Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 08:48, реферат

Описание

Социалистическая экономическая наука содержала ука¬зания на следующие, присущие социалистической формации экономи¬ческие законы: основной экономический закон; закон планомерного, про¬порционального развития; закон стоимости; закон распределения по труду; закон денежного обращения. Из приведенного перечня экономических законов два — закон стоимости и закон денежного обращения являются общеформационными законами. Поэтому остановимся именно на связи финансов с указанными законами.

Содержание

Введение
1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
2. Финансы и цена. Финансы и заработная плата. Механизм их взаимодействия и формы проявления
3. Финансы и кредит
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Финансы (тема 3) ГОТОВАЯ.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

    Кредит  продолжает распределение стоимости, начатое ценой, заработной платой, финансами. Необходимость продолжения распределения стоимости вызвана появлением временно свободных средств и задачами их вовлечения в кругооборот. Участие финансов и кредита в распределении различное. Финансы участвуют в первичном и вторичном распределении стоимости, кредит только в перераспределении. Во-вторых, кредит - это возвратные средства, что означает двухстороннее движение стоимости от кредитора к заемщику и обратно. Для финансов характерно одностороннее движение стоимости В-третьих, есть различия в источниках формирования финансовых и кредитных ресурсов. Финансовые ресурсы отражают процесс образования, распределения и использования ВВП и НД в стоимостном выражении. В этот процесс, наряду с собственными средствами субъектов хозяйствования вовлекаются привлеченные, в том числе кредит. В-четвертых, кредитные ресурсы отражают движение не всех, а только временно свободных финансовых ресурсов и доходов населения. И наконец, движение финансовых ресурсов сопровождается сменой собственника, кредит не предполагает такой смены, так как кредитор остается собственником средств, переданных на время в пользование заемщика.

Отличия финансов от кредита:

     1) возвратный характер кредита,  т.е. кредитные ресурсы всегда  функционируют на возвратной  основе, а финансовые ресурсы  выражают одностороннее движение стоимости;

     2) кредитное перераспределение связано  с перемещением денежных средств  между субъектами распределительного  процесса, а финансовое перераспределение  осуществляется как между субъектами  хозяйствования, так и в рамках  каждого из них по целевому назначению и в соответствии с общественными потребностями;

     3) кредитные ресурсы формируются  в процессе перераспределения  временно свободных денежных  средств (субъекта хозяйствования, органов государственного правления), а финансовые ресурсы формируются из доходов, которые образуются на стадии стоимостного распределения;

     4) кредитные ресурсы предоставляются  на определённых условиях (срочность,  возвратность, платность), а финансовые  ресурсы предоставляются бесплатно  и условия их возврата не  оговариваются;

     5) кредит имеет тесную взаимосвязь  с денежным оборотом, с его  помощью удовлетворяются потребности  субъекта хозяйствования в платёжных  средствах, а также происходит  регулирование находящихся в  обращении денежных средств.

      Сходство и взаимосвязь финансов и кредита:

     1) при недостатке финансовых ресурсов  у предприятия для нормального  проведения производственного процесса  субъекты хозяйствования обращаются  за банковскими кредитами, а  временно свободные финансовые  ресурсы, временно хранящиеся  на банковских счетах, могут использовать в качестве кредитных ресурсов;

     2) нормальное функционирование финансов  способствует созданию и росту  ресурсов, а само функционирование  кредита позволяет формировать  финансовые ресурсы в распоряжении  субъектов хозяйствования, в том числе и с помощью финансового рынка;

     3) взаимосвязь финансов и кредита  прослеживается и в банковском  проценте, который служит платой  за предоставляемые финансовые  ресурсы, выплачиваемые из доходов  банка, или же этот процент  взимается с субъекта хозяйствования, если он берёт кредит.

    Известно, финансы не могут существовать без  денег. Причиной, порождающей деньги, можно считать потребности субъектов  хозяйствования и государства в  финансовых ресурсах, обеспечивающих их деятельность, но эти потребности  в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления.

      Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого, прежде всего,  измеряются затраты труда производителей.

      Финансы – это экономический  инструмент распределения и перераспределения ВВП в части национального богатства.

      Финансы – неотъемлемый элемент  на всех уровнях хозяйствования, они необходимы для нормального  функционирования любому звену  предприятия, межхозяйственным объединениям  и государственной системе управления.

      Наличие разных общественных  потребностей у субъектов хозяйствования  и у государства приводит к  возникновению разных видов хозяйственных  связей. Эти финансовые связи  отличаются друг от друга, но  в то же время они характеризуются некоторыми общими чертами, которые позволяют объединить финансовые отношения в отдельные, относительно обособленные группы.

      Все финансовые отношения по  своей природе являются распределительными, причём распределение стоимости  осуществляется, прежде всего, по субъектам, которые формируют денежные фонды целевого назначения. Поэтому именно роль субъекта в общественном производстве будет выступать в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений.

      В общей совокупности всех  финансовых отношений можно выделить три крупные сферы: финансово-хозяйствующий субъект, страхование, государственные финансы. Внутри каждой из сфер выделяются звенья. Звенья группируются в зависимости от характера деятельности субъекта.

    В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента: 1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - один из методов создания резервных фондов для граждан.

    Финансы предприятий выражают отношения  по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками; 2) территориальность - каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов; 3) единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах. Финансы предприятия, функционирующего на коммерческих началах.  Цель основной деятельности коммерческих предприятий сводится к получению прибыли. Все они имеют обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам самостоятельно. Финансовые ресурсы формируются, главным образом, за счёт чистой прибыли и амортизации.

      Финансы организации, функционирующей  на некоммерческой основе. Цель и основная деятельность этих организаций не сводится к извлечению прибыли и её распределению между участниками. Как правило, эти организации существуют в форме финансирования собственником учреждений.

      Финансовые ресурсы – это денежные  средства, модифицируемые некоммерческими организациями из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности.

      Финансы общественных объединений.

      Общественные объединения – это  объединения, которые создаются  на основе принадлежности людей  к некоторой группе, исследующей тот или иной интерес.  Финансовые ресурсы – это членский взнос.

      Общественное объединение не  выступает источником доходов  для отдельных членов. Все полученные  доходы идут на обслуживание  интересов в целом.  Социальное  страхование – это страхование на содержание членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или обладающих, но не имеющих возможности реализовать её по различным причинам.  Основной источник ресурсов – налоговые отчисления.  Личное страхование. Как правило, страхование жизни. Имущественное страхование. Данный вид страхования позволяет застраховать предприятию или физическому лицу имущество от различного рода негативных воздействий. При наступлении страхового случая страхователь производит оценку понесённого ущерба, в соответствии с которой происходят страховые выплаты.

      Страхование ответственности делится  на два вида: страхование риска  (непогашение кредита) и страхование  ответственности. Страхование риска  осуществляет банк, страхование  ответственности – страховая компания. Срок страхования соответствует сроку, на который выдан кредит.

      Также имеет место страхование  гражданской ответственности, средств  транспорта, нанесения вреда другим  лицам в процессе производства  и окружающей среде.  Предпринимательская  деятельность.

      Главным стимулом предпринимательской  деятельности является получение  прибыли, поэтому речь идёт  о страховании рисков неполучения  прибыли, снижение уровня рентабельности, получения убытков, неплатежи  по счетам поставщиков продукции.

      Государственные финансы, государственный  бюджет.

      Государственные финансы – это  особая сфера экономических отношений,  связанная  с вторичным, а  также первичным распределением  и потреблением части совокупного  общественного продукта в целях  образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий.

      Государственный бюджет – это  денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с созданием и использованием бюджетного фонда. Функционирование государственного бюджета обусловлено двумя функциями: распределительной функцией и контролем.  Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти.

      Это предопределяет возможность  оперативного использования средств  и принятие достаточно быстрых  управленческих решений при изменении  экономической обстановки.

      Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками рынка ценных бумаг (РЦБ).

      Внебюджетные фонды по основным  направлениям своей деятельности  освобождены от платы налогов  и таможенных пошлин.  Государство  и кредит.

      В целях финансирования государственных  потребностей государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйствующих структур.

      На практике сложилось, что  при осуществлении кредитных  операций государство является  заёмщиком, а население и организации  – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заёмщика, так и кредитора.

      Когда речь идёт о государственном  кредите, то взятые взаймы денежные  средства, поступают в распоряжение  органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственного кредита также являются бюджетные средства. 

    Заключение

    В данной работе была рассмотрена взаимосвязь финансов с экономическими законами. Как показывает практика, финансово-кредитная система постоянно изменяется, эволюционирует в соответствии с задачами, которые стоят перед обществом.

    Именно  финансы, как экономическая категория  способны оказывать существенное влияние  на уровень развития социальной инфраструктуры государства. Республика Беларусь в соответствии с Конституцией является социальным государством, ориентированным на высокий уровень развития производства и существенные социальные гарантии. Данные задачи невыполнимы без государственного регулирования, и они решаются с помощью государственного воздействия на финансово-кредитную систему.

    Социалистическая  экономическая наука содержала  указания на следующие, присущие социалистической формации экономические законы: основной экономический закон; закон планомерного, пропорционального развития; закон стоимости; закон распределения по труду; закон денежного обращения. Из приведенного перечня экономических законов два — закон стоимости и закон денежного обращения являются общие информационными законами. Поэтому остановимся именно на связи финансов с указанными законами.

Информация о работе Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями