Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 02:39, реферат
Слово это заимствовано из Англии, где в старину канцлер казначейства приносил ежегодно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая собственно и называлась старинным норманнским словом "Budget" (т. е. кожаный мешок). В России многие отождествляют бюджет с государственной росписью, но понятие его гораздо шире. Бюджет в собственном смысле вовсе не есть роспись доходов и расходов государства (см. это слово) и, наоборот, роспись вовсе не есть бюджет.
Бюджет
Перевод
Бюджет
Слово это заимствовано из Англии,
где в старину канцлер
Лоренц Штейн, Гнейст, П. Леруа-Болье,
Рау, Вагнер и др. авторитеты финансовой
науки разумеют под бюджетом законопроект,
определяющий государственную смету
и утверждаемый законодательной
властью при участии народных
представителей. Благодаря такой
санкции, Б. получает значение закона,
направляющего дальнейший ход государственного
хозяйства. У Лоренца Штейна Б. представляет
собой основной элемент государственно-
В обыкновенную государственную смету
входят те элементы государственного
хозяйства, которые представляются
абсолютно необходимыми для непрерывной
деятельности правительства при
нормально-рутинных условиях. Что же
касается Б., то, по утверждении его,
он становится основой для более
обширного приложения правительственной
заботливости, т. е. для финансовых норм,
выходящих за пределы обычных
сметных назначений; так, путем бюджетного
закона установляются новые займы,
вводятся новые налоги, повышаются,
уменьшаются и отменяются старые,
утверждаются кредиты на многомиллионные
общегосударственные
По внутренней форме различают Б.: 1) валовой (брутто-бюджет), в котором приводятся отдельно полные цифры государственных доходов и полные цифры издержек по их взиманию; 2) чистый (нетто-бюджет), где поступления показаны за вычетом расходов взимания. С точки зрения финансовой науки предпочитается первая форма, т. е. брутто-бюджет, при котором всего яснее представлена степень производительности каждой отрасли государственного хозяйства и полнее развертывается общая его картина, что так важно для соображений министра финансов и для законодательной власти.
Самый порядок составления бюджета выражается, во всех цивилизованных государствах, в том, что все отдельные ведомства, выработав свои частные сметы, представляют их министерству финансов, где составляется уже общегосударственный бюджет, который, с приложением объяснительных записок и других материалов, вносится заблаговременно, как всякий другой законопроект, на рассмотрение высшего законодательного учреждения: государственного совета в России и палат в конституционных государствах, причем при поступлении в последние обыкновенно передается, для предварительного анализа, в специальные финансовые комиссии; затем — с заключениями этих комиссий — бюджет представляется на рассмотрение палат и, по одобрении с их стороны, поступает на окончательное утверждение главы государства, а по утверждении обнародуется, как всякий другой закон, после чего всем отдельным ведомствам, на основании его, открываются подлежащие кредиты на предстоящий финансовый год.
Бюджет на предстоящий финансовый
период рассматривается обыкновенно
в одно время с отчетом по исполнению
государственной сметы за истекший
финансовый год; в государствах с
представительным правлением подобный
законодательный контроль служит главным
основанием так называемого абсолюториума,
состоящего в том, что палаты признают
действия министров правильными
и снимают с них
Бюджет в его настоящем виде выработался недавно; прежде, вместо бюджета, представлялись простые отчеты и счета, притом неполные, по главным рубрикам финансового хозяйства. С образованием ответственного правительства в некоторых государствах появились более систематические отчеты, но все это еще не имело характера бюджета. Самый близкий к нему по характеру, это — известный отчет, составленный Неккером в 1781 г. и представленный королю Людовику XVI (compte rendu au roi); отчет этот принято считать за первый систематический брутто-бюджет. Но только в нынешнем столетии выработался правовой порядок составления бюджета, как общего государственно-хозяйственного закона. Порядок обсуждения бюджета в настоящее время в главных государствах таков.
В Англии, перед обсуждением в парламенте, бюджет рассматривается в двух парламентских комиссиях: расходы — в committee of supplies, доходы — в committee of ways and means; после этого он вносится, с объяснениями министра финансов, на одобрение (Appropriation Act) палат; всякое перенесение из излишков одного счета на расходы по другой статье (Revirement) запрещается; такие статьи, как содержание королевы, пенсии, жалованье судьям и т. п., составляющие консолидированную часть бюджета, вовсе не обсуждаются. Больше всего работы и изменений вызывает подоходный налог (income-tax).
Во Франции бюджет обсуждается
весь по главным статьям (с 1869 г. — 481
глава); дополнительные кредиты и
чрезвычайные расходы (crédits supplémentaires,
complémentaires et extraordinaires) утверждаются непосредственно
палатами, а во время парламентских
вакаций — декретами
В Италии, Австрии и Соединенных Штатах тот же порядок, с небольшими изменениями. В Австрии новая система введена с 1866 г., причем составляются два самостоятельных бюджета для Австрии и для Венгрии.
В России до 1862 г. не было систематического,
планомерного бюджета; государственная
смета представляла механическое соединение
смет отдельных ведомств; при ней
не было данных, достаточных для
проверки, да и вообще не было единого
законченного плана финансового
хозяйства: многие доходы получались,
и многие расходы производились
отдельными ведомствами самостоятельно,
без ведома министерства финансов,
так что нельзя было построить
никакого общего вывода о направлении
государственного хозяйства в ближайшем
будущем. С 1862 г. стали составляться
правильные бюджеты, главным образом
благодаря упорядочению государственной
отчетности при Татаринове (см. в
т. I, ч. II, Свода Законов, приложение
к ст. 221 — "Правила о составлении,
рассмотрении, утверждении и исполнении
государственной росписи и
Воплощенный в бюджете финансовый закон действует в течение определенного срока, причем различают периоды: 1) бюджетный или финансовый, и 2) счетный. Под первым разумеется то время, на какое Б. утвержден, совпадающее обыкновенно с гражданским годом; в Англии же и Пруссии считают его с 1 апреля по 31 марта следующего года. Счетный период есть, так сказать, продолженный или отстроченный бюджетный; при невозможности выполнить все сметные назначения к концу бюджетного периода оказалось необходимым отстрочить действие бюджета на некоторое, льготное, время сверх финансового года. Таких льготных месяцев дается во Франции восемь, в Австрии три, в Бельгии десять, а в Пруссии даже двенадцать; в России для окончательных расчетов, после 31 декабря, оставляются еще четыре месяца, а для военного ведомства пять. По истечении льготных сроков кредиты закрываются и на открывающиеся затем в счет той же сметы расходы должны испрашиваться дополнительные ассигнования; в России суммы, оставшиеся свободными ко дню заключения сметы, возвращаются в распоряжение министерства финансов. По закрытии кредитов следует последняя стадия: заключение бюджета и свод итогов по выполнению сметы; это служит для выяснения финансовых результатов бюджетного года, т. е. закончился ли он при равновесии доходов и расходов, или же с дефицитом, или, наконец, дал избыток доходов над расходами. Эти выводы являются, в свою очередь, показателем успешности хода всего государственного хозяйства.