Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 13:28, реферат
История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета, количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными.
Организация
функционирования внебюджетных фондов
находится в ведении
Особенностями внебюджетных фондов является то, что они [16, с.432]:
-
вводятся органами
-
их денежные средства
-
фонды формируются
- страховые взносы в фонды и правоотношения, возникающие при их взимании, имеют налоговую природу, т.е., как и налоги, платежи и сборы, они устанавливаются государством на принципах обязательности изъятия у плательщиков, их исчисление, удержание и перечисление регулируются налоговым законодательством;
-
средства фондов являются
- средства фондов расходуются по распоряжению правительства или уполномоченного им органа (Правление фонда);
- из фондов могут осуществляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.
Итак,
внебюджетные фонды выступают
Внебюджетные
фонды как специфический
В системе финансов бывшего Советского Союза, куда входила и Россия (бывшая РСФСР), не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. В начале 90-х годов в нашей стране сложились неблагоприятные экономические и социально-политические условия [17, с.215]:
-
дезинтеграция бывшего СССР в
1991 г. с разрывом экономических
связей между бывшими
-
системный экономический и
-
платежеспособности российских
предприятий и бюджетный
-
социально-демографический
С учетом опыта европейских государств, свидетельствующего о неэффективности финансирования социальных затрат из бюджета в условиях экономического кризиса, Правительство РФ приняло решение о реформировании системы социальной защиты населения России. Был ликвидирован бюджет государственного социального страхования, упразднен ряд социальных статей бюджета, а взамен созданы новые государственные финансово-кредитные учреждения, на которые возлагается обязанность обеспечить финансовую гарантию конституционных прав граждан на социальную защиту. Новые структуры получили название государственных внебюджетных фондов. Будучи автономными, от бюджета, они были предназначены для решения важных задач, которые требовали особого внимания со стороны государства.
Предполагалось,
что внебюджетные фонды в качестве
инструмента мобилизации и
-
обеспечение целевого
-
гарантия возможности
-
возможность гибкого
Для финансирования одних и тех же нужд целесообразно создавать только один внебюджетный фонд. Это очень важно, так как множественность фондов, созданных для одной и той же цели, не позволяет оперативно оценить все имеющиеся ресурсы. Кроме того, важное требование к внебюджетным фондам - это определить оптимальную продолжительность их функционирования, она зависит от сложности и характера задач, для которых создается фонд. Они могут создаваться на очень длительную перспективу (например, такие, в которых аккумулируются средства для пенсионного обеспечения населения), или же на срок в несколько лет, образованные для финансирования важных расходов в определенный исторический период (это, например, внебюджетные фонды экономического назначения). Как правило, с решением поставленных задач необходимость в таких фондах отпадает.
Государственные внебюджетные фонды социального назначения формировались в течение трех лет на основании постановлений Правительства, указов Президента с учетом принятых федеральных законов. Таким образом, были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации [17, с.217].
Кроме того, в 1990-х гг. было создано множество внебюджетных фондов экономического назначения на всех уровнях управления. Появились дорожные фонды, экологические фонды, фонды финансирования жилищного строительства, в которых аккумулировались средства для финансирования отдельных мероприятий и программ, имеющих важное экономическое значение для общества на данный период времени.
В российской действительности концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев привела к неэффективному их применению. Для усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов была проведена консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральный бюджет РФ. Это касалось внебюджетных фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения.
Таким
образом, в настоящее время в
России функционируют только три
государственных внебюджетных фонда социального
назначения - Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Федеральный
и территориальный фонды обязательного
медицинского страхования, средства которых
используются в качестве дополнительного
источника финансирования социального
обеспечения населения.
Внебюджетные
фонды многообразны, они различаются
по цели своего создания, объему ресурсов,
концентрируемых в них, времени
функционирования, механизму формирования
и использования средств и
т.п.
В федеральных внебюджетных фондах аккумулируются средства, необходимые для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих общегосударственное значение (финансирование отдельных конституционных прав граждан, строительство и содержание важных экономических объектов и т.п.); региональные внебюджетные фонды создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями; из местных внебюджетных фондов финансируются некоторые потребности местных сообществ (строительство муниципального жилья, отдельных природоохранных мероприятий и т.п.).
Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную [17, с.218]. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития. Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики.
Роль внебюджетных фондов в общественном развитии в современном мире достаточно велика и определяется результатом действия их функций. Фонды позволяют в определенной степени преодолеть крупный недостаток рыночной системы - неравное распределение дохода. Внебюджетные социальные фонды являются тем методом вмешательства правительства в рыночную экономику, который позволяет более эффективно и справедливо распределять произведенный ВНП, а так же способствует более динамичному и качественному воспроизводству трудовых ресурсов [17, с.219].
Итак, внебюджетные фонды многообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. Выполняя распределительную и контрольную функции, они содействуют достижению социального равновесия и оказывают положительное влияние на экономическую ситуацию.
Таким
образом, мы установили, что внебюджетные
фонды являются важным звеном в системе
финансов. Мы изучили историю возникновения
внебюджетных фондов, рассмотрели их классификацию,
основные признаки, функции и роль в общественном
развитии. В настоящее время в России
функционируют лишь государственные внебюджетные
фонды социального назначения.