Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:10, реферат
Прежде чем говорить о бюджетном устройстве РФ, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии.
Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ.
Прежде чем говорить о бюджетном устройстве РФ, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Именно
с помощью бюджета государство
имеет возможность
Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах.
Организационные
принципы построения бюджетной системы,
ее структура, взаимосвязь объединяемых
в ней бюджетов определяет бюджетное
устройство государства.
Бюджетная система РФ.
Как уже упоминалось, бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех уровней:
1.Федеральный
бюджет РФ и бюджеты
2.Бюджеты
субъектов РФ (83 бюджета – 21 республиканский
бюджет, 55 краевых и областных
бюджетов, 4 окружных бюджета автономных
округов, бюджет автономной
3.Местные бюджеты (городские, районные, поселковые и сельские бюджеты).
При
этом бюджеты нижестоящих органов
самоуправления не входят своими доходами
и расходами в бюджеты
Важной
самостоятельной частью бюджетной
системы РФ как суверенного государства
является Федеральный бюджет. Именно
он обеспечивает мобилизацию финансовых
ресурсов, необходимых для последующего
их перераспределения и
Отдельное,
не менее, а может быть и более
важное звено бюджетной системы
РФ составляют многочисленные местные
бюджеты. Если в советские времена
стремление к всеобщей централизации
привело к тому, что удельный вес
местных бюджетов в государственном
бюджете СССР не превышал 10-15%, то с
началом рыночных преобразований в
ведение местных властей были
переданы отрасли хозяйства, связанные
с непосредственным обслуживанием
населения, массовая сеть социально-культурных
учреждений. За счет местных бюджетов
в настоящее время
Бюджетное
законодательство РФ содержит понятие
«консолидированный
бюджет» - свод бюджетов всех уровней
бюджетной системы на соответствующей
территории. Консолидированный бюджет
субъекта РФ составляют бюджет самого
субъекта и свод бюджетов находящихся
на территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный
бюджет и консолидированные бюджеты субъектов
РФ. Консолидированные бюджеты позволяют
получить полное представление о всех
доходах и расходах региона или Федерации
в целом, они не утверждаются и служат
для аналитических и статистических целей.
Информация о работе Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ