Банковская система Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:22, доклад

Описание

До начала 70-х годов в стране неукоснительно соблюдалась государственная монополия на ведение банковских и страховых операций, установленная после полной национализации в июле 1961 г. всех учреждений этой сферы экономики. Практически все внутренние и абсолютно преобладающую часть внешних операций сосредоточили в своих руках четыре крупных (из них три столичных) государственных банка (Национальный банк Египта, Банк Миср, Банк Каира и Банк Александрии), и лишь незначительный объем валютно-кредитных операций приходился на два межарабских банковских учреждения в Каире (Арабо-африканский международный банк и Арабский международный банк для внешней торговли и развития)

Работа состоит из  1 файл

Банковская система Египта.docx

— 34.37 Кб (Скачать документ)

Банковская система  Египта

Египет имеет  одну из наиболее разветвленных среди арабских стран кредитную систему.

До начала 70-х годов  в стране неукоснительно соблюдалась  государственная монополия на ведение  банковских и страховых операций, установленная после полной национализации в июле 1961 г. всех учреждений этой сферы  экономики. Практически все внутренние и абсолютно преобладающую часть внешних операций сосредоточили в своих руках четыре крупных (из них три столичных) государственных банка (Национальный банк Египта, Банк Миср, Банк Каира и Банк Александрии), и лишь незначительный объем валютно-кредитных операций приходился на два межарабских банковских учреждения в Каире (Арабо-африканский международный банк и Арабский международный банк для внешней торговли и развития). В стране действовал также ряд специализированных(преимущественно инвестиционных и ипотечных) кредитных институтови государственные страховые компании.

Под воздействием политики «либерализации и открытых дверей»  кредитная система подверглась  серьезным структурным переменам. Закон № 43 от 1974 г. «Об арабских и иностранных инвестициях и свободных зонах» и еще несколько законодательных актов предоставили право организовывать коммерческие, инвестиционные банки и компании по перестрахованию для ведения операций в иностранных валютах, а местному капиталу – самостоятельно или с привлечением иностранных партнеров на условиях не более чем 49-процентного участия основывать аналогичные учреждения с правами операций, также, в египетской валюте.

После отмены государственной  монополии кредитная система Египта стала наиболее привлекательной сферой вложения зарубежного предпринимательского капитала. Сюда в 1974 – 1982 гг. было направлено 52,6% общей суммы его притока для реализации совместных проектов, исключая инвестиции в нефтегазовую промышленность и свободные зоны. Результатом высокой деловой активности явилось основание нескольких десятков учреждений. По состоянию на 1985 г. общее число зарегистрированных в стране национальных и смешанных коммерческих и специальных банков превышало 60; кроме того, насчитывалось 62 филиала и представительства иностранных кредитно-финансовых институтов. Кредитная система объединяла также десять страховых компаний и две фондовые биржи (в Каире и Александрии).

По закону № 120 от 1975 г. (о  Центральном банке Египта и банковской системе), а также согласно президентскому декрету № 488 от 1976 г. в функции Центрального банка входят: разработка денежно-кредитной политики; кредитование государства и хранение его эмиссионных, валютных резервов, золотых запасов, а также кассовых резервов и установленных обязательных запасов коммерческих банков (например, иностранные банки с 1980 г. были обязаны депонировать 15% общей суммы привлеченных инвалютных вкладов на счета в Центральном банке с начислением по ним процентов по ставкам ЛИБОР – краткосрочных межбанковских депозитов на евровалютном рынке в Лондоне); руководство банковской деятельностью, включая определение процентных, учётных ставок, уровней ликвидности, условий выдачи аккредитивов, предоставления гарантий и других банковских услуг; осуществление ряда валютных операций для государственного сектора экономики, в том числе с выручкой от экспорта нефти и нефтепродуктов, хлопка, риса, с пошлинами за пользование Суэцким каналом, нефтепроводом Суэц – Средиземное море, и других расчетов.

Несмотря на повышенную частнопредпринимательскую  активность в банковском деле и некоторое ослабление позиций крупнейших государственных коммерческих банков, за последними, на исходе первого десятилетия политики «либерализации и открытых дверей» в целом ещё сохранялась ведущая роль в египетской кредитной системе по основным видам операций. Так, на долю перечисленных выше четырех главных учреждений в 1982 – 1984 гг. приходилось около 75% общей суммы депозитов, мобилизованных коммерческими банками. Хотя официально с 1975 г. отменены предписания, регламентировавшие сферы их деятельности, государственные банки в основном сохранили ранее сложившуюся специализацию. Самый крупный из четырех Национальный банк Египта (сумма активов 10056 млн. египетских фунтов на середину 1986 г.) занимается регулированием операций коммерческих банков, кредитованием внешней торговли, транспорта и связи, выпуском инвестиционных сертификатов для населения. Банк Миср – кредитор в основном внутренней торговли и сельского хозяйства. Банк Александрии специализируется на краткосрочном кредитовании промышленности и сельского хозяйства, а, также, на средне и долгосрочном – ремесленного производства. Деятельность Банка Каира охватывает кредитование сферы услуг, туризма, жилищного строительства.

Важное место продолжают занимать традиционные и вновь формируемые  государственные учреждения среди  специализированных и инвестиционных банков. Крупнейшим из них является Национальный инвестиционный банк, основанный в 1980 г. с уставным капиталом 3,2 млрд. египетских фунтов для финансирования широкомасштабных проектов, осуществляемых, главным образом, государственными промышленными компаниями. Для мобилизации дополнительных ресурсов в начале 80-х годов он осуществил, в частности, выпуск облигаций развития в египетских фунтах и долларах на общую сумму 400 млн. египетских фунтов с «плавающей» (меняющейся в зависимости от рыночных условий) процентной ставкой. Доходы от этих облигаций освобождены от всех налогов и сборов.

Банк промышленного развития учреждён в 1975 г. для финансирования промышленных проектов в местной и иностранной валюте с акцентом на мобилизацию внешних ресурсов по линии двусторонних межгосударственных контактов (преимущественно с Агентством международного развития США), а также международных кредитно-финансовых организаций (в первую очередь МБРР) для создания смешанных предприятий с зарубежными инвесторами. Его акционерный капитал – 38,1 млн. египетских фунтов на середину 1986 г. – полностью принадлежит Центральному банку Египта, активы – 592,9 млн. египетских фунтов. Государство владеет также Главным банком развития и сельскохозяйственного кредита, который в 1976 г. объединил государственную систему кредитования аграрного сектора экономики в составе 17 провинциальных банков со 149 городскими и 720 сельскими отделениями, а также 2200 сельскими агентствами. В функции головного учреждения входит планирование, контроль за осуществлением и финансово-кредитное обеспечение политики аграрного развития через сеть провинциальных банков.

Один из старейших в  стране (основан французским капиталом в 1880 г.). Египетский банк ипотечного кредита в Каире, национализированный вместе с другими английскими и французскими банками и страховыми обществами в 1957 г., остается основным учреждением, специализирующимся на долгосрочном кредитовании под залоги или гарантии сельскохозяйственными землями и прочей недвижимостью, включая как завершённые строительством, так и строящиеся сооружения.

Своей спецификой обладают Национальный банк развития, основанный в 1980 г. на средства правящей Национально-демократической партии для финансирования муниципальных и региональных проектов преимущественно в сферах мелкого производства и социальной инфраструктуры, а также Социальный банк Насера, призванный поддерживать кооперативы, ремесленные предприятия и социальные учреждения, – первый государственный банк страны, действующий с 1971 г. на исламских принципах беспроцентных депозитов и ссуд и участия кредиторов в предпринимательской деятельности заемщиков.

Среди кредитно-финансовых институтов, учрежденных после принятия закона № 43 от 1974 г., численно преобладают  смешанные банки с таким распределением акций: 51% – государственные и частные держатели и 49% – зарубежные. Принадлежность контрольных пакетов акций египетской стороне не ущемляет интересов её иностранных партнёров. Согласно действующему законодательству это является необходимым условием широкого доступа к операциям, включая особенно прибыльные по обслуживанию внешней торговли, в египетской, а не только в иностранной валюте и обеспечивает присутствие на внутреннем кредитном рынке, на который не допускаются учреждения исключительно или преимущественно зарубежных владельцев.

Наибольшую активность в  организации смешанных банков проявили инвесторы из США, нефтяных монархий Аравии, затем из Франции и в меньшей мере – из ряда других западных стран – Великобритании, Испании, Италии, ФРГ, а также Японии. Примером одного из крупнейших по сумме привлеченных ресурсов институтов является «Фейсал ислэмик бэнк оф Ид-жипт», действующий, официально, по экономическим принципам шариата. Он был основан в Каире в 1979 г. К сентябрю 1987 г. его активы превысили 1905 млн., акционерный капитал – 97,6 млн. долл., из которых 51% принадлежит египетскому министерству вакуфов и частным лицам АРЕ, а 49% – инвесторам из Саудовской Аравии и других мусульманских стран. Сумма депозитов в банке с 5 млн. в августе 1979 г. выросла до 1616 млн. долл. в сентябре 1986 г. и продолжает увеличиваться.

В числе смешанных банков к концу 80-х годов также лидировали «Иджипшн-Америкен бэнк» (Банк Александрии – 51%, «Америкэн экспресс иитернэшнл бэнкинг корпорейшн» – 49%), египетско-французский коммерческий «Банк дю Кэр э де Пари, САЕ» (Банк Каира – 51%, Национальный банк Парижа – 49%), египетско-английский «Банк дю Кэр Барклэйс иитернэшнл, САЕ» и еще несколько. В их число входит и совместное предприятие АРЕ и Румынии – «Миср-Романиан бэнк, САЕ», основанное в 1977 г. Банком Миср (51% акций) и тремя румынскими (49%) банками и к концу 1985 г. имевшее суммарные активы 227,2 млн. египетских фунтов.

В большинстве других смешанных  банков группы иностранных партнеров  АРЕ многонациональны и сформированы по типу консорциумов. Например, в 1975 г. был учрежден «Миср Интернэшнл банк, САЕ», 44,782% акций которого принадлежит Банку Миср, 4% – «Миср иншуренс К0» и 2,218% – другим египетским держателям, а остальные 49% распределяются между зарубежными акционерами: американским «Ферст нэшнл бэнк оф Чикаго» (20%), итальянским «Баико ди Рома» (7,375%), консорциумом западноевропейских банков «Юропарт-нерс груп» (10,5%), лондонским консорциумом арабских, английских и французских банков «ЮБАФ бэнк, лтд.» (8,5%) и японским «Мицуи бэнк, лтд» (2,625%). Активы банка к концу 1985 г. достигали 1609,8 млн. египетских фунтов.

Если в 70-е годы инициатором  создания подобных учреждений обычно выступали с египетской стороны, государственные кредитно-финансовые институты, то в дальнейшем заметно активизировалась самостоятельная роль национального частного капитала, как на внутреннем рынке, так и в области международных валютно-кредитных операций, особенно связанных с переводами египетских рабочих и служащих – эмигрантов. Так, в 1980 – 1986 гг. резко возросли с 89,4 млн. до 1007 млн. долл. активы Исламского международного банка для инвестиций и развития, основанного в 1980 г. и полностью принадлежащего египетским частным акционерам. Крупнейшим из смешанных институтов с 51% капитала египетских частных акционеров и 49% арабо-западноевропейского консорциума «Бэнк оф кредит энд коммерс интернэшнл холдингз(Люксембург), СА» в этот период являлся учрежденный в 1981 г. «Бэнк оф кредит энд коммерс (Миср), САЕ», чьи активы в конце 1985 г. превышали 1006,7 млн. египетских фунтов, а привлеченные депозиты – 502,3 млн. египетских фунтов.

В 80-е годы отчётливо проявились результаты наметившейся в предыдущем десятилетии тенденции к перераспределению кредитных ресурсов в пользу частного сектора. Опережающий рост задолженности частных заемщиков и повышение их доли с 1980 по 1987 г. в 1,9 раза существенно изменили общую структуру внутреннего кредита.

С 1981 г. объем ссуд в распоряжении частного сектора превысил заемные ресурсы государственных предприятий, а к концу 1986 г. это превышение достигло уже 39,1%. Особенно заметны сдвиги в использовании денежного капитала, аккумулированного коммерческими и специализированными банками. Приблизительные сравнения показывают, что удельный вес государственных заемщиков (центральной администрации и предприятий) в ссудных операциях этих кредитно-финансовых учреждений, исключая межбанковское кредитование, повысился с 0,7% в 1960 г. до 52,1% в 1973 г. при одновременном понижении доли частных заемщиков с 99,3 до 47,9% Это свидетельствовало об активном вовлечении свободных сбережений через банковскую систему в централизованный фонд накоплений и в дефицитное финансирование некоторых неинвестиционных затрат государства. В дальнейшем изменение этой тенденции на противоположную вновь привело к сокращению, хотя и умеренному, удельного веса долга государственного сектора до 49% и росту частного – до 51% в конце 1987 г. Резкое ускорение средних темпов прироста задолженности частных заёмщиков с 5,1% в 60-е до 17,1% в 70-е годы и 32,5% в 1980 – 1987 гг. по сравнению с 20,7% у нефинансовых государственных предприятий свидетельствует об устойчивости отмеченных структурных сдвигов и о перспективах их углубления. В то же время ослабевает относительно, а иногда и абсолютно (1981 – 1983 гг.) роль банковской системы в качестве кредитора правительственных учреждений, которую вынужден компенсировать Центральный банк АРЕ, соответственно теснее связывая дефицитное финансирование с бумажно-денежной эмиссией.


Информация о работе Банковская система Египта