечения  строительства жилья, дорог, природоохранных  мероприятий и т.п.).

По уровням управления (определяются государственным устройством страны) [11, с.432]:

1) федеральные;

2)  региональные;

3) местные.

В федеральных внебюджетных фондах аккумулируются средства, необходимые  для обеспечения социально-экономических  расходов, имеющих общегосударственное  значение (финансирование отдельных  конституционных прав граждан, строительство и содержание важных экономических объектов и т.п.); региональные внебюджетные фонды создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями; из местных внебюджетных фондов финансируются некоторые потребности местных сообществ (строительство муниципального жилья, отдельных природоохранных мероприятий и т.п.).

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и  сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

- специальные целевые  налоги и сборы, установленные  для соответствующего фонда;

- отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

- средства бюджета;

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

- займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами  и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет часть своих ресурсов другим финансовым звеньям. Так, дорожный фонд США, созданный за счет специальных налогов, при наличии излишков предоставляет займы федеральному бюджету.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

- запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

- денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

- формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

- влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

- обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Внебюджетные фонды  по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных  и таможенных пошлин.

Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную [12, с.218]. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития. Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики.

Роль внебюджетных фондов в общественном развитии в современном мире достаточно велика и определяется результатом действия их функций. Фонды позволяют в определенной степени преодолеть крупный недостаток рыночной системы – неравное распределение дохода. Внебюджетные социальные фонды являются тем методом вмешательства правительства в рыночную экономику, который позволяет более эффективно и справедливо распределять произведенный ВНП, а так же способствует более динамичному и качественному воспроизводству трудовых ресурсов [12, с.219].

Итак, внебюджетные фонды  многообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. Выполняя распределительную  и контрольную функции, они содействуют  достижению социального равновесия и оказывают положительное влияние на экономическую ситуацию.

Таким образом, мы установили, что внебюджетные фонды являются важным звеном в системе финансов. Мы изучили историю возникновения  внебюджетных фондов, рассмотрели их классификацию, основные признаки, функции и роль в общественном развитии. В настоящее время  в России функционируют лишь государственные внебюджетные фонды социального назначения. Более подробно состав источников и направления расходования средств, а также особенности механизма функционирования государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации будут рассмотрены во второй части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Внебюджетные фонды социального назначения в Российской Федерации

 

2.1 Пенсионный фонд

Среди фондов социального  назначения одним из самых важных и значимых по своим количественным параметрам является Пенсионный фонд.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ [7, с.253].

ПФР образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и ст.8 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Положение о нем утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2112-1.

В настоящее время  пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными законами «О государственном  пенсионном обеспечении» (от 15 декабря 2001 г.) [2], «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (от 15 декабря 2001 г.) [3], «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (от 17 декабря 2001 г.) [4].

Фонд является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением  
[7, с.300], выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Федеральным законом.

К функциям Пенсионного Фонда Российской Федерации относятся  
[7, с.254]:

- аккумуляция страховых  взносов;

- финансирование расходов, предусмотренных законом о Фонде;

- организация работы  по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств  Фонда, привлечение в него добровольных  взносов физических и юридических лиц;

- контроль за своевременным  и полным поступлением страховых  взносов, правильным и рациональным  расходованием средств Фонда;

- организация и ведение  индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

- участие в разработке  и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

- проведение научно-исследовательской  работы в области государственного  пенсионного страхования.

Доходы ПФР формируются за счет следующих источников [11, с.443]:

- отчисления от единого социального налога;

- отчисления от единого  налога по специальным режимам  налогообложения;

- страховые взносы  на обязательное пенсионное страхование;

- страховые взносы  по дополнительному тарифу для  работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

- доходы от размещения  сумм страховых взносов на  накопительную часть трудовой  пенсии;

- средства федерального бюджета;

- добровольные взносы физических  лиц и организаций;

- доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- суммы пеней и иных финансовых  санкций;

- другие источники, не запрещенные  законодательством РФ.

Расходы ПФР можно разделить  на следующие группы [11, с.448]:

- по обязательному  пенсионному страхованию;

- по государственному  пенсионному обеспечению;

- на дополнительное  пенсионное обеспечение;

- на финансовое и  материально-техническое обеспечение  деятельности фонда;

- прочие расходы.

Значительную часть (80 – 90%) расходов ПФР занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию. Они включают в себя выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций.

Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии [4], которое реализуется в случае уплаты страховых взносов [3]. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по  государственному пенсионному обеспечению. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров, с Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей (Приложение 2).

Трудовые пенсии в  РФ состоят из следующих составных  частей  
[11, с.442]:

- базовой – фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, размер которой дифференцируется в зависимости от вида пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца), установленной группы инвалидности и наличия иждивенцев;

- страховой – дифференцированной части, зависящей от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного (условного) пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;

- накопительной – части, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Выплата пенсии по обязательному пенсионному  страхованию и государственному пенсионному обеспечению осуществляется Пенсионным фондом РФ с разграничением источников, за счет которых финансируются  данные выплаты.

Пенсионный фонд РФ и его региональные отделения на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает в себя проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам. Кроме того, постоянное увеличение расходов Пенсионного фонда на выплату пенсий требует усиления контроля за их надлежащим распределением.

Итак, Пенсионный Фонд РФ – это самый крупный из всех государственных внебюджетных фондов. Он выступает материальной базой  пенсионного обеспечения. Основной обязанностью ПФР является назначение и обеспечение своевременной  выплаты обязательного страхового обеспечения (трудовых пенсий), а также предусмотренных законодательством РФ других видов пенсий.

 

2.2 Фонд социального  страхования 

Информация о работе Внебюджетные фонды в финансовой системе РФ