Вступление России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:12, реферат

Описание

В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.

Работа состоит из  1 файл

Вступление России в ВТО.docx

— 28.28 Кб (Скачать документ)

Вступление России в ВТО.

В феврале 1994 года Правительство  России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к  ВТО.

В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая  в июле 2004 года была преобразована  в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации  и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации  М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители ключевых министерств  и ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения  и выработка переговорной позиции  российской стороны.

Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте  присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и  правилами ВТО.

С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству  Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней  торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию  ВЭД). Одним из основных направлений  его деятельности является выявление  мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых  кругов по вопросам, связанным с  присоединением России к ВТО, а также  координация законотворческой деятельности в этой сфере.

Российская делегация  на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями  стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС  на уровне глав государств в 2002-2005 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран - членов ЕврАзЭС.

В рамках работы Группы экспертов  высокого уровня по формированию Единого  экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины  регулярно проводится сравнительный  анализ позиций стран «четверки» на переговорах по присоединению  к ВТО. Результаты этого анализа  используются как при реализации Концепции формирования ЕЭП, так  и при координации процесса присоединения  к ВТО заинтересованными сторонами  «четверки».

Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО  проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития  России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные  встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.

С 2002 года проведено свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке  экспорта, доступу российских товаров  на зарубежные рынки во всех федеральных  округах и в 50 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития  России при участии комитетов  Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 -2005 года Министерство провело обучение госслужащих в 24 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых  опросов общественного мнения, к  середине 2005 года более половины россиян  высказывались за присоединение  России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).

В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах  российская делегация вышла на завершающую  стадию присоединения, в ходе которой  предстоит решить наиболее сложные  и проблемные вопросы. Обсуждение условий  присоединения с основными торговыми  партнерами проходит практически в  непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные  обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского  хозяйства, доступ на рынок услуг, системные  вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую  защиту национальных производителей при  сохранении адекватной конкурентной среды.

Завершение двусторонних переговоров с США с учетом влияния этой страны в ВТО и  ее значения как торгового партнера для России имело первостепенное значение для скорейшего окончания  переговорного процесса по присоединению  России к ВТО.

В июле 2006 г. стороны вплотную приблизились к завершению двусторонних переговоров по доступу на российские рынки товаров и услуг, однако финальных договоренностей достичь  не удалось. Спустя четыре месяца благодаря сближению позиций по вопросу доступа на рынок финансовых услуг, согласованию совместных шагов для достижения договоренностей по ветеринарным мерам и режиму импорта мясной продукции, а также принимаемым в РФ мерам по защите прав владельцев интеллектуальной собственности 19 ноября 2006 г. был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США о присоединении России к ВТО.

Переговоры по присоединению  России к ВТО продолжаются с января 2007 г. на многостороннем уровне. По оптимистичному варианту, многосторонние переговоры могут быть завершены летом 2007 года, точнее,  до 31 июля, так как в августе ВТО уходит на каникулы. В начале одобрение должно быть получено на рабочей группе. Потом будет процедура утверждения присоединения России к ВТО на генсовете этой организации. Генсовет обычно проходит несколько раз в год, и одно из заседаний обычно проводится в конце июля. После необходимо будет внести пакет документов с условиями о присоединении в Госдуму и Совет Федерации и после его ратификации через 30 дней мы становимся - уже юридически - членами ВТО. При этом сценарии, скорее всего, процедура будет выстроена так, что обязательства вступят в силу с 1 января 2008 года. Но согласно договоренностям, в течение первого года присоединения к ВТО ни одна из пошлин снижена не будет. На данный момент вероятность этого оптимистичного варианта можно оценивать как высокую.  

 

Последствия вступления России в ВТО: за или против?

Логическим продолжение  российских реформ должно стать включение  на равных правах отечественных товаров  и услуг в международную торговлю. Добиться этого можно путем вступления России во Всемирную торговую организацию. Однако существующие мнения по поводу этой акции далеко не однозначны. Сторонники линии на форсирование членства России в ВТО считают, что такой шаг  станет важным стимулом ускорения экономического развития и дальнейшего закрепления  реформаторских процессов в стране. Вместе с тем имеется и другая точка зрения, согласно которой России не стоит связывать себе руки в  проведении экономической политики какими-либо обязательствами в рамках ВТО, по крайней мере, до выхода на стадию устойчивого роста. Но, выступая за или против вхождения России в  ВТО, необходимо иметь ясное представление  о том, будет или нет баланс ожидаемых выгод и обязательств от такого членства иметь плюсовое значение.

Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие  годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически  всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики  и равноправное участие в мировой  торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная  и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана  Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации  мирохозяйственных связей и взаимозависимости  национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

·          выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;

·          международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;

·          возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;

·          защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);

·          Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

·          Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

·          Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

·          Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

·          Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

·          Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

·          Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Однако не следует забывать, что при вступлении России в ВТО  в середине 2007 года начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок придут международные корпорации (капитализация  первых десяти крупнейших корпораций в мире составляет от 200 до 490 млрд. долларов) и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет значительному  увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу. Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО. В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор. Как известно уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов.

Аналогичная ситуация сложится и вокруг других отраслей экономики  главным образом из-за снижения экспортных пошлин, отрывающих широкую дорогу импортным товарам на отечественный  рынок. Страны ВТО настаивают на снижении размера импортной пошлины до 11%, тогда как в настоящее время этот тариф составляет около 20%. По сельскохозяйственным товарам средневзвешенная ставка снизится до 18%, по промышленным товарам - до 7,6%, а в дальнейшем - до уровня 5%.      Существенно может пострадать сфера финансовых услуг, поскольку ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Это будет означать, что с серьезными проблемами выживания столкнутся, например, российские банки и страховые компании. Поскольку открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более качественными услугами. Поэтому сегодня отечественным предприятиям нужно подготовиться к приходу на рынок нерезидентов и усилить свои бизнесы, чтобы составить достойную конкуренцию международному бизнесу и сохранить контроль над национальной экономикой. Рассмотрим, на что сегодня опирается российский бизнес и что лежит в основе бизнеса иностранных компаний. К сильным сторонам резидентов относятся:

-    Административный ресурс. Как известно, чем масштабнее бизнес, тем больше он зависит от этого фактора.

-    Дешевая рабочая сила. По уровню заработной платы нам уступают лишь Китай и страны третьего мира.

-    Дешевые энергетические ресурсы. Такого богатого ресурсного наследства не доставалось от предков ни одной стране мира.

-    Дешевые научные специалисты, доставшиеся нам в наследство от СССР, поскольку в советское время наука развивалась не для, а во имя доказательства превосходства социалистической системы.

-    Мягкие экологические требования. Для сравнения: в России нет партии "зеленых", а в Германии, например, они составляют 30% в парламенте. Столь значительное представительство экологической партии в парламенте оказывает заметное влияние на законодательство страны. Чтобы наладить в Германии «вредное» производство, нужно построить очень дорогие очистные сооружения и платить высокие налоги. Преимущества нерезидентов:

-    Больший управленческий опыт. На Западе предприниматели несколько сотен лет живут в условиях капитализма. Люди там рачительные, они накапливают опыт, создают на его основе стандарты, а затем разрабатывают с их учетом производственные и управленческие технологии. Этими технологиями пользуются массово - заказывают их внедрение у соответствующих фирм и занимаются своим бизнесом. В России же не сложилась традиция использования готовых управленческих решений, поэтому большинство предприятий строят свои системы управления собственными силами.

Информация о работе Вступление России в ВТО