Взаимодействие органов казначейства с банком России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:01, доклад

Описание

Одним из перспективных направлений правительственной программы по повышению эффективности бюджетных расходов является реформирование системы бюджетных платежей, в результате которого к 2017 г. платежные операции сектора государственного управления должны осуществляться с использованием одного банковского счета, открытого Федеральному казначейству в платежной системе Банка России.

Работа состоит из  1 файл

казначейство.docx

— 20.92 Кб (Скачать документ)

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КОЛЛЕДЖ БИЗНЕСА И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА И БАНКА РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка Ф-09-1(н) Каримова Джамиля

Проверила: Ощепкова Л.Р.

 

 

 

 

 

Иркутск, 2012г.

Одним из перспективных  направлений правительственной  программы по повышению эффективности бюджетных расходов является реформирование системы бюджетных платежей, в результате которого к 2017 г. платежные операции сектора государственного управления должны осуществляться с использованием одного банковского счета, открытого Федеральному казначейству в платежной системе Банка России.

Платежная система  сектора государственного у правления  в настоящее время представляет собой совокупность лицевых счетов и банковских счетов органов Федерального казначейства, открытых в учреждения Банка России и кредитных организациях. Эта система сложилась в условиях перехода на казначейскую систему исполнения бюджета. В результате были обеспечены стабильность исполнения федерального бюджета и кассовое обслуживание исполнения региональных и местных  бюджетов.

Проведение  бюджетных платежей в современных  условиях характеризуется увеличением  количества и объема исполняемых  операций, расширением спектра функциональных задач и изменением их характера. Сегодня органы Федерального казначейства обслуживают 11 видов лицевых счетов клиентов всех уровней бюджетной  системы, общее число которых  составляет 300тыс. При этом 18% из них  – это лицевые счета федерального уровня, 12% - регионального, 70% - местного. В то же время существует большой  потенциал для расширения клиентской сети Федерального казначейства за счет региональных и местных учреждений, в связи с тем, что пока только около половины субъектов РФ и  муниципальных образований полностью  передали органам Федерального казначейства ведение лицевых счетов своих  клиентов. Количество банковских счетов Федерального казначейства в 2010г. составило  более 62тыс.

Учитывая  информационную насыщенность системы  счетов Федерального казначейства, ее многоуровневую иерархическую структуру  и функциональную сложность и  принимая во внимание международные  тенденции развития платежных систем, целесообразно все переводы денежных средств, осуществляемые с использованием платежной системы Банка России, производить в условиях применения онлайновых технологий и современных  электронных средств обработки, передачи и защиты информации.

Одной из таких  современных банковских технологий является система валовых расчетов в режиме реального времени ЦБР  – система банковских электронных  срочных платежей, функционирование которой в ЦБР началось с 02.07.2007г.

Система банковских электронных срочных платежей –  централизованная на федеральном уровне система расчетов ЦБР, обеспечивающая проведение срочных платежей ее участников независимо от их территориального расположения за счет денежных средств, находящихся на их банковских счетах. Расчеты в системе банковских электронных срочных платежей осуществляются немедленно по мере их поступления, непрерывно в течение дня и индивидуально. Система БЭСП функционирует независимо от существующих систем внутрирегиональных и межрегиональных электронных платежей и системы платежей с использованием бумажной технологии, образуя наряду с ними платежную систему ЦБР.

В зависимости  от объема предоставляемых услуг  различают прямое и ассоциированное  участие в системе БЭСП.

Федеральное казначейство и его территориальные  органы, осуществившие в 2008-2010гг. совместно  с ЦБР мероприятия по вступлению в систему БЭСП, являются ассоциированными участниками этой системы.

В настоящее  время Федеральным казначейством  и его территориальными органами ежедневно осуществляются следующие  платежные операции с использованием системы БЭСП: перечисление на единый счет федерального бюджета со счетов управлений денежных средств, подлежащих в соответствии с законодательством РФ зачислению в федеральный бюджет; перечисление с единого счета федерального бюджета на счета Управлений денежных средств для осуществления кассовых выплат за счет средств федерального бюджета. Кроме того, вступление в систему БЭСП позволило ЦБР предоставить органам федерального казначейства новый вид сервиса – ежедневное перечисление неиспользованных остатков денежных средств федерального бюджета со счетов Управлений на единый счет федерального бюджета.

Использование системы БЭСП позволило сократить  время на проведение платежных операций с нескольких часов до одной минуты, что обеспечивает максимальную концентрацию средств федерального бюджета на едином счете и тем самым способствует повышению его ликвидности. Вместе с тем сравнительный анализ сервисов, предоставляемых ассоциированным  и прямым участникам, показал, что полномасштабная модернизация системы бюджетных платежей осуществима только в условиях прямого участия Федерального казначейства в системе БЭСП.

Уровень сервиса, получаемого ассоциированным участником, определяется уровнем, который может  обеспечить стандартный электронный  документооборот с обслуживающим  учреждением ЦБР, тогда как возможности, предоставляемые системой БЭМП для  прямых участников, существенно шире. В настоящее время прямыми  участниками расчетов могут являться кредитные организации (их филиалы) и иные клиенты, имеющие банковский идентификационный код. Прямые участник расчетов резервируют средства для  обеспечения расчетов в БЭСП, направляя  пред началом рабочего дня сообщение  в систему, на основании которого БЭСП резервирует казанную сумму из средств на корреспондентском счете прямого участника расчетов в обслуживающем его учреждении ЦБР.

В конце рабочего дня остаток средств в БЭСП возвращается на корреспондентский  счет прямого участника расчетов в учреждении Банка России. Прямой участник расчетов в течение дня  в режиме реального времени имеет  возможность управлять своей  ликвидностью для расчетов в системе  БЭСП, т.е. увеличивать или уменьшать  суммы денежных средств на корреспондентском  счете (субсчете) в ЦБР, предназначенные  для осуществления расчетов в системе БЭСП. Многофилиальным банкам это позволяет осуществлять мониторинг, оптимальное перераспределение ликвидности, консолидацию ресурсов, устанавливать взаимные лимиты и т.п. Кроме того, прямой участник имеет возможность управлять внутридневной очередью отложенных платежей, осуществляя мониторинг, отзыв, изменение порядка расположения и приоритета, отмену лимитов. Прямое участие предоставляет возможность головному офису кредитной организации получать информацию о ликвидности для расчетов в системе БЭСП его филиалов, а также получать информацию о самих остатках на корреспондентских субсчетах его филиалов, являющихся прямыми участниками расчетов.

Весь комплекс перечисленных преимуществ прямого участия в системе БЭСП может быть применен к Федеральному казначейству, решающему задачу совершенствования системы бюджетных платежей. С целью учета банковского опыта по организации систем расчетов, в результате сравнительного анализа структуры и функций кредитных организаций и Федерального казначейства установлены признаки, характеризующие Федеральное казначейство как многофилиальный банк: наличие территориальных подразделений, значительное количество и разнообразный состав клиентов, взаимодействие с платежной системой ЦБР. В то же время принципиальным отличием Федерального казначейства от кредитной организации является отсутствие собственного корреспондентского счета и банковского идентификационного кода и ограниченная форма участия в расчетах системы БЭСП.

Учитывая, что  с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» Федеральное казначейство получило возможность являться прямым участником платежной системы ЦБР, дальнейшие меры по реформированию системы бюджетных  платежей должны быть скоординированы  с мероприятиями ЦБР по совершенствованию  своей платежной системы.

Банк России намерен отказаться от использования  разнообразных локальных систем расчетов и ручного труда, в результате чего будет создана единая, универсальная, централизованная на федеральном уровне система расчетов. В ней будут реализованы на новом уровне как функциональные возможности системы БЭСП, так и возможности системы Банка России.

На первом этапе модернизации платежной системы  ЦБР (2010-2013гг.) будет осуществлен  перевод функций управления региональными  компонентами его платежной системы  на федеральный уровень (т.е. произойдет формирование федерального компонента), а также совершенствование системы  БЭСП. Вместо разрозненных региональных систем будет обеспечена централизация расчетов на основе централизации функций оперативного управления системой БЭСП и федеральным компонентом в уполномоченном подразделении ЦБР; внедрения единого регламента функционирования системы БЭСП и федерального компонента; создания централизованной информационно-аналитической системы платежной системы ЦБР, позволяющей в режиме реального времени получать всю необходимую информацию об участниках и событиях, происходящих в платежной системе ЦБР.

В системе  БЭСП будет реализован механизм создания так называемых пулов ликвидности. Или консолидации ликвидности для  группы участников, обеспечивающей проведение платежей каждого из участников группы исходя из общего объема средств участников группы. Это позволит Федеральному казначейству и его территориальным  органам сократить объем внутренних платежей, а также осуществлять мониторинг и управление различными операциями.

В переходный период проведение платежей Федеральным  казначейством исходя из общего объема средств предлагается осуществлять за счет введения в практику предоставления ЦБР специализированного сервиса – овердрафта, заключающегося во внутридневном беспроцентном кредитовании Банком России Федерального казначейства исходя из сумм оборотов по его счетам. Овердрафт должен предоставляться на условиях возврата денежных средств с единого счета в конце операционного дня.

На втором этапе модернизации платежной системы  ЦБР (2014-2015гг.) в результате консолидации функциональных возможностей системы  БЭСП и федерального компонента будет  создана единая централизованная на федеральном уровне система расчетов ЦБР. Эта система расчетов обеспечит проведение платежей группы участников ( в том числе кредитных организаций , имеющих филиалы, а также Федерального казначейства и его территориальных органов) с их банковских счетов в рамках общей ликвидности.

Таким образом, с завершением комплексной модернизации  платежной системы ЦБР к 2015г. будет  осуществлен переход на проведение платежей в рамках общей ликвидности  через систему расчетов, что предоставит  возможность Федеральному казначейству осуществить полную консолидацию средств  на едином банковском счете в ЦБР, как это предусмотрено правительственной  программой повышения эффективности  бюджетных расходов.

Необходимость консолидации средств сектора государственного управления на одном банковском счете, в свою очередь, вызывает необходимость  построения собственной (автономной) или  внутренней информационно-платежной  системы Федерального казначейства, понимаемой как совокупность правил, организационных и программно-технических  средств, используемых для проведения операций со средствами федерального бюджета, региональных и местных  бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и со средствами бюджетных и автономных учреждений, а также организаций, не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ получателями бюджетных средств.

Значительное  количество и объем операций, проводимых Федеральным казначейством в  области финансовой деятельности публично-правовых образований, свидетельствует о  ключевой роли бюджетных платежей в  развитии национальной платежной системы. В связи с тем, что платежная  система Федерального казначейства фактически станет основой национальной системы бюджетных платежей, необходимо создание правовых условий для ее построения и развития. Платежная  система Федерального казначейства должна рассматриваться как часть  национальной платежной системы, в  связи с чем само Федеральное казначейство должно быть включено в состав ее субъектов. Кроме того, принимая во внимание функциональную сложность, значительный объем переводов денежных средств и отсутствие альтернативной по функциям платежной системы, обслуживающей денежные и информационные потоки сектора государственного управления, платежную систему Федерального казначейства следует признать системно значимой. Ее оператором, устанавливающим правила платежной системы, обязательные для ее участников, должно являться Федеральное казначейство.

На основе исследования сложившейся системы  лицевых и банковских счетов Федерального казначейства, проведенного сравнительного анализа структуры и функций  федерального казначейства и многофилиальных  банков, тенденций совершенствования  платежной системы ЦБР и с  учетом необходимости перехода на использование  единого банковского счета Федерального казначейства, можно заключить, что  перспективным направлением дальнейшего  развития платежной системы Федерального казначейства является ее построение по принципу, применяемому в кредитных  организациях. С целью создания правовой основы трансформации Федерального казначейства в прообраз бюджетного банка с особым правовым статусом необходимы дальнейшие шаги по внесению изменений в действующее законодательство и нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения и банковскую деятельность, а также определяющие правовые и организационные основы национальной платежной системы.

 

Литература:

    1. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р (ред. от 12.11.2010) «Об утверждении  Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года».
    2. Положение Банка России от 25.04.2007 № 303-П (ред. от 15.06.2010) « О системе валовых расчетов в режиме реального времени».
    3. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
    4. «Концепция развития платежной системы Банка России на период до 2015 года» (одобрена решением Совета директоров ЦБ РФ от 16.07.2010, протокол № 16)

Информация о работе Взаимодействие органов казначейства с банком России