Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:27, курсовая работа
Важное место в механизме регулирования государства и в структуре рыночных отношении занимают финансы. Финансы являются составной частью рыночных отношений и главным инструментом реализации государственной политики.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.
Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
1.Введение2-3стр.
2. Взаимосвязь финансов с другими категориями 3стр.
2.1 Взаимосвязь цены и финансов 3-4стр.
2.2 Взаимосвязь заработной платы и финансов 4-6стр.
2.3 Взаимосвязь финансов и кредита 6-7стр.
3. Использование финансов для регулирования экономики 7-12стр.
Список использованных источников 12-13стр.
3) взаимосвязь
финансов и кредита
Тесная взаимосвязь
и взаимодействие финансов и кредита
очень ярка проявляются в их комплексном
использовании: если у предприятия
не хватает финансовых ресурсов для
нормального функционирования производственного
процесса, оно использует банковские
кредиты. Временно свободные финансовые
ресурсы предприятий и
3.
Использование финансов
для регулирования экономики
Экономика страны
- это сложный
Сфера материального производства характеризуется единством вех стадий воспроизводственного процесса. Причем определяющей среди них является стадия производства, на которой создается общественный продукт. Стадия распределения тесно связана с производством и непосредственно зависит от него.
Функционируя
в сфере материального
Нормальное функционирование экономики возможно при условии органической связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обслуживает его сбалансированное развитие как единого целого.
Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.
Регулирование экономики происходит прежде всего посредством саморегулирования. Оно характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование базируется на свободе субъектов хозяйствования, в выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении продуктами своей деятельности и т.п. Правда, свобода предпринимателей в методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регулируется деятельностью различных организационных структур (союзов предпринимателей, ассоциаций и др.), способствующих установлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.
Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики, проведению в ней в кратчайшие сроки структурной перестройки. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.
Однако в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бессильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В определенных видах производственной деятельности индивидуальная (рыночная) и социальная оценки результативности хозяйствования не совпадают. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.
Одновременно
с саморегулированием большое влияние
на структуру общественного
Вмешательство
государства в экономику
В регулировании
экономики принимают участие
разные сферы и звенья финансовой
системы: финансы предприятий, страхование,
государственный бюджет и др. Специфика
сфер и звеньев обусловливает
различный характер их воздействия
на стоимостные пропорции
Главным инструментом
регулирования
Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет прежде всего сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое регулирование необходимо для повышения результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта. Вместе с тем в условиях рынка существенно возрастает регулирующая роль государства, которое с помощью налогов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления льгот) стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные пропорции: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социального страхования и др.
В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно будет расти значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства. В перспективе страхование (при надлежащей его организации) сможет возмещать потери от неудачных научно-технических разработок, а также недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок и политических волнений.
Для регулирования
отраслевых пропорций в условиях
рыночной экономики используются финансы
предприятий и государственный
бюджет. При этом предприятия ищут
на финансовом (страховом и т.д.) рынке
зоны наиболее выгодного приложения
финансовых ресурсов, имеющихся в
их распоряжении: покупают акции других
предприятий, инвестируют свои средства
в недвижимость, предоставляют их
взаймы банкам и государству и
т.д. Государство же регулирует отраслевую
структуру общественного
В государственном
механизме регулирования
В регулировании
территориальных пропорций
Широкое использование
финансов для регулирования стоимостной
структуры общественного
К примеру, для
обеспечения
Низкая эффективность
бюджетного дотирования предопределила
резкое его сокращение в условиях
либерализации цен; дотации сохранились
лишь по ограниченному кругу товаров.
Но даже и такое их применение далеко
не бесспорно, ибо мировой опыт функционирования
рыночной экономики свидетельствует
о другом - государственная финансовая
помощь предоставляется отнюдь не слабым,
а экономически сильным предприятиям;
бюджетные средства используются как
катализатор хозяйственной активности,
а не способ поддержания на плаву нерентабельных
предприятий. Поэтому и нам необходимо
пересмотреть сложившуюся практику использования
стоимостных рычагов регулирования воспроизводственных
пропорций - цены, финансов, кредита с тем,
чтобы каждый из экономических инструментов
функционировал в той сфере распределительных
отношений, которая объективно предопределена
его общественным назначением и выполняемыми
функциями. Разграничение сфер функционирования
разных стоимостных регуляторов, усиление
их взаимодействия позволит активнее
использовать финансы (в том числе бюджет)
на главных направлениях экономической
стратегии для регулирования отраслевых
и территориальных пропорций, обеспечения
структурных сдвигов в экономике, формирования
государственных резервов, повышения
эффективности всего общественного производства.
Информация о работе Взаимосвязь финансов с другими стоимостными(экономическими)категориями