Бюджетная и налоговая политика в России 2012-2014гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 52.31 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Бердский  филиал ФГБОУ ВПО «Новосибирский Государственный Технический Университет»

 

 

Контрольная работа

                               По дисциплине: «Бюджетная система»                                                                                                         По теме: «Бюджетная и налоговая  политика в России 2012-2014гг»

 

 

 

Выполнила:         Студентка IV курса        Группа: ЭУБ-92         Анциферова Е.И.            Шифр: 505669202 Проверил:  к.э.н.,доцент,        Деменьтьев Д.В.

Бердск 2012


Введение:

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего  года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной  политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом, то и  эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие  на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей  также может выступать одним  из критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В основу бюджетной политики на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов  положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года. 1

Налоги – необходимый элемент  механизма государственного регули-рования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

Налоговая система выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов экономического и социального  развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Именно в налоговой системе  и налоговой политике заложены и  возможности использования их в  целях развития и совершенствования  федеративных отношений, а также местного самоуправления, что относится к числу первостепенных задач, стоящих сегодня перед государством. Налоговая система действует на всей территории России. Это единая 
налоговая система российского государства, что относится ко всем трем 
уровням платежей.         

 Основные направления налоговой  политики Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов  подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации. 2

Цель данной работы состоит  в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной и налоговой политики Российской Федерации, а также основных направлений развития бюджетной и налоговой политики на перспективу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Бюджетная политика Российской Федерации

Государственный бюджет, как  основная составляющая бюджетной системы  – это подлежащая перераспределению  часть национального дохода; бюджет организован в виде баланса доходов  и расходов за отчетный период. Бюджетный  кодекс РФ предлагает следующее определение  бюджета: бюджет – это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень – федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов; второй уровень  – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты. Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные  внебюджетные фонды; главные распорядители  и распорядители бюджетных средств. 3

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов  социально-экономического развития РФ, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей  и задач в области государственных  финансов, разработку механизма мобилизации  денежных средств в бюджет, выбор  направлений использования бюджетных  средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной  системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с  намеченными целями, формируются  задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

  • концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
  • снижение налоговой нагрузки на экономику;
  • упорядочивание государственных обязательств;
  • создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами. 4

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его  финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами.

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают, прежде всего, такие  фискальные рычаги воздействия, как  налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным  доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. 5

 

2.  Основные  показатели бюджетной политики  РФ в 2012 г., прогнозы на 2013-2014 гг.

На протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

Но для дальнейшего  совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию  основных ее принципов:

  • ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
  • жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
  • увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации предпринимательской инициативы.

Для того, чтобы оценить  бюджетную систему, возьмем таблицу:

Таблица 1. Основные параметры бюджетной  системы, % ВВП

 

2011

2012

2013

2014

2015

Доходы

         

ОНБП

38,9

38,0

36,6

36,2

36,2

Стратегия 2020

38,9

38,1

37,7

37,2

37,0

Расхождения

0,0

-0,1

-1,1

-1,0

-0,8

Расходы

         

ОНБП

37,3

37,6

37,9

36,6

35,9

Стратегия 2020

37,3

38,0

38,1

37,9

37,6

Расхождения

0,0

-0,4

-0,2

-1,3

-1,7

Дефицит

         

ОНБП

1,6

0,4

-1,3

-0,4

0,3

Стратегия 2020

1,6

0,1

-0,4

-0,7

-0,6

Расхождения

0,0

0,3

-0,9

0,3

0,9


 

При общей ориентации ОНБП на сокращение бюджетных расходов их структура совершенно не соответствует приоритетам,  обозначенным в Стратегии 2020. Существенный рост расходов относительно ВВП уже в 2013  году предполагается по разделам,  связанным с национальной обороной и правоохранительной деятельностью, несмотря на то,  что в расчеты Минфина заложено сокращение численности военнослужащих на 10%  и сотрудников правоохранительных органов на 20%.  В наибольшей степени рост расходов связан с реализацией государственной программы вооружений. На фоне увеличения оборонных расходов ОНБП предусматривают гораздо более умеренную динамику расходов по направлениям,  связанным с развитием человеческого капитала.

Объем расходов бюджетной  системы на образование сокращается  с 4,1% ВВП в 2011 г. до 3,9% ВВП в 2015 году . Незначительный рост их доли в расходах бюджетной системы обеспечивается лишь за счет сокращения суммарного объема расходов относительно ВВП.  При номинальном сокращении расходов на образование из федерального бюджета,  обязанность финансирования дополнительных расходов, связанных с обеспечением «эффективного контракта» с работниками сферы образования, в основном ложится на региональные бюджеты, притом что, как сказано выше, ОНБП не предусматривает для них никаких дополнительных источников доходов. 6

В начале 2011 года наблюдалось  значительное ускорение роста потребительских  цен. Однако благодаря действиям  Правительства Российской Федерации  и Банка России, а также снижению продовольственных цен в мире рост цен замедлился. По итогам года рост цен наблюдался в пределах 6,9%.

На 2012 году уровень инфляции составил  6,3 %. К 2014 году планируется снижение инфляции до уровня, не превышающего 5%.

Определенные риски роста  уровня инфляции связаны с ростом цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий.

Относительно 2010 года значительно  снизился показатель инфляции (на 2010 г.уровень  инфляции достиг 8,8%). Это говорит  о положительной динамике развития бюджетной политики, проводимой государством.

 

 3.Налоговая политика Российской Федерации.

Основы нынешней налоговой системы Российской Федерации были заложены в 1992 г. За прошедшие годы внесено множество изменений, но основные принципы сохраняются.  

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить  основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:  

  1. Уровень  налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика,  т.  е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).
  2. Необходимо прилагать все усилия,  чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.  Примером осуществления этого  принципа служит замена налога с оборота,  где обложение оборота происходило  по  нарастающей кривой,  на НДС,  где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).
  3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять  сомнений  у  налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).
  4. Система  и  процедура  выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и  удобными  для  налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся   общественно-политическим  потребностям (принцип эффективности). 7
  6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого  ВВП  и  быть  эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

Информация о работе Бюджетная и налоговая политика в России 2012-2014гг