Бюджетная система Бельгии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:25, реферат

Описание

Уровень жизни населения высокий, поскольку заработная плата в стране составляет 25,58 долл. в час (июнь 2000). По этому показателю Б. входит в первую европейскую тройку (после Германии и Швейцарии). Однако налоговое бремя также высокое. Оно должно уменьшаться в рамках происходящей реформы. Особенно заметное улучшение связано с отменой дискриминации в отношении несемейных физических лиц. Предусмотрены дополнительные налоговые льготы для малообеспеченных с тем, чтобы преодолеть т. н. капкан безработицы, при котором становится выгоднее не работать, а получать не облагаемое налогами пособие. За чертой бедности проживает лишь 4% населения.

Работа состоит из  1 файл

апрчар.docx

— 25.00 Кб (Скачать документ)

Бельгия относится к группе небольших высокоразвитых европейских  государств, которые занимают важное место в современной мировой  экономике. Этой категории «малых привилегированных  наций» удалось весьма эффективно использовать собственные природные благоприятные  предпосылки (удобное геостратегическое положение, наличие естественных ресурсов и пр.) для ускоренного индустриального развития. Впоследствии на этой основе стали формироваться доминирующие отрасли национальной экономики, ориентированные на выпуск высококачественной и технически передовой продукции, на собственные «маркетинговые ниши» мирового рынка.

Б. нередко называют одной  из первых индустриальных стран мира. В 19 в. она даже именовалась «маленькой мастерской мира». В первые годы после 2-й мировой войны к ней постоянно  прибавляли термин «чудо-страна» или  «витрина индустриального процветания». Но в последние три десятилетия 20 в. Б. нередко относили к категории  «больного участника Евросоюза». Экономика этой страны в нач. 21 в. находится в фазе сложнейшей структурной перестройки, процессе поиска новой промышленной специализации в мировой экономике. И в этой сфере начали обозначаться определённые достижения.

ВВП Б. — 297,2 млрд долл. (2002), что соответствует 0,7—0,8% мирового уровня. ВВП на душу населения — 29 тыс. долл., что находится на уровне ведущих европейских государств, но значительно уступает большинству малых высокоразвитых стран (9-е место).

Экономический рост страны в последние  годы характеризовался умеренными темпами (прирост  ВВП в 1999 — 2,5%, в 2000 — 4,1%, в 2001 — 2,6%), но в 2002 произошло резкое замедление (0,6%), что  было вызвано ухудшением мировой хозяйственной  конъюнктуры. В стране практически отсутствует  инфляция (1,7% в 2002).

Наиболее  сложные проблемы бельгийской экономики  связаны с занятостью (общее  число работающих — 4,44 млн чел. в 2001), по уровню безработицы страна постоянно занимает 1—2-е места в ЕС (в 1999 — 11,7%, в 2000 — 10,9%, в 2001 — 10,6% и только в 2002 достигнут некоторый прогресс — 7,2%). Основная причина этого явления связана со структурной слабостью национальной экономики («старомодная специализация»). Б. оказалась в наибольшей степени уязвленной среди европейских стран конкуренцией со стороны т.н. новых индустриальных государств на мировых рынках. Они выступили продуцентами и поставщиками такой продукции, которая существенно совпадала с традиционной бельгийской специализацией (сталь, металлообработка, общее машиностроение, неорганическая химия, стекло, текстиль). Феномен высокой бельгийской безработицы связан со сложностями приспособления к новым потребностям и условиям конкурентной борьбы на мировых рынках.

Особенности отраслевой структуры  бельгийской экономики  достаточно чётко  отражаются по вкладу отраслей в ВВП (2001): сельское хозяйство  — 1%, промышленность — 24%, услуги — 74%. Аналогичная  картина складывается и при анализе  занятости — 2, 25, 73% соответственно.

Промышленность. Преобладание сферы  услуг сыграло  существенную роль в  замедлении процессов  структурной перестройки  национального хозяйства. Ведущие финансово-промышленные группы страны (Societe General de Belgique, Groupe Bruxelles Lambert и пр.) возникли ещё при прежней хозяйственной специализации и контролировали до половины экономических субъектов. Бельгийский капитализм, который можно охарактеризовать скорее как банкирский, чем промышленно-предпринимательский, не проявлял большой склонности переключаться со «старомодной», но прибыльной специализации на новые отрасли, связанные с большими рисками. Поэтому ставка была сделана на модернизацию и даже создание новых современных предприятий в прежних отраслях. Много веков основу традиционной хозяйственной специализации страны составляла чёрная и цветная металлургия. Первые «мастерские феронов» (металлургов) появились в этих местах ещё в Средние века. Позднее именно здесь был внедрён т.н. валлонский процесс второй переплавки чугуна, приведший к появлению сталелитейного производства. Современная Б. продолжает оставаться одним из ведущих производителей стали в ЕС (около 11,3 млн т в 2001). Её доля в мировом экспорте этой продукции составляет около 15—20%. Но особая ставка теперь сделана на выпуск специализированных изделий: нержавеющей стали, автомобильного проката, стальной проволоки и пр.

Формирование  нового облика этой отрасли происходило  в тесном альянсе  с иностранными компаниями. Ведущий производитель  нержавеющей стали  фирма Cockerill-Sambre уступила контрольный пакет 53,7% акций французской компании Usinor. Современный металлургический комбинат Sidmar, ориентированный на выпуск автомобильного листа, вошёл в состав люксембургского концерна ARBED (60%) и т.д.

Химическая  отрасль также  продолжает оставаться важнейшей основой  бельгийской промышленности (по стоимости продукции  она занимает 2-е  место после машиностроения). Она зарождалась  на базе использования  отходов доменной индустрии. Разработанный  местным предпринимателем Сольвейем метод получения соды привел к быстрому развитию производства различных кислот (азотной, серной и пр.), а также минеральных удобрений. Б. продолжает оставаться крупнейшим европейским производителем и экспортёром продукции неорганической химии (около 1/3).

Вместе  с тем традиционный лидер в этой отрасли  концерн Solvay уже осуществил частичное смещение своего производства в сферу органической химии. Совместно с другим ведущим национальным концерном USB он постепенно превращается в крупнейшего продуцента современной фармацевтической продукции. Вместе с тем подавляющее большинство новых производств органической химии сформировалось в партнёрстве с иностранными концернами (BP, Dow Chemicals, Union Carbide, BASF и др.), которые обосновались в районе антверпенского порта. Из 20 ведущих химических корпораций мира 10 представлены своими подразделениями в этом районе (он считается крупнейшим европейским центром химического производства).

Структурные сдвиги происходят и  в бельгийском  машиностроении. Оно  традиционно ориентировалось  на выпуск оборудования для металлургии  и химии, транспортных средств, электротехнической продукции. Бельгийские  фирмы попрежнему лидируют в производстве и экспорте кузнечно-прессового оборудования (фирма LFT). Но на 1-е место вышло транспортное машиностроение, в котором вместо железнодорожного и судового производства был налажен крупномасштабный выпуск легковых автомобилей (ежегодно около 1 млн шт.).

Этот  сектор бельгийского машиностроения также  создавался в тесном сотрудничестве с  иностранным капиталом. Начало было положено американской General Motors, которая построила в зоне антверпенского порта крупный завод по сборке автомашин (около 20 тыс. шт. ежегодно). Затем появились производственные корпуса другого американского автогиганта Ford (в предместьях г. Гент). Если первая компания ориентировалась в основном на «отверточную модель» производства (т.е. сборку из импортных компонентов), то вторая стала использовать местные комплектующие изделия, связанные с традиционной бельгийской специализацией (крылья из стального проката, кузова, автостекло и пр.). Позднее эта модель стала использоваться вБ.и европейскими автоконцернами (Renault, Volkswagen, Volvo).

Такой путь международной специализации  бельгийской промышленности вызвал определённое беспокойство в стране, поскольку возрастала зависимость национальной экономики от стратегических планов иностранных  партнёров. Но возобладал прагматический подход к решению этой проблемы. Появлялась возможность создать  новое мощное производство, обеспечить стране среднеевропейские  темпы хозяйственного роста, предотвратить  катастрофическое развитие «большой безработицы».

В элитную  дюжину бельгийских  корпораций вошли  пока немногие высокотехнологичные  компании (Agfa-Gevaert, Barco), а также две химико-фармацевтические фирмы. Однако на подступах к лидерам довольно обширная группа успешно действующих обществ: Reаl Software (программное обеспечение), Innogenetics (биотехнология) и др.

Вместе  с тем важнейшей  особенностью бельгийской  хозяйственной структуры  продолжает оставаться подавляющее преобладание банковского капитала (около 70 млрд долл., т.е. 61,4% всех активов ведущей группы). Подобная отраслевая структура не встречается у малых индустриальных европейских стран. Прежнее засилие банковского капитала в бельгийской экономике ещё сохраняется.

Правда, в самой среде  коммерческих банков чётко просматриваются  структурные сдвиги. Из банков прежней  «старомодной специализации» удалось сохранить  свои позиции лишь Groupe Bruxelles Lambert, а остальные были вынуждены объединиться с другими, обретя новые бренды (Fortis, Dexia и др.), или вообще покинуть национальную фондовую биржу. Но не менее важным следует считать появление первого фламандского банка Almanij, который связан с корпорациями новой производственной ориентации.

Сельское  хозяйство не играет существенной роли в  экономике страны. Преобладает молочное животноводство (стойловое), на которое приходится около 75% стоимости  аграрной продукции. Под кормовыми  культурами и лугами занято около 65% сельскохозяйственной площади, под зерновыми  — около 15% (более  половины потребностей в зерне удовлетворяется  путём импорта). Преобладают  фермерские хозяйства, но свыше половины всей сельскохозяйственной площади обрабатывается на основе аренды (мелкокрестьянское  земледелие сохранилось  в основном в Арденнах).

Транспорт и связь. Современную  Б. обычно называют «европейским перекрёстком», поскольку  она расположена  на пересечении основных транспортно-торговых путей. Б. занимает 1-е  место в мире по густоте железнодорожной  сети. Её длина 3422 км (в  т.ч. 2517 км — электрифицировано). Высокоскоростные поезда (HST/TGV) связывают страну со столицами многих европейских государств.

Автомобильные дороги включают автобаны (1674 км), которые считаются  самыми современными в Европе (они свободны от денежных сборов и освещены всю  ночь). Через страну проходит 7 трансъевропейских  автомагистралей. Система  местных шоссейных  дорог (14,4 тыс. км) обеспечивает подъезд ко всем населённым пунктам. Эффективно действует система  трубопроводов: для  транспортировки  сырой нефти (161 км), нефтепродуктов (1167 км) и природного газа (3,3 тыс. км).

В стране эффективно функционирует  несколько морских  и речных портов: самый крупный  Антверпен, который  занимает 2-е место  в Европе (ежегодный  грузооборот — 120 млн т, 20 тыс. судов), Брюгге, Гент,

Льеж, Намюр, Остенде. Морской торговый флот состоит из 20 судов (54,1 тыс б/т), в т.ч. 9 нефтехимических и 5 нефтяных танкеров, 5 сухогрузов (Cargo). Общая протяжённость речного судоходства — 1586 км. Большое транспортное значение имеют судоходные каналы (важнейший — канал Альберта между Антверпеном и Льежем).

Крупнейший  международный аэропорт страны — Брюссель (Zaventem), который обеспечивает ежегодную транспортировку 0,5 млн т грузов. Кроме того, действуют аэропорты в Антверпене, Остенде, Шарлеруа, Бирсете. Система телефонной и телеграфной связи в стране считается высокоразвитой, технологически передовой и полностью автоматизированной. Международная связь обеспечивается пятью подводными кабельными системами и двумя надземными спутниковыми станциями (Intelsat и Eutelsat).

Торговля (оптовая  и розничная) достигла крупных размеров. По существу, вся  страна оказалась  разделённой на сегменты, которые обслуживаются  несколькими десятками  крупных оптово-розничных  компаний (включая  и зарубежные фирмы). Они создали особую систему товаропотоков от непосредственных производителей продукции до прилавков супермаркетов (сельскохозяйственная продукция поступает в течение одних суток). Не случайно в первую десятку самых крупных национальных корпораций вошёл гигант оптово-розничной торговли Delgaize, что редко случается в других малых европейских странах.

Туризм  и услуги. Вся система  туристического бизнеса  достаточно чётко  разделена в соответствии с особенностями  двух основных языково-общинных регионов (правда, жители южных провинций  предпочитают именовать  свой регион Валлония-Брюссель). В каждой региональной структуре выделяется два основных направления для привлечения туристов. Первое ориентировано на демонстрацию старинных исторических городов (во Фландрии — Антверпен, Гент, Брюгге, Лувен; в Валлонии — Намюр, Льеж, Монс и Брюссель). Второе направлено на ознакомление с природными богатствами (на севере — морское побережье, вдоль которого проходит единая международная трамвайная линия от французской до нидерландской границы; на юге — горный массив Арденны).

Современная экономическая и  социальная политика страны направлена на поиски путей более  эффективного решения  ряда важнейших проблем. В сфере экономики  основные усилия концентрируются  на выработке и реализации новой концепции участия страны в системе международного разделения труда. Речь идёт прежде всего о поддержке отраслей «новой экономики» (телекоммуникации, микроэлектроника, биотехнология и др.), но, чтобы поднять национальную экономику до уровня мировых стандартов, необходимо способствовать притоку иностранного предпринимательского капитала. Считается, что Б., имея население в большей части своей многоязычное, может создать международному обществу эффективную и доброжелательную среду для общения и ведения бизнеса. На первом этапе такой программы структурного преобразования экономики основную ставку государство намерено сделать на модернизацию инфраструктурных объектов (порты, аэродромы, магистральные автодороги). При этом акцент — на всемерной поддержке функций страны как «Золотых ворот Европы», которую бельгийцы выполняли с переменным успехом на протяжении последних 500 лет. При этом государство постепенно выходит из производственно-предпринимательской сферы (началась приватизация 150 крупных компаний), с тем чтобы создать более благоприятные условия для частной предпринимательской инициативы (эффективность общественного сектора оказалась достаточно низкой).

На этой основе предполагается решение и основных социальных проблем. По утверждению действующего премьер-министра, «лучшая  социальная защита —  это хорошая работа». Особое значение придаётся  созданию «Серебряного фонда», чтобы обеспечить финансирование разрешения демографической  проблемы, которая  связана со старением  населения (его пик  будет достигнут  в 2012).

Предполагается  постепенное формирование второй «капитализированной  основы» для действующей  пенсионной системы. С этой целью проводится крупномасштабная приватизация государственной  собственности.

Информация о работе Бюджетная система Бельгии