Бюджетная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:46, реферат

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, влиянии бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
- дать понятие бюджетной системы Российской Федерации;
- рассмотреть теоретические основы бюджетной политики;

Содержание

Введение 2
1 Сущность бюджетной системы: понятие, принципы, классификация 5
2 Влияние бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия 11
3 Бюджетное послание президента на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов 22
Заключение 36
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

бюджетная политика РФ.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

     Налоги  выступают в роли одного из рычагов  регулирования экономической активности. Манипулируя налогами па прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процесс накопления капитала. Примером может служить налоговый механизм так называемой ускоренной амортизации, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышающие действительный износ основного капитала. В результате значительно сокращается размер подлежащей обложению прибыли, следовательно, и сумма уплачиваемого налога. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики.

     Кредитно-денежная политика государства. Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.

     Кредитно-денежная политика государства - это метод государственного регулирования экономики, реализуемый через воздействие центрального банка на резервы коммерческих банков, ставки банковских кредитов и т.д., т.е. через контроль за предложением денег. Ее основная цель состоит в помощи экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Использование этого метода регулирования вызывает увеличение денежного предложения во время спада производства для поощрения совокупных расходов и ограничение предложения денег во время инфляции.

     Выбор методов государственного воздействия  на структурные процессы, их ранжирование и рациональное сочетание должны производиться исходя из целей соответствующего этапа структурных преобразований и текущей экономической ситуации.  
 
 

     Таблица 1- Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы млрд. рублей

Показатель Отчет 2010 год Прогноз
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2011 год 2012 год 2013 год
Доходы, всего  6 278,9 7 781,1 9 275,9 7 337,8 7 783,8 8 617,8 9 131,7 9 983,9
%% к ВВП 23,3 23,4 22,4 18,8 17,3 17,4 16,5 16,1
в том числе:                
Нефтегазовые  доходы 10,9 8,7 10,6 7,6 8,3 8,1 7,4 6,9
Ненефтегазовые  доходы 12,4 14,7 11,8 11,2 9,0 9,3 9,1 9,2
Доля  в общем объеме доходов, % 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:                
Нефтегазовые  доходы 46,9 37,2 47,3 40,7 48,1 46,5 44,8 43,0
Ненефтегазовые  доходы 53,1 62,8 52,7 59,3 51,9 53,5 55,2 57,0
Расходы, всего  4 284,8 5 986,6 7 570,9 9 660,1 10 212,4 10 385,1 10 844,6 11 749,1
%% к ВВП 15,9 18,1 18,2 24,7 22,7 20,9 19,6 19,0
в том числе условно утверждаемые             271,1 587,5
%% к общему объему расходов             2,5 5,0
Дефицит/

профицит 

1 994,1 1 794,6 1 705,1 -2 322,3 -2 428,6 -1 767,3 -1 712,9 -1 765,2
%% к ВВП 7,4 5,4 4,1 -5,9 -5,4 -3,6 -3,1 -2,9
Ненефтегазовый  дефицит - 3,5 - 3,3 - 6,5 - 13,6 - 13,7 - 11,6 - 10,5 - 9,8
 

     Несмотря  на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП.[17]

     Таблица 2 - Динамика доходов федерального бюджета млрд., руб.

Показатель 2010 год  2011 год 2012 год 2013 год
прогноз прирост к предыдущему  году прогноз прирост к предыдущему  году прогноз прирост к предыдущему году
Доходы, всего (млрд. рублей) 7 783,8 8 617,8 834,0 9 131,7 513,9 9 983,9 852,2
в том числе:              
Нефтегазовые  доходы

(млрд. рублей)

3 744,3 4 003,0 258,7 4 088,1 85,1 4 295,0 206,9
Ненефтегазовые  доходы

(млрд. рублей)

4 039,5 4 614,8 575,3 5 043,6 428,8 5 688,9 645,3
Темпы прироста доходов к предыдущему  году, %     10,7   6,0   9,3
в том числе:              
Нефтегазовые  доходы     6,9   2,1   5,1
Ненефтегазовые  доходы     14,2   9,3   12,8
Доля  в общем объеме доходов, % 100,0 100,0   100,0   100,0  
в том числе:              
Нефтегазовые  доходы 48,1 46,5 - 1,6 44,8 - 1,7 43,0 - 1,8
Ненефтегазовые  доходы 51,9 53,5 1,6 55,2 1,7 57,0 1,8
 

     Снижение  прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП  в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти.

     Увеличение  ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах  по отношению к 2010 году связано, в  основном, с прогнозируемым увеличением  поступлений по налогу на добавленную  стоимость и акцизам.[21]

     Таблица 3 - Расчет предельного объема расходов федерального бюджета млрд. рублей

Показатель 2010 год  2011 год 2012 год 2013 год
прогноз прирост к предыдущему  году прогноз прирост к предыдущему  году прогноз прирост к предыдущему  году
Доходы, всего 7 783,8 8 617,8 834,0 9 131,7 513,9 9 983,9 852,2
%% к ВВП 17,3 17,4   16,5   16,1  
Источники покрытия дефицита 2 428,6 1 767,3 - 661,3 1 712,9 - 54,4 1 765,2 52,3
%% к ВВП 5,4 3,6   3,1   2,9  
Расходы (предельный объем) 10 212,4 10 385,1 172,7 10 844,6 459,5 11 749,1 904,5
%% к ВВП 22,7 20,9   19,6   19,0  
в том числе условно утверждаемые           271,1 587,5
%% к общему объему расходов           2,5 5,0
 

     Прогнозируемые  объемы доходов федерального бюджета  и целевые ограничения по размеру  дефицита федерального бюджета формируют  предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП в 2010 году до19,0% к ВВП в 2013 году.

     В номинальном выражении в 2011-2013 годах  планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 5). 

     Таблица 4 - Динамика расходов федерального бюджета млрд., руб.

Показатель 2010 год  Прогноз
2011 год 2012 год 2013 год
Изменения к предыдущему году,

млрд. рублей

552,3 172,7 459,5 904,5
% (в номинальном  выражении) 5,7 1,7 4,4 8,3
% (в реальном выражении) - 3,9 - 4,5 - 1,5 2,7
 

     Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах – за счет средств от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3 Бюджетное послание президента на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

 

     Бюджетное послание Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011–2013 годах.

     I. Основные итоги бюджетной политики  в 2009 году и в начале 2010 года.

     Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее  со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.

     В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

     Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

     И что очень важно, удалось сохранить  социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.

     Грамотное применение инструментов бюджетной  политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.

     Кризис  высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для модернизации социально-экономической системы страны.

     Эти особенности российской экономики  обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития.

     Важнейшие из них связаны с опасностью, что  ставшее привычным непродолжительное  улучшение ситуации в экономике  в результате действия преимущественно экстенсивных и временных факторов (рост цены на нефть и т.п.) приведет, как это неоднократно случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны.

     Сегодня, когда российской экономике в  определенной степени удалось преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах.

Информация о работе Бюджетная политика РФ