Аналитический обзор: Современная сравнительная оценка национальной силы государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:19, реферат

Описание

В настоящее время США обладают наиболее развитой структурой системы обеспечения национальной безопасности. Эта система базируется во многом на положениях вышеупомянутого закона. Закон разрабатывался с учетом опыта ведения внешней и оборонной политики США в ходе Второй мировой войны, а также особенностей, определяющих американские подходы к обеспечению безопасности в конкретных исторических условиях.

Работа состоит из  1 файл

В настоящее время США обладают наиболее развитой структурой системы обеспечения национальной безопасности.docx

— 24.12 Кб (Скачать документ)

        ГОУВПО МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.П. ОГАРЁВА 
 
 
 
 
 
 

Аналитический обзор: Современная сравнительная  оценка национальной силы государств. 
 
 
 
 

                  Выполнила: студент 313 группы Егоршина Н.Ю. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Саранск 2011

 

Оценка национальной силы США.

    В настоящее время США обладают наиболее развитой структурой системы  обеспечения национальной безопасности. Эта система базируется во многом на положениях вышеупомянутого закона. Закон разрабатывался с учетом опыта  ведения внешней и оборонной  политики США в ходе Второй мировой войны, а также особенностей, определяющих американские подходы к обеспечению безопасности в конкретных исторических условиях. В последующие десятилетия отдельные институты были реформированы, появились новые, но в целом система сохранила свою преемственность.

    В конце мая 2010 г. администрация Б. Обамы подготовила и утвердила  новую Стратегию национальной безопасности США. В основе документа лежит прагматичное понимание сущности стратегии США в мире и представляются те цели, которые она ставит перед собой, исходя из реалий сегодняшнего дня. Некоторые аспекты новой Стратегии кардинально отличаются от предыдущего документа.

    В вводной части документа отмечается вовлеченность США в войну, а также продолжающийся экономический кризис. В Стратегии дан исчерпывающий перечень угроз национальной безопасности США, в который наряду с распространением ОМУ (оружия массового уничтожения) и ядерного вооружения, терроризмом и увеличением киберпреступлений, входят иммиграция и энергетическая составляющая. Новизной является констатация того, что проблемы изменения климата и зависимость США от природного топлива характеризуются как фундаментальные проблемы национальной безопасности страны.

    Впервые в Стратегию на правах одной из центральных угроз США попал  «домашний» терроризм. То есть во главу  угла ставится вопрос уже собственно внутренней безопасности и ее обеспечения  властями и специальными службами США.Анализ различных редакций этого концептуального документа (как при республиканской, так и при демократической администрациях) в сфере национальной безопасности позволяет характеризовать его как интеллектуальный продукт со следующей структурой:

    фундаментальные (постоянные) интересы, которые заключаются  в обеспечении безопасности, процветания  и свободы американского народа и т.д.;

    миссия  страны на данном этапе (это и есть доктрина, отражающая национальные интересы в конкретном понимании действующего президента США);

    конкретные  целевые установки, разрабатываемые  и достигаемые конкретной президентской  администрацией, государственными структурами, группами влияния, коммерческими и  неправительственными организациями, то есть субъектами национальной безопасности страны.

    Следует подчеркнуть, что прояснение вопроса  о том, в чем, собственно, состоят  национальные интересы, равно как  и согласование мнений по поводу сущности национальной безопасности США (особенно ее внешнеполитических и военно-стратегических аспектов), не носят плебисцитарного  характера и не могут рассматриваться  как своего рода консенсус всех слоев  американского общества.

    Находящаяся у власти политическая группировка  разрабатывает концепцию национальной безопасности как доктрину, выражающую свою политическую волю и имеющую  конкретную идеологическую направленность. Готовность исполнительной ветви власти в США придерживаться положений  концепции в своей практической деятельности предусматривает и  готовность правительства нести  ответственность как за частные результаты ее реализации, так и за выполнение в полном объеме взятых на себя перед нацией обязательств в области обеспечения безопасности. 
 
 

    Оценка  национальной силы России.

    В конце 2000-х гг. заметную роль в актуализации проблемы безопасности сыграл социально-экономический  кризис, который не только поставил под сомнение перспективы динамичного  развития страны, но и вновь породил  в обществе настроения тревожности, неопределенности. В то же время, осознание новых вызовов привело к сближению позиций населения и экспертного сообщества в восприятии ситуации в стране и мире, хотя сохраняются и существенные различия в оценках, обусловленные спецификой массового сознания и экспертного мнения. Большинство россиян воспринимают проблемы безопасности, в первую очередь, через призму собственных интересов и интересов «ближнего круга», через события, имеющие близкую черту временного горизонта. Значительно в меньшей степени их беспокоят угрозы безопасности в отдаленных от них регионах страны и мира, касающиеся не самого ближайшего будущего, стратегические угрозы и т.п., что в первую очередь интересует и беспокоит экспертов.

    Опрос экспертов, представляющих разные сферы деятельности  – как тех, кто непосредственно несет ответственность за обеспечение национальной безопасности, так и академических специалистов, обществоведов  и политологов, общественных деятелей  – позволил посмотреть на проблему национальной безопасности  более объемно, со стороны различных элитных групп. Как показали результаты исследования, эксперты оценивают нынешнее состояние национальной безопасности неоднозначно. Тем не менее, ответы большинства респондентов оказались заметно смещены в сторону вариантов, предполагающих повышенный и высокий уровень тревоги.

Очень высокий (критический) уровень тревоги      3%

Высокий уровень тревоги (низкая безопасность) 24%

Повышенный  уровень тревоги                              34%

Средний уровень тревоги                                      31%

Пониженный  уровень тревоги                               8%

Низкий  уровень тревоги (высокая безопасность) 0%

Очень низкий уровень тревоги (очень высокая

    безопасность)                                                   0%

    Таким образом, очевидно, что невысокая  оценка состояния национальной безопасности не имеет простой интерпретации и поэтому, учитывая остроту проблематики, должна стать предметом широкого обсуждения заинтересованными сторонами. Проект «Национальная безопасность России» 

    Оценка  национальной силы Китая.

    Среди стран, которые в перспективе  смогут оспорить превосходство США  в военной сфере, американское руководство  особо выделяет Китай. Для этого  есть все основания. Непрерывно и  динамично растет военный бюджет страны, а Народно-освободительная  армия Китая преобразуется в  вооруженные силы, отвечающие всем современным требованиям. В связи  с этим представляет интерес современная  концепция национальной безопасности КНР.

    Ее  положения излагаются в таких  программных документах, как решения  съездов коммунистической партии, постановления  пленумов и Центральной военной  комиссии ЦК КПК, а также в документах Центрального военного совета и Государственного совета КНР. Широкой общественности (в том числе и международной) основные моменты по этой теме в  их открытой официальной трактовке  представляются в Белой книге  «Национальная оборона Китайской  Народной Республики» (последняя опубликована в январе 2009 г., всего с 1998 г. опубликовано 6 книг).

    Документ  был выпущен одновременно на китайском  и английском языках и приурочен  к инаугурации президента США  Борака Обамы. Минобороны КНР выразило надежду, что США воспользуются возможностью улучшить военные отношения с Китаем. Одновременно Китай назвал одним из факторов нестабильности усиление присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и оставил за собой право использовать ядерное оружие в ответ на ядерную атаку.

    Основным  принципом китайской стратегии  национальной безопасности является опора  на собственные силы, что трактуется как «использование всех имеющихся  у государства возможностей для  защиты национальных интересов, проведение независимой внешней политики, неучастие  в военно-политических блоках и отказ  от вступления в союз с великими державами, а также противодействие  гегемонизму США». По мнению китайского руководства, национальная безопасность напрямую зависит от мощи государства. Главными ее компонентами считаются экономика, наука и техника, внутриполитическая стабильность и военная мощь. При этом доминирующим фактором в настоящее время является экономический потенциал государства. В качестве главного условия и основы успешного экономического развития называется «создание мирного окружения» (военно-политический аспект безопасности) и «экономическая интеграция с соседями по региону» (экономический аспект). Одной из важных задач в области обеспечения национальной безопасности, как заявляют китайские руководители, является «предотвращение локальной войны в регионе». Главным средством этого, считают они, являются вооруженные силы, которые должны «повышать свою маневренность, огневую мощь и гибкость системы управления, а также добиваться более полного использования научных достижений в своей деятельности».

    Не  исключается и военная форма  экспансии в отношении Тайваня. Но после победы Гоминьдана и на парламентских, и на президентских  выборах на Тайване мирная капитуляция  острова становится практически  гарантированной.

    В новой китайской «Белой книге» говорится, что существуют шансы избежать полномасштабной  войны глобального характера  в сравнительно долгосрочной перспективе, поскольку в настоящее время увеличивается число благоприятных факторов для защиты мира и сдерживания войны.

    В целом, исследование концептуальных документов ведущих зарубежных стран, освещающих взгляды их руководства на проблему обеспечения национальной безопасности, свидетельствует о том, что истинные цели государств в них, как правило, завуалированы и прикрыты высокопарной риторикой, а декларируемые положения  зачастую не соответствуют практическим действиям на международной арене. 

    Оценка  национальной силы Франции.

    Во  Франции официальные подходы  к обеспечению национальной безопасности напрямую зависят от складывающейся обстановки и тесно связаны с  официальной линией французского президента. В июне 2008 года был представлена Белая книга по обороне и национальной безопасности Франции (заменила документ 1994 г.).

    В ней названы  наиболее существенные угрозы безопасности французского государства, связанные с глобализацией: терроризм, распространение оружия массового поражения, атаки на космические и информационные системы, финансово-политические кризисы, конкуренция за доступ к водным, энергетическим  ресурсам, источникам сырья, ухудшение качества окружающей среды, пандемии, неконтролируемая миграция.

    Среди основных приоритетов стратегии  национальной безопасности Франции  следует отметить: утверждение собственного независимого статуса за счет обладания  ядерным потенциалом и значительной военной мощью; участие в формировании политики НАТО (Франция оставила за собой право быть независимым  союзником НАТО); дальнейшее укрепление Европейского союза через валютный союз (евро) и франко-германское взаимодействие. Политика России в отношении с  ближайшими соседями названа «важным  фактором», влияющим на безопасность на континенте и в мире. В то же время документ критикует политическое и энергетическое давление России на некоторые страны бывшего СССР.

    Нынешний  президент Франции Н. Саркози в качестве важнейшего внешнеполитического приоритета также определил укрепление двусторонних отношений с США.

    Вместо  двух советов – по внутренней безопасности и по обороне – во Франции в  соответствии с новой стратегией национальной безопасности создан единый Совет обороны и национальной безопасности. Управление безопасности территории (DST) преобразовано в Центральное  управление внутренней разведки (DCRI). Главная  задача нового ведомства – борьба с терроризмом (международным, европейским, внутрифранцузским). Во французской  «Белой книге» дается подробный анализ международного терроризма, под которым понимается, прежде всего, терроризм исламского толка. В этой части в качестве одного из приоритетных направлений стратегии национальной безопасности выдвигается агентурная работа. Координацией деятельности спецслужб занимается специальный советник президента по информации.

    В новой стратегии безопасности Франция  объявляет зоной своих национальных интересов Западную Африку и Сахару. Этот тезис мотивируется общностью  культуры, истории, языка и взаимных экономических интересов африканских  государств и Франции, необходимостью усилить общую безопасность в  формате партнерских отношений. Одновременно стратегия национальной безопасности предполагает сокращение части военных баз в Африке и численности дислоцированных  за рубежом войск с 50 до 30 тыс. человек.

Информация о работе Аналитический обзор: Современная сравнительная оценка национальной силы государств