Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:45, реферат
В марте правительство России обнародовало семь приоритетов антикризисной политики. Первым из них стала социальная защита граждан. Данный приоритет главный, так как подразумевает защиту граждан от безработицы, индексацию пенсий, то есть выполнение обязательств перед россиянами “в полном объеме”, как заверили власти. Таким образом государство надеется не допустить напряженности в стране. Помимо этого, антикризисная политика предусматривает сохранение технологического и промышленного потенциала, активизацию внутреннего спроса, соотношение антикризисных мер и долгосрочных приоритетов развития, снижение для бизнеса административных барьеров, поддержку национальной финсистемы, а также проведение макроэкономической политики.
В марте правительство России обнародовало семь приоритетов антикризисной политики. Первым из них стала социальная защита граждан. Данный приоритет главный, так как подразумевает защиту граждан от безработицы, индексацию пенсий, то есть выполнение обязательств перед россиянами “в полном объеме”, как заверили власти. Таким образом государство надеется не допустить напряженности в стране. Помимо этого, антикризисная политика предусматривает сохранение технологического и промышленного потенциала, активизацию внутреннего спроса, соотношение антикризисных мер и долгосрочных приоритетов развития, снижение для бизнеса административных барьеров, поддержку национальной финсистемы, а также проведение макроэкономической политики
2.2 Меры по борьбе с кризисом в России
Российские власти пытаются действовать по рецептам, применяемых в развитых странах: выделяя средства на рекапитализацию банковской системы, объявляя о снижении налоговой нагрузки на предприятия, приобретая проблемные активы и оказывая избирательную поддержку отдельным отраслям народного хозяйства.
Но все эти меры осуществляются медленно, непрозрачно и часто оказываются малоэффективными, а ресурсы направляются не столько на защиту интересов большинства граждан России, сколько на спасение активов и титулов собственности узкого круга влиятельных бизнесменов.
Единственной эффективной мерой является антициклическое управление движением капитала. Оно уменьшит объем зарубежных кредитов во время экономического подъема и предотвратит бегство капитала во время спадов. Вместо того чтобы выражать недовольство ограничениями, МВФ следует активно помогать развивающимся странам (в том числе и России) их внедрять.
Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы антикризисных мер является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики.
В настоящее время Правительство РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с последствиями мирового финансового кризиса:
1. Курсовая политика;
2. Поддержка банковской системы;
3. Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений;
4. Налоговая и бюджетная политика;
5. Тарифная политика;
6. Содействие занятости населения;
7. Жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья;
8. Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики;
9. Нефтяная промышленность;
10. Автомобилестроение;
11. Сельхозмашиностроение;
12. Оборонно-промышленный комплекс;
13. Малый и средний бизнес;
14. Авиационные перевозки;
15. Розничная торговля;
16. Аграрно-промышленный комплекс;
17. Инфраструктурные проекты;
18. Организационное сопровождение реализации антикризисных мер.
На мой взгляд, особое внимание необходимо обратить на последний пункт, т.к. с него и начинается реализация упомянутых выше мер.
Во-первых, была образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики во главе с И.И.Шуваловым. Во-вторых, в данный период проводится мониторинг состояния рынка труда и ситуации на предприятиях реального сектора экономики (в рамках рабочей группы во главе с А.Д.Жуковым). В-третьих, утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. И, наконец, в-четвертых, предусматривается принятие ряда законодательных актов, направленных на развитие финансовой и банковской инфраструктуры:
· совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, включая кредитные, путем исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации;
· совершенствование механизмов регулирования несостоятельности финансовых организаций;
· совершенствование залоговых правоотношений;
· расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля;
· обеспечение возможности допуска профучастников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны ЦБ;
· снятие ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ, в целях повышения возможностей по привлечению финансирования;
· разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства;
· введение депозитарного учета закладных, снижающего издержки при обращении закладных, в целях упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов;
· введение общего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации мнений владельцев облигаций;
· уточнение условий выпуска биржевых облигаций. Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. www.government.ru
Средства для покрытия бюджетного дефицита государство будет искать не только в резервном фонде. Вырастет и внутренний долг.
В случае более резкого, чем можно сейчас предположить, спада бюджетных доходов возможно финансирование дефицита бюджета через рост внутреннего долга - объема выпущенных Минфином облигаций, которые может рефинансировать ЦБ, считает первый зампредседателя банка Алексей Улюкаев.
Как говорит член комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев, чтобы рефинансировать гособлигации, поправки в законодательство не потребуются. Рефинансирование, по словам Медведева, - это более рыночный способ, чем покупка гособлигаций, но в любом случае это денежная эмиссия. Кроме того, давать деньги Минфину напрямую ЦБ запрещает законодательство, поэтому сейчас для покупки гособлигаций приходится искать посредников, отмечает Юлия Цепляева из Merrill Lynch. Иваницкая Н., Кудинов В., Чечель А. Занять в России. // Ведомости от 11 января 2009
Если курсовая политика не изменится, то даже запланированный объем выпуска гособлигаций будет сложно реализовать. В 2009 г. правительство планирует привлечь по внутренним займам 429 млрд. руб., сейчас внутренний государственный долг, по данным Минфина, - 1,42 трлн. руб.
Ранее объем заимствований не превышал и половины от запланированного лимита, отмечает Цепляева. Но в этом году, считает она, инструмент может стать очень популярным, если доходность достигнет 11%.
Мировой экономический кризис не завершится в 2009 году. Согласно оценке Института глобализации и социальных движений (ИГСО), изложенной в докладе «Кризис глобальной экономики и Россия» он может продлиться до 2013 года. Ставка на его завершение к концу 2009 года безосновательна. Она влечет за собой лишь бесперспективное расходование валютных резервов страны, уже сократившихся c 1 августа почти на $120 млрд. России для смягчения воздействия кризиса и дальнейшего выхода из него требуется не только поддержка производства, но и стимулирование потребительского спроса. Это означает отказ от всей прежней политики удешевления рабочей силы и переход к техническому перевооружению индустрии. Выжидательная антикризисная политика лишь истощит ресурсы страны, усилив поражение кризисом национального хозяйства.
США с указанием размеров финансирования.
Помощь безработным. Увеличение выплат по безработице и затрат на переподготовку работников ($43 млрд.), предоставление грантов для повышения трудовой мобильности и создания 1 млн. рабочих мест для молодежи в летний период ($4 млрд.), помощь в поиске работы 24 тыс. пожилых американцев с низкими доходами ($120 млн.).
Здравоохранение. Совершенствование информационных технологий для предотвращения медицинских ошибок и увеличение расходов на профилактику заболеваний ($24,1 млрд.), обновление клиник ($1 млрд.), обучение врачей, стоматологов, медсестер, оплата труда студентов-медиков в медучреждениях ($1 млрд.).
Образование. Реконструкция, техническое переоснащение и энергосбережение общеобразовательных учреждений ($14 млрд.), а также учреждений высшей школы ($6 млрд.), образовательные гранты детям-инвалидам ($13 млрд.), обеспечение школьников бесплатными обедами ($726 млн.).
Поддержка социально незащищенных слоев населения. Прямая продовольственная помощь ($20 млрд.), финансирование оплаты счетов малоимущих за электроэнергию ($1 млрд.), организация передвижных столовых ($200 млн.).
Борьба с жилищным кризисом. Ремонт и модернизация государственного жилищного фонда ($5 млрд.), помощь малоимущим в строительстве с использованием новых технологий ($1,5 млрд.), удаление крайне опасных красок, изготовленных на основе свинца и используемых в дешевых домах ($100 млн.).
Напомним, правительство Соединенного Королевства планирует направить 50 млрд фунтов стерлингов (около 64 млрд евро) на рекапитализацию крупнейших британских банков. Львиную долю этих средств - 37 млрд фунтов - получат банки Royal Bank of Scotland, HBOS и Lloyds TSB. В обмен правительству будут переданы доли в этих компаниях, включая контрольные пакеты в Royal Bank of Scotland и HBOS. Другой мерой британских властей станут гарантии по межбанковским кредитам на общую сумму до 250 млрд фунтов стерлингов (318 млрд евро).
Правительство Ирландии первым в Евросоюзе объявило о введении неограниченных гарантий по частным депозитам ведущих банков страны. Этот шаг вызвал немедленный протест со стороны британских финансовых институтов, опасавшихся оттока клиентских средств из Соединенного Королевства в Ирландию. После этого Дублин расширил схему правительственных гарантий на депозиты всех крупнейших банков, присутствующих в стране, независимо от их принадлежности
Прозрачность действий государства. Меры экономической политики должны вырабатываться в публичном диалоге власти, общества и бизнеса. Полные данные о расходовании всех без исключения средств правительством и Банком России должны публиковаться на их сайтах, средства должны распределяться исключительно на принципах прозрачности и подотчетности.
Рост эффективности. Важнейший смысл преодоления кризиса -- в замене неэффективных собственников и менеджеров. Государственная помощь полуобанкротившимся компаниям, осуществляемая без замены их собственников, работает на разрушение российской экономики: стимулируется неэффективность. Эффективные компании не нуждаются в государственных деньгах, но они нуждаются в освобождении от «бюрократического ярма» и защите собственности. Необходимо дать возможность быстрого развития тем малым, средним и большим предприятиям, которые твердо стоят на ногах и успешно справляются с кризисом. Именно они должны создать восходящий тренд российской экономики.
Оперативность. Правительство и Государственная дума только в марте 2009-го приступили к пересмотру федерального бюджета на 2009 год, рассчитанного из цены нефти 95 долл. за баррель. Бюджеты регионов становятся заложниками медлительности федерального центра. Правильные меры в поддержку бизнеса, заявленные президентом и председателем правительства РФ, не реализуются на местах. О сокращении проверок малого и среднего бизнеса руководители государства говорят с лета 2008 года, по факту количество проверок не уменьшается. 20 февраля в Иркутске Дмитрий Медведев заявил, что антикризисные меры осуществляются «неприемлемо медленно». Для бизнеса медлительность и в целом неопределенность экономической политики создают обстановку неясности перспектив и высоких рисков.
Антикоррупционность. Каждое антикризисное действие государства должно быть сопряжено со снижением коррупции, для чего недостаточно принять законы и проводить совещания -- нужна демонстрация конкретных, ощутимых всеми результатов.
Российские предприниматели предлагают руководству страны незамедлительно использовать опыт антикризисной политики Республики Казахстан. Экономика Казахстана схожа с российской и по структуре отраслей, и по проблемам. Многие меры экономической политики Казахстана будут благотворны и для предприятий России. В Казахстане уже второй год действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, принят новый налоговый кодекс, снижающий нагрузку на бизнес, госбюджет пересчитан из расчета 25 долл. за баррель нефти, радикально сокращены госрасходы.
Сегодняшняя ситуация является для России переломной, требующей новой экономической политики, когда руководством должна быть ясно осознана спасительная роль законодательно и институционально защищенной экономической свободы. Жизненно необходим экономический курс, открывающий свободу для роста массового предпринимательства в России. Главный принцип нового курса -- освобождение экономической активности.
Первоочередные меры 2009 года:
1. Мораторий на проверки предприятий малого и среднего бизнеса. В феврале 2008 года такая мера введена в Казахстане. Она доказала свою высокую эффективность. В 2009 году Казахстан продлил этот мораторий. В России задачу ввести мораторий на проверки поставил Дмитрий Медведев еще год назад, но вопрос не решен. Прямой запрет проверок резко ограничит коррупционное давление на бизнес, позволит снять с него незаконное двойное -- налоговое и квазиналоговое -- бремя. Чиновники, приходящие с проверками во время действия моратория, должны незамедлительно увольняться и подвергаться крупным денежным штрафам.
2. Право предприятий малого и среднего бизнеса с 1 июля 2009 года подавать все налоговые документы исключительно по электронной почте.
3. Налоговые каникулы для малого бизнеса (кроме ЕСН и пенсионных отчислений). Доля налогов от малого предпринимательства в общих доходах государства мизерна. Зато затраты на «администрирование» налогов, на проверки значительны. Налоговые каникулы дадут мощный импульс для роста производства и занятости, а также сократят низкопродуктивные административные расходы государства. Сегодня государственные деньги, направляемые на поддержку малого бизнеса через банки, недоступны для предприятий. Необходимо перенаправить эти деньги напрямую в бюджет на покрытие выпадающих от сокращения налогов доходов. Такой механизм поддержки бизнеса резко сузит поле коррупции. Имеется успешный опыт налоговых каникул у Индии и Китая в развитии высокотехнологичных производств. 13 февраля 2009 года решение о налоговых каникулах для малого бизнеса приняло правительство Австралии, есть подобные примеры и в странах ЕС.