Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:47, реферат
Цель: провести анализ федерального бюджета за 2008 – 2011гг.
Задачи: 1) ознакомиться с основными понятиями и определениями
2) выяснить функции и особенности федерального бюджета РФ
3) проанализировать финансовые показатели федерального бюджета РФ
4) на основе проведенного анализа выявить проблемы федерального бюджета РФ
5) предложить пути решения выявленных проблем.
Введение 2
1 Понятие, функции и особенности федерального бюджета 5
1.1 Понятие бюджета 5
1.2 Задачи и функции федерального бюджета 8
1.3 Особенности бюджетной системы РФ 14
1.4 Составление, рассмотрение и утверждение федерального Бюджета 19
2 Анализ финансовых показателей федерального бюджета РФ за 2008-2011гг 26
2.1 Доходы бюджета РФ 28
2.2 Расходы бюджета РФ 29
3 современные проблемы формирования доходов и финансирования расходов федерального бюджета РФ и пути их решения. (2010-2011гг) 34
Заключение 37
Список литературы 42
Особая роль федерального бюджета в воспроизводственном процессе, обеспечении финансовой и экономической стабильности в стране предъявляет адекватные требования к формированию доходов и расходов федеральных (центральных) бюджетов. В современной мировой практике доходы федерального бюджета; как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической деятельности; налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов. Расходы федеральных бюджетов осуществляются в соответствии с полномочиями, закрепленными за федеральными (центральными) правительствами. К таким расходам обычно отлог сятся: национальная оборона; охрана правопорядка; содержание органов государственной власти; определенный круг социальных расходов; расходы на государственные закупки товаров и услуг, а также осуществление централизованных инвестиций (на поддержку отдельных отраслей экономики); расходы по бюджетному выравниванию (сокращение вертикального и горизонтального финансового дисбалансов); осуществление внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства и пр. Приведенный перечень расходов характерен и для федерального бюджета Российской Федерации. При этом в Бюджетном кодексе РФ содержится особый перечень расходов, финансируемых исключительно за счет средств федерального бюджета, к которому, в частности, относятся расходы: на обеспечение деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (например финансовое обеспечение межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями); государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; исследование и использование космического пространства и др.
Конструкция федерального
бюджета, логика и факторы его
формирования становятся все более
сложными для экспертизы и контроля
за эффективностью возрастающих объемов
бюджетных ресурсов, так как бюджет 2012-2014 гг. будет реализовываться
в условиях мировой финансовой нестабильности,
что порождает риски неопределенности
в ценах, движении финансовых потоков,
результативности финансовых и других
проектов.
В связи с этим необходима корректировка
Бюджетного кодекса путем введения в него
законодательной нормы, запрещающей задержки
в доведении бюджетных средств и их неравномерное
распределение в течение года.
Для того чтобы снизить вероятность значительной
коррекции бюджета, целесообразно уже
на стадии его утверждения провести ряд
мероприятий. Во-первых, консолидировать
инвестиционные средства, особенно ориентированные
на деградирующую инфраструктуру. Во-вторых,
обеспечить необходимыми законодательно-нормативными
актами повышение налогов на высокие доходы,
введение прогрессивной шкалы налогообложения
доходов, а еще более эффективной расходов.
В-третьих, обеспечить улучшение структуры
расходной части бюджета учитывая возможность
бюджетного риска поступательного роста
расходов, не обеспеченных доходами. В-четвертых,
принципы бюджетной системы и их применение
не должны быть прямолинейными, их можно
осуществлять на гибкой основе, допуская
и поощряя вариантность и альтернативность.
В-пятых, принципы функционирования бюджетной
системы не должны препятствовать маневренности
бюджетных ресурсов и не должны нарушать
конституционные положения, среди них,
права субъектов Федерации и местного
самоуправления.
В бюджете не проглядываются попытки обеспечения
соответствия политики госзакупок приоритетам
развития экономики. Современная бюджетная
методология должна опираться на «контрактную
индустрию», которая должна быть создана
и методологически и организационно обеспечена.
Контракт должен стать основной формой
госзакупок, что позволит обеспечить реальный
антикоррупционный подход к реальному
«программному бюджету» будущих периодов
развития экономики.
Учитывая разрегулированность
бюджетного процесса, его высокую
коррумпированность, волюнтаризм разработчиков,
ведущих к бессистемному
разработка бюджета должна опираться
на современную долгосрочную стратегию
развития экономики, государства и общества;
должен быть скорректирован Бюджетный
кодекс и его отдельные разделы, касающиеся
разработки бюджета. Он должен быть дополнен
комплексом целевых стандартов: разработка
идеологии; порядок подготовки исходных
параметров; порядок рассмотрения ключевых
параметров; схема разработки бюджета
в Правительстве с участием представителей
комитетов Госдумы; стандарт утверждения
бюджета; стандарт контроля за реализацией
бюджета; стандарт доведения бюджетных
ресур сов до исполнителей; оценка эффективности
использования бюджетных средств;
целесообразно все бюджетные денежные
ресурсы, направленные на развитие национальной
экономики, включая инвестиции, сосредоточить
в одном потоке, регулируемом расходной
статьей «национальная экономика»;
должна быть увеличена степень самостоятельности
и ответственности главных распорядителей
разработка и внедрение методов и процедур
оценки качества финансового менеджмента
на ведомственном уровне, развитие внутреннего
аудита, укрепление финансовой дисциплины.
1. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ.
2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах. 23 июня 2008г.
3. Бюджетный кодекс РФ
4. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 543 с.
5. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы. – 2007. - №4.
6. Расходы бюджета страны только в 2009 году превысят 9 триллионов рублей// «Российская газета» - Центральный выпуск №4799 от 26 ноября 2008 г.
7. Докучаев Д. Бюджет нездорового оптимизма // New Times. – 2008. – № 43.
8. Сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/
9. Бюджет-2009. Технические
параметры бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.polit.ru/dossie/
10 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
12 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
13Сайт Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/
14 О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ.
15 Докучаев Д. Бюджет нездорового оптимизма // New Times. – 2008. – № 43.
16 О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ.
17 Сайт Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/
18 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах. 23 июня 2008г.
19. Дробозина Л.А., Константинова Ю.Н., Окунева Л.П. Общая теория финансов. -- М.: ЮНИТИ, 2007. -- 397 с.
20. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. -- Спб.: Питер, 2004. -- 293 с.
21. Интернет-ресурс: http://www.budgetrf.ru/ Бюджетная система Российской Федерации.
22. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы //Экономист. -- 2006. -- №42.
23. Кудрин А.Л. Экономическая политика и федеральный бюджет 2006 года //Финансы. -- 2006. -- №2. -- С. 3-8.
24. Кураков Л. П. Экономическая теория: Учеб. пособие. -- 4-е изд., доп. и перераб. -- М.: Гелиос АРВ, 2004. -- 751 с.
25. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация //Вопросы экономики. -- 2004. -- № 64. -- С.35-45.
26. Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики //Финансы. -- 2004. -- №26. -- С. 13-17.
27. Любимцев Ю. Приоритеты совершенствования бюджетных отношений //Экономист. -- 2006. -- №6. -- С. 21-34.
28. Мирзалиев М. Н. Составление бюджета РФ на основе социальных стандартов //Финансы. -- 2005. -- №12. -- С. 12-14.
1 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 543 с.
2 Сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/
3 Бюджетный кодекс РФ
4 Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы. – 2007. - №4.
5 Докучаев Д. Бюджет нездорового оптимизма // New Times. – 2008. – № 43.
6 Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики //Финансы. -- 2004. -- №26. -- С. 13-17.
7 О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ
8
Бюджет-2009. Технические параметры бюджета
на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011
годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.polit.ru/dossie/
9 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах. 23 июня 2008г.
10 Расходы бюджета страны только в 2009 году превысят 9 триллионов рублей// «Российская газета» - Центральный выпуск №4799 от 26 ноября 2008 г.