Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:22, доклад
Материальные источники внебюджетных фондов, их образование. Организация функционирования внебюджетных фондов. Структура государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общественных финансов.
Материальным источником
внебюджетных фондов является национальный
доход, в процессе перераспределения
которого создается преобладающая
часть фондов. Основными методами,
используемыми при мобилизации
национального дохода в процессе
его перераспределения при
Первоначально внебюджетные
фонды появились в виде специальных
фондов или особых счетов задолго
до возникновения единого
Внебюджетные фонды образуются двумя путями:
· выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
· формированием
внебюджетного фонда с
Создание других фондов обусловлено возникновением новых, ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указывается цель расходования средств. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на общегосударственные и региональные.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
· влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятии;
· обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды,
· оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
· предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Организация функционирования
внебюджетных фондов находится в
ведении государственных
Бюджетный кодекс РФ включает
в число государственных
· Пенсионный фонд РФ;
· Фонд социального страхования РФ;
· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Целевыми федеральными бюджетными фондами, средства которых консолидируются в федеральном бюджете, на 2001 г являются:
· Федеральный дорожный фонд РФ,
· Федеральный экологический фонд РФ;
· Государственный фонд борьбы с преступностью;
· Фонд
воспроизводства минерально-
· Фонд развития Федеральной пограничной службы РФ;
· Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
· Фонд развития таможенной системы РФ;
· Федеральный фонд Государственной налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ.
Действующее законодательство
не включает целевые федеральные
бюджетные фонды в состав государственных
внебюджетных фондов по той причине,
что в настоящее время средства
большинства целевых фондов консолидируются
в бюджет и сами фонды утрачивают
самостоятельность. Например, постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан
от 26 ноября 1997 г. № 850 "О формировании
Департамента по управлению целевыми
(внебюджетными) фондами при Министерстве
финансов Республики Татарстан" Министерство
финансов Республики Татарстан признано
правопреемником Экологического фонда,
Фонда НИОКР (научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
Реформирование системы внебюджетных фондов Российской Федерации идет в двух направлениях: одни внебюджетные фонды утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, а другие сохраняют юридическую самостоятельность, но включаются в состав бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.