Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:05, реферат
Бюджет во Франции – важнейший инструмент управления государственными средствами в силу того, что государство через бюджетную систему формирует и распределяет более 20% ВВП и 50% Национального дохода. На долю государственного бюджета приходится приблизительно 80% всех доходов и расходов французской финансовой системы.
Бюджет во Франции
– важнейший инструмент управления
государственными средствами в силу
того, что государство через
Центральный бюджет делится на два раздела:
90% - операции окончательного
характера (безвозвратное
10% - операции временного характера (кредиты).
Расходы центрального бюджета также делятся на две части:
текущие, которые в свою очередь подразделяются на военные (содержание военнослужащих, их обучение и материально-техническое обеспечение), социальные нужды и др.
капитальные, включающие в себя военные (строительство военных объектов, закупка военной техники), расходы на иностранные дела (создание посольств, консульств за границей, а также взносы в международные кредитно-финансовые учреждения) и др.
В 1998 г. основные статьи расходов государственного бюджета Франции находились в следующих пропорциях:
среднее и высшее образование (27,8%);
оборона (19,8%);
социальные министерства (занятости и солидарности; ветеранов войны) (17,6%);
оборудование, транспорт, жилье (10,4%);
финансовые службы (3,9%);
научные исследования и технологии (3,3%);
сельское хозяйство и рыболовство (3%);
правосудие (2,1%);
иностранные дела и сотрудничество (1,7%);
промышленность (1,4%);
культура и связь (1,3%);
прочие министерства (1,4%).
Особое место в
государственном бюджете
На протяжении последних
десятилетий вмешательство
Доходы государственного
бюджета формируются
С 1975 г. центральный
бюджет Франции являлся
Бюджетный процесс
во Франции регулируется рядом статей
Конституции 1959 г., а также другими
имеющими одинаково важное значение
многочисленными законами, декретами,
регламентами, инструкциями относительно
соблюдения правил отражения бюджетных
операций в национальном счетоводстве,
порядка представления
Первая стадия французского бюджетного процесса – составление проекта бюджета - проходит под контролем главного финансового органа страны Министерства экономики и финансов. Особенностью подготовки бюджета во Франции является использование программно-целевого метода, который получил название «рационализация выбора бюджетных решений». В течение 9 месяцев каждое министерство и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами составляет свою смету. Затем, после свода всех смет составляется проект бюджета, который после одобрения правительством направляется в парламент.
Вторая стадия бюджетного процесса – принятие бюджета – длится около 3 месяцев. Проект бюджета рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты парламента. Сперва проходит обсуждение проекта в нижней палате, которое называется национальное собрание. Затем, проект передается в верхнюю палату (сенат). В случае, если проект бюджета после двух совместных обсуждений обоими палатами парламента не получил одобрение, то президент может своим указом объявить бюджет законом.
Третья стадия –
исполнение бюджета. кассовое исполнение
осуществляется через систему казначейских
касс, которые имеют счета в
Банке Франции и производят расчетно-кассовые
бюджетные операции. По всей территории
Франции действует сеть специальных
агентств казначейства (бухгалтерий),
в том числе центральные
Контроль за исполнением бюджета делится на три типа:
Административный контроль. Он ведется по иерархической структуре системы учета, когда бухгалтеры более высокого уровня контролируют более низкий уровень, а сами в конечном счете подчиняются главному казначею. Во Франции действует Генеральная инспекция финансов, которая представляет собой своего рода корпорацию финансовых инспекторов-контролеров, связанную с кабинетом министра финансов, но не входящую ни в одно из управлений этого министерства. Финансовые контролеры вправе проверять состояние учета во всех звеньях государственных финансов, т.е. любого учреждения, а также частных организаций и предприятий, деятельность которых затрагивает интересы казначейства, например, транспортных или строительных компаний и т.д.
Судебный контроль. Он осуществляется Счетной палатой, которая проверяет состояние учета и отчетности в той или иной организации, ведущие бюджетные счета (бухгалтерии), и выносит решение о нем. Юрисдикция Счетной палаты распространяется на главные бухгалтерии основных распорядителей кредитов. Ответственность за неполноту или недостоверность сведений несут руководители исполнительных органов, представивших отчетную документацию.
Парламентский контроль. Он осуществляется в ходе обсуждения и принятия закона об исполнении бюджета на основании ранее указанных документов, доклада Счетной палаты и общей декларации о соответствии центральных счетов органов учета и отчетности отдельных министерств, исполнявших бюджет.
Последняя, четвертая
стадия бюджетного процесса во Франции
включает в себя период составления
Министерством экономики и
Бюджетный (финансовый) год во Франции совпадает с календарным и начинается с 1 января.