Содержание
Введение………………………………………………………………………...…1
Глава 1. Общая характеристика
внебюджетных фондов……………………….1
1.1. Нормативно-правовая база
организации деятельности внебюджетных
фондов в РФ……………….………………………………………………………1
1.2. История возникновения
внебюджетных фондов………………….……….1
Сущность
Классификация и функции
1.3.
Глава 2. Социальные внебюджетные
фонды РФ…………………………..……1
2.1. Пенсионные фонд РФ…………………………………….……..……………1
2.2. Фонд социального страхования
РФ…………………………..…………..…1
2.3. Фонд обязательного
медицинского страхования РФ………………………1
Глава 3.
Введение
Актуальность
темы исследования определяется необходимостью
реализации конституционных прав граждан
на пенсионное обеспечение, социальное
страхование, охрану здоровья и медицинскую
помощь.
Объектом исследования
являются внебюджетные фонды в целом,
а предметом – внебюджетные фонды социального
и экономического назначения и механизм
их функционирования, так как с момента
своего создания они занимают ведущую
позицию.
Цель данной курсовой
работы – определить место и значимость
вне бюджетных фондов социального
и экономического назначения в бюджетной
системе РФ.
1.1. Нормативно-правовая база
организации деятельности внебюджетных
фондов в РФ.
Правовой основой
формирования и использования
внебюджетных фондов являются
такие нормативные акты, как Бюджетный
кодекс Российской Федерации,
ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации",
ФЗ «Об основах обязательного
социального страхования» и ФЗ
«О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации», а так
же законы Российской Федерации
регламентирующие деятельность внебюджетных
фондов и другие нормативные акты.
В Бюджетном кодексе
Российской Федерации дано определение
государственного внебюджетного фонда
как фонда денежных средств, образуемого
вне федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и предназначенного
для реализации конституционных прав
граждан на: пенсионное обеспечение, социальное
обеспечение по болезни, инвалидности,
в случае потери кормильца, рождения и
воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных
законом; социальное обеспечение в случае
безработицы; охрану здоровья и получение
бесплатной медицинской помощи.
Расходы и
доходы государственных внебюджетных
фондов формируются в порядке,
установленном федеральным законом,
либо в ином порядке, предусмотренном
Бюджетным кодексом.
Проекты бюджетов
государственных внебюджетных фондов
составляются органами управления
данных фондов и представляются
органами исполнительной власти
на рассмотрение законодательных
органов в составе документов
с проектами соответствующих
бюджетов на очередной финансовый
год. Рассматриваются и утверждаются
их бюджеты Федеральным собранием
в форме федеральных законов
одновременно с принятием закона
о федеральном бюджете. Проекты
бюджетов территориальных фондов
представляются органами исполнительной
власти субъектов РФ на рассмотрение
законодательных органов субъектов РФ
и утверждаются одновременно с принятием
закона о региональном бюджете. Счетная
палата РФ, органы государственного финансового
контроля, созданные законодательными
органами государственной власти субъектов
РФ, проводят экспертизу проектов бюджетов
соответственно государственных и территориальных
государственных внебюджетных фондов.
Согласно Бюджетному
кодексу, доходы государственных
внебюджетных фондов формируются за счет:
- обязательных платежей, установленных
законодательством РФ;
- добровольных взносов физических
и юридических лиц;
- других доходов, предусмотренных
законодательством;
Сбор и контроль
за поступлением доходов осуществляет
Министерство по налогам и сборам. Расходование
средств государственных внебюджетных
фондов осуществляется исключительно
на цели, определенные законодательством
РФ, регламентирующим их деятельность,
в соответствии с бюджетами указанных
фондов, утвержденными законами РФ и субъектов
РФ. Отчет об исполнении бюджета государственного
внебюджетного фонда составляется органом
управления фонда и представляется Правительством
РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному
собранию в форме закона. Отчет об исполнении
бюджета территориального государственного
внебюджетного фонда составляется органом
управления фонда и представляется органом
исполнительной власти субъекта РФ на
рассмотрение и утверждение законодательному
органу субъекта РФ в форме закона. Счетная
палата Российской Федерации проводит
проверку отчетов об исполнении бюджетов
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации за отчетный финансовый
год, готовит заключения на них.
1.2. История возникновения внебюджетных
фондов.
История возникновения
внебюджетных государственных фондов
связана с развитием специальных
видов правительственной деятельности,
для которой была нежелательна
огласка. Как правило, это были
операции временного характера,
которые покрывались за короткий
срок специальными доходами. При
этом специальные фонды или
счета появились гораздо раньше
возникновения единого государственного
бюджета. Количество и перечень
специальных фондов и счетов
не были постоянными, тогда
одни счета открывались, а другие
закрывались. В целом наблюдалась тенденция
к увеличению количества и объема таких
фондов, вызванная новыми задачами и функциями,
стоящими перед государством, особенно
в результате появления, а затем и расширения
его предпринимательской деятельности.
Множественность фондов создавала определенные
финансовые неудобства – в одних фондах
нехватка средств, в других избыток, и
требовала дополнительных расходов на
управление ими. Поскольку такие
счета и фонды не должны были утверждаться
парламентом, то правительство могло использовать
проходившие через них средства совершенно
бесконтрольно. Создание специальных
фондов позволяло привлекать дополнительные
средства для расширения сферы деятельности
правительства в области всегда актуальных
военных расходов, научных исследований,
регулирования экономического развития
страны, внешнеэкономической деятельности
и социальных выплат населению.
Правительство
имело возможность за счет
временно свободных средств, аккумулированных
в специальных фондах, покрывать
кассовые разрывы и дефицит
бюджета, а также покрывать
непредвиденные расходы. Расширение
деятельности государства привело
к созданию значительного количества
специальных фондов, названия которых,
как правило, объясняли и цель
расходования средств. Такая
множественность фондов усложняла
деятельность государства, поэтому
с укреплением централизованного
государства начинается период
унификации специальных фондов.
На основе объединения различных
фондов был создан государственный
бюджет, который после рассмотрения
и утверждения его парламентом
превращается в закон, обязательный
к исполнению. Однако многие внебюджетные
фонды сохранили своё значение и самостоятельность
и существовали наряду с государственным
бюджетом. Специальные счета создавались
для строительства, правительственной
предпринимательской деятельности, управления
денежной системой и государственным
долгом, системой национального страхования.
В России
в отличие от зарубежных государств,
исторически сложилась совершенно
иная система осуществления государственных
расходов. Составлялось только два
бюджета: обыкновенный и чрезвычайный.
Обыкновенный бюджет формировался
из традиционных, относительно постоянных
расходов и направлялся на
финансирование расходов, связанных
с осуществлением основных функций
государства. Чрезвычайный бюджет
фактически выполнял функции
специальных фондов, он не утверждался,
не публиковался и содержался
в тайне. За счет его средств
погашался государственный долг, покрывались
убытки вызванные войной, стихийными бедствиями
и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного
бюджета покрывался дефицит обыкновенного,
так как бюджетная система СССР предусматривала
существование одного государственного
бюджета.
Впервые целевые
бюджетные фонды стали создаваться
в Российской Федерации в период
перехода страны на новые экономические
отношения на основе Закона
РСФСР «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса
в РСФСР» от 10 октября 1991 года.
Главная причина их создания
– необходимость выделения чрезвычайно
важных для общества расходов
и обеспечение их самостоятельными
источниками доходов. Среди них
ведущую роль заняли социальные
внебюджетные фонды.
При создании
социальных внебюджетных фондов
ставилась задача «разгрузить»
бюджет от существенной доли
социальных расходов, которые в
рамках бюджета финансировались
с большими трудностями. Одновременно
с социальными были созданы
и другие внебюджетные фонды.
Впоследствии, исчерпав положительный
ресурс от функционирования целого
ряда внебюджетных фондов, Правительство
РФ приняло решение о консолидации
их в бюджет, при этом сохранив
определенную автономность таких
фондов. Они включаются в бюджет
отдельными статьями, то есть
трансформировались в целевые
бюджетные фонды. Социальные фонды
сохранили статус внебюджетных
и были официально утверждены
законодательными актами правительства
и президента РФ.
Пенсионный
фонд РФ (ПФР) был создан в
целях государственного управления
финансами пенсионного обеспечения
в РФ и является самостоятельным
финансово- кредитными учреждением.
Фонд социального
страхования (ФСС) был создан
в целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального
страхования и повышения контроля
за правильным и эффективным
расходованием средств социального
страхования и является самостоятельным
финансово-кредитным учреждением.
Управление Фондом социального
страхования РФ осуществляется
Правительством РФ.
Фонд обязательного
медицинского страхования (ФОМС)
предназначен для аккумулирования
финансовых средств и обеспечения
стабильности государственной системы
обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной
политики в области обязательного
медицинского страхования созданы
Федеральный и территориальный
фонды обязательного медицинского
страхования как самостоятельные некоммерческие
финансово-кредитные Учреждения.
Важным звеном
финансовой системы являются
внебюджетные фонды государства
- форма использования финансовых
ресурсов, привлекаемых государством
для финансирования не включаемых
в бюджет некоторых общественных
потребностей и комплексно расходуемых
на основе оперативной самостоятельности
строго в соответствии с целевыми
назначениями фондов. Государственные
внебюджетные фонды создаются
на базе соответствующих актов
высших органов власти, в которых
регламентируется их деятельность,
указываются источники формирования,
определяются порядок и направленность
использования денежных средств.
Решение об образовании внебюджетных
фондов принимает Федеральное
собрание РФ, а такж государственные
представительные органы субъектов Федерации
и местного самоуправления. Внебюджетные
фонды находятся в собственности государства,
но являются автономными. Они имеют, как
правило, строго целевое назначение и
решают две важные задачи: обеспечение
дополнительными средствами приоритетных
сфер экономики и расширение социальных
услуг населения.
Пенсионный
фонд, фонды обязательного медицинского
страхования и социального страхования
населения, с одной стороны,
являются финансовыми сегментами,
выделенными из бюджета для
самостоятельного, более эффективного
функционирования, с другой —
приняли форму страховых фондов.
Фонд социального страхования
изначально был — и по форме,
и по сути — страховым фондом под патронажем
профсоюзов.
Область перераспределения
бюджетных средств гораздо шире,
чем внебюджетных фондов, рамки перераспределения
которых ограничены целевым назначением
фонда. Такая ограниченность в перераспределительной
функции этого сегмента государственных
финансов в отдельных случаях имеет ряд
преимуществ перед бюджетной формой перераспределения
финансовых ресурсов. При выделении во
внебюджетный фонд части финансовых средств
легче просматривается соразмерность
централизуемых источников и потребностей,
оперативнее решаются вопросы управления
данной частью финансовых ресурсов, устраняется
неизбежность дефицита по этим фондам,
что невозможно достигнуть в бюджетах
в условиях экономического кризиса.
Но условий
для экономической самостоятельности
они лишены. Поэтому государственные
социальные внебюджетные фонды
лишь по форме, а не по
содержанию являются фондами взаимного
страхования населения. И дело вовсе не
в том, что плательщиками страховых взносов
в подавляющей части являются работодатели,
а не работники. Экономическая природа
средств, зачисляемых в указанные внебюджетные
фонды, есть не что иное, как часть стоимости
воспроизводства рабочей силы. Порядок
же уплаты взносов является формой проявления
этой сущности. Ничто не мешает органам
власти государства установить минимальный
уровень оплаты труда (который является
нижним уровнем для любого работодателя),
включающий как прожиточный минимум, так
и долю платежей во внебюджетные фонды,
переложив обязанность вносить страховые
платежи с работодателей на работников.
Однако действующий порядок более прост
и привычен для менталитета нашего государства
и населения. В других странах страховые
взносы распределены более равномерно
между работниками и работодателями, а
в отдельных государствах подавляющую
часть взносов уплачивают работники.
Страховая
природа средств внебюджетных
социальных фондов является решающей
причиной выделения их из бюджета
и принципиальным отличием от
целевых бюджетных фондов.
Внебюджетные
фонды, являясь составной частью
финансовой системы РФ, обладают
рядом особенностей:
- запланированы органами
власти и управления и имеют
строгую целевую направленность;
- денежные средства фондов
используются для финансирования
государственных расходов, не включенных
в бюджет;
- формируются в основном
за счет обязательных отчислений
юридических и физических лиц;
- страховые взносы в
фонды и взаимоотношения, возникающие
при их уплате, имеют налоговую
природу, тарифы взносов устанавливаются
государством и являются обязательными;