Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:10, реферат

Описание

Прежде чем говорить о бюджетном устройстве РФ, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное устройство.docx

— 18.26 Кб (Скачать документ)

  Бюджет, бюджетная система  и бюджетное устройство РФ.

  Прежде  чем говорить о бюджетном устройстве РФ, выявлять его достоинства и  недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий  силу закона. В любой стране государственный  бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных  расходов, государственного кредита  – в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно  выделить в отдельную экономическую  категорию, отражающую денежные отношения  государства с юридическими и  физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично и  национального богатства) в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

  Именно  с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет  такого многовидового и многоуровневого  перераспределения средств, как  бюджет. Вместе с тем, отображая экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в  распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства  объему его потребностей.

  Таким образом, при правильном подходе  бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально  влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование  материально-технической базы общественного  производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету  свойств, его использование в  качестве инструмента распределения  и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое выражение в создаваемом  государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

  Для России же в силу ее федеративного  устройства важную роль приобретает  не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение  бюджетов различных уровней, действующих  на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии  в полной мере выполнять свои перераспределительные  и контрольные функции при  отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах.

  Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное  устройство государства. 

      Бюджетная система РФ.

    Как уже упоминалось, бюджетная система  в первую очередь определяется действующим  государственным устройством. В  унитарных (единых) государствах бюджетная  система включает два звена: государственный  бюджет и многочисленные местные  бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная  система состоит из трех уровней:

    1.Федеральный  бюджет РФ и бюджеты государственных  внебюджетных фондов.

    2.Бюджеты  субъектов РФ (83 бюджета – 21 республиканский  бюджет, 55 краевых и областных  бюджетов, 4 окружных бюджета автономных  округов, бюджет автономной Еврейской  области, городские бюджеты Москвы  и Санкт-Петербурга) и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов.

    3.Местные  бюджеты (городские, районные, поселковые  и сельские бюджеты).

    При этом бюджеты нижестоящих органов  самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих  уровней.

    Важной  самостоятельной частью бюджетной  системы РФ как суверенного государства  является Федеральный бюджет. Именно он обеспечивает мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для последующего их перераспределения и использования  для целей государственного регулирования  экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Кроме того, за счет средств Федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

    Отдельное, не менее, а может быть и более  важное звено бюджетной системы  РФ составляют многочисленные местные  бюджеты. Если в советские времена  стремление к всеобщей централизации  привело к тому, что удельный вес  местных бюджетов в государственном  бюджете СССР не превышал 10-15%, то с  началом рыночных преобразований в  ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные  с непосредственным обслуживанием  населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80% бюджетных  расходов на здравоохранение, более 60% расходов на просвещение, крупные бюджетные  средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

    Бюджетное законодательство РФ содержит понятие  «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ