Здравоохранение проблемы и пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:22, контрольная работа

Описание

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья.
Здравоохранение является важнейшей отраслью для благополучного и успешного развития любой страны. От состояния системы здравоохранения зависит здоровье граждан, а, следовательно, и качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост.

Работа состоит из  1 файл

Здравоохранение_проблемы и пути развития..docx

— 163.11 Кб (Скачать документ)

 

Законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

 

Определяет организацию работы системы здравоохранения и системы оказания медицинской помощи. Он направлен, в первую очередь, на конкретизацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и закрепление гарантий и механизмов их реализации в современных условиях.

 

В законопроекте определены четкие критерии принципа доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, установлен безоговорочный запрет на клонирование человека.

 

Закон «Об обязательном медицинском страховании»

 

29 ноября 2010 года Президентом России подписан закон «Об обязательном медицинском страховании». Этот закон позволит реально сделать человека центральным звеном системы оказания медицинской помощи. Сегодня медицинское учреждение в большинстве случаев содержится за счет средств бюджетов различных уровней, которые получают средства вне зависимости от того, сколько они приняли и вылечили людей. Закон меняет эту ситуацию — деньги идут за пациентом; финансируется оказанная услуга, а не учреждение.

Закон дает человеку право выбора страховой медицинской организации, медицинского учреждения и врача. Эти права будут подкреплены действующим на всей территории страны полисом обязательного медицинского страхования. Действие полиса в свою очередь будет обеспечено установленным сроком оплаты или расчета, который составляет 25 дней, за оказанную медицинскую помощь вне региона проживания. Таким образом, с принятием закона у медицинских учреждений появилась гарантия того, что оказанная помощь иногороднему гражданину будет оплачена.

Начиная с мая 2011 года в соответствии с новой редакцией закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» гражданам будут выдаваться полисы единого образца, которые будут действовать на всей территории России. Единая база застрахованных лиц обеспечит достоверность и исключит дублирование информации о застрахованных. В последующем полис обязательного медицинского страхования будет включаться в состав универсальной электронной карты гражданина.

В соответствии с законом изменится роль страховых компаний — они должны будут стать «оператором» человека в его взаимоотношениях с медицинскими учреждениями. Во-первых, по действующему закону предусматривается, что выбор страховой организации остается за страхователем, то есть тем работодателем, у которого  работает человек. Страхование неработающих людей осуществляют региональные власти. В итоге получается, что у страховых компаний нет мотивов бороться   за потребителей услуг. В новом законе содержатся прямые нормы  о том, что выбирает страховую компанию только человек, и страховая компания будет заинтересована в том, чтобы предложить человеку наибольший пакет внимания застрахованному лицу. Во-вторых, четче про- писаны права страховых медицинских организаций по контролю за оказанием медицинской помощи. Защита прав застрахованных должна стать основой страховых компаний в отношениях с потребителями и включать такие параметры, как подбор медицинской организации для оказания помощи, ведение своего клиента на всех этапах оказания этой помощи и контроль за тем, как она была оказана.

Законом устанавливается минимальный размер платежа за неработающее население (это в основном  дети и пожилые люди) в систему ОМС. Раньше регионы платили за неработающее население по-разному, это не обеспечивало равнодоступность медицинской помощи.

Если раньше система ОМС оплачивала только пять статей расходов на медицинские услуги, то по закону вводится  полный тариф оплаты медицинских услуг. Что это означает для пациента? Повышение доступности  оказания медицинской помощи, так как каждая услуга, оказанная пациенту, будет оплачиваться полноценно, причем не только по статьям затрат, но и по стоимости лечения.

Принятие закона «Об обязательном медицинском страховании» — это важный этап в модернизации здравоохранения.

 

Коммуникационная программа по формированию

приоритетов здорового образа жизни «Здоровая Россия»

 

В 2010 году продолжилась реализация государственной коммуникационной программы по формированию приоритетов здорового образа жизни «Здоровая Россия». В задачи коммуникационной программы входит формирование ценности здоровья и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью членов семьи, донесение необходимости соблюдения принципов здорового образа жизни, таких как здоровое питание, активный образ жизни, своевременное профилактическое обследование взрослых и детей, отказ от употребления алкоголя и табака, информирование населения о работе бесплатных государственных центров здоровья, о возможности прохождения экспрессдиагностики в центрах здоровья и получения индивидуальных рекомендаций по ведению здорового образа жизни.

На реализацию коммуникационной программы «Здоровая Россия» в 2010 году было израсходовано 262 млн. рублей.

В 2010 году основными акцентами коммуникационной кампании с та ли борьба с употреблением табака и формирование у населения ответственного отношения к собственному здоровью (формирование «культуры тела»). Для донесения до целевых аудиторий ключевых посланий был создан пакет рекламно-информационных мате- риалов: видеоролики, аудиоролики, макеты наружной рекламы (в том числе нестандартные наружные конструкции), анимационные ролики и ролики для автономного распространения в сети Интернет («вирусные»), интернет-баннеры, интернет-приложения и другие материалы.

 

 

 

 

Регулирование цен на лекарства

 

Государственное регулирование цен на препараты, которые вошли в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, началось с апреля 2010 года.

В течение 2009 года цены росли скачкообразно, по итогам года показав значительный рост —на 10,8%. В отдельных регионах надбавки на лекарства, пройдя через цепочку посредников, достигали 200%.

Главная задача, поставленная перед системой государственного регулирования цен, — стабилизировать ситуацию и обеспечить прозрачность ценообразования, чтобы гарантировать доступность основных лекарственных средств. Надо отметить, что государственное регулирование цен на лекарственные средства в силу специфики и социальной значимости этого рынка введено в большинстве европейских стран.

Государственное регулирование цен было введено на лекарства, которые вошли в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Иными словами, это те препараты, которые больше всего влияют на снижение показателей смертности и заболеваемости.

Благодаря госрегулированию цены на основные лекарства не только перестали расти, но и начали снижаться. К октябрю 2010 года снижение цен в среднем по России 2,74%.

Стоимость  импортных  препаратов снизилась на 3,50%. На отечественные лекарственные средства снижение цен составило 1,81%.

 

Планы на 2011 год

 

На 2011 год проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год  и на плановый период 2012–2013   годы» предусмотрено на оплату лекарственных препаратов, предоставляемых в виде набора социальных услуг, 32,72 млрд. рублей и 13,6 млрд. рублей межбюджетных трансфертов, или 952  рубля в месяц на одного получателя. Иными  словами, прирост в расчете на одного человека составит 26%.

В период с 2010 по 2012 год планируется осуществить совершенствование обеспечения граждан необходимыми  лекарственными препаратами в виде набора социальных услуг:

При проведении закупок лекарственных средств за счет средств бюджетов всех уровней отдавать предпочтение лекарственным препаратам отечественного производства соответствующего качества.

 

 

Реализация  приоритетного национального проекта  «Здоровье»

 

Национальный  проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской  помощи, объявленная Президентом  Российской Федерации В. В. Путиным  в 2005 году

 

На реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2010 году выделено

144,1 млрд. рублей (с учетом средств внебюджетных фондов), кассовое исполнение расходов федерального бюджета на 1 октября с.г. составило 64,9% (93,5 млрд. рублей).

 

В 2011 г предусмотрено на реализацию приоритетного национального  проекта «Здоровье» 144,1 млрд. руб.

 

Формирование здорового образа жизни

Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний

Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи

Совершенствование медицинской помощи матерям и детям

Информационная поддержка и управление проектом


 

Планы на 2011–2013  годы

 

Разработаны новые направления приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2011–2013  годы, в том числе:

 

  • реализация комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела для снижения младенческой заболеваемости и смертности, в том числе на 30% среди новорожденных, родившихся  с экстремально низкой массой тела, что позволит сохранить  жизни более 1000 детей в год;
  • повышение квалификации акушеров, гинекологов ,педиатров с помощью обучающих центров во всех федеральных округах. Всего планируется создать 6 обучающих центров (повышение квалификации врачей, что позволит улучшить на 15–18% показатели деятельности родовспомогательных и педиатрических медицинских организаций);
  • реализация мероприятий по профилактике и снижению числа абортов. Создание центров поддержки беременных женщин оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для оказания медицинской и социально-психологической помощи женщинам в случаях незапланированной беременности, направленное на обеспечение позитивной альтернативы аборту, что позволит обеспечить профилактику и снижение числа абортов;
  • расширение объемов лечения бесплодия.
  • проведение диспансеризации детей подросткового возраста (14-летних) с целью охраны репродуктивного здоровья для раннего выявления функциональных расстройств  и своевременного лечения нарушений репродуктивного здоровья подростков, профилактика бесплодия, что позволит обеспечить снижение демографических потерь общества и государства;
  • совершенствование национального календаря профилактических прививок.

 

Охрана здоровья матери и ребёнка.

 

В 2010 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» продолжалась реализация программы «Родовый сертификат», пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка, строительство перинатальных центров, диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Велись разработка и тиражирование высокоэффективных современных технологий диагностики и лечения в акушерстве и гинекологии; профилактика бесплодия, ранняя диагностика и лечение патологий репродуктивной сферы у подростков; подготовка и переподготовка кадров с учетом новых технологий в акушерстве и гинекологии; формирование у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни

 

 

Развитие программы «Родовый сертификат»

 

Качество оказания медицинской помощи матери и ребенку, снижение материнской, младенческой и детской смертности в последние годы стали одними из основных критериев оценки эффективности работы системы здравоохранения. На решение этих задач направлена программа «Родовый сертификат», которая с 2006 года реализуется в составе мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье».

Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы «Родовый сертификат» в 2010 году, составил 17 500,0 млн. рублей.

Значительная часть средств направляется на укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения, увеличение оплаты труда медицинских работников женских консультаций, родильных домов, детских поликлиник.

Благодаря дополнительному финансированию по талонам родовых сертификатов государственные и муниципальные женские консультации и учреждения приобретают современную диагностическую аппаратуру и лабораторное оборудование. На эти средства также закупаются медикаменты для обеспечения женщин в период беременности, дополнительное питание для беременных и кормящих  матерей, жизненно важные лекарственные препараты для реанимации и выхаживания новорожденных, профилактики акушерских кровотечений и послеродовых септических осложнений. В результате удалось заметно снизить число осложнений во время беременности и родов, материнскую и младенческую смертность.

Во всех регионах внедрен новый стандарт диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни, включающий дополнительные осмотры врача-невролога, детского хирурга, детского стоматолога, отоларинголога, а также ультразвуковое исследование, в том числе тазобедренных суставов, что позволяет на более ранних сроках выявлять заболевания у детей, проводить оздоровительные, лечебные и реабилитационные мероприятия.

По данным Фонда социального страхования РФ, на 1 октября 2010 года медицинские услуги по родовому сертификату получили: на амбулаторно-поликлиническом этапе — 1 180 126 женщин; в период родов — 1 193 765 женщин; диспансерное наблюдение на первом году жизни прошли 1 880 987 детей.

 

Строительство и оснащение перинатальных центров

 

Строительство и ввод в действие современных перинатальных центров позволит решить целый комплекс вопросов  охраны здоровья семьи, начиная от подготовки к желанной беременности до рождения здорового ребенка.

В 2010 году введены в эксплуатацию перинатальные центры в Тверской области — Областной клинический перинатальный центр; в Санкт-Петербурге — федеральный перинатальный центр ФГУ «Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова», а так же перинатальные центры в Ростове-на-Дону, Томске, Кирове и т.д. Всего— 18 областных (краевых, республиканских) перинатальных центров.

Информация о работе Здравоохранение проблемы и пути развития