Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:25, реферат
Уровень жизни населения высокий, поскольку заработная плата в стране составляет 25,58 долл. в час (июнь 2000). По этому показателю Б. входит в первую европейскую тройку (после Германии и Швейцарии). Однако налоговое бремя также высокое. Оно должно уменьшаться в рамках происходящей реформы. Особенно заметное улучшение связано с отменой дискриминации в отношении несемейных физических лиц. Предусмотрены дополнительные налоговые льготы для малообеспеченных с тем, чтобы преодолеть т. н. капкан безработицы, при котором становится выгоднее не работать, а получать не облагаемое налогами пособие. За чертой бедности проживает лишь 4% населения.
Бельгия относится к группе
небольших высокоразвитых европейских
государств, которые занимают важное
место в современной мировой
экономике. Этой категории «малых привилегированных
наций» удалось весьма эффективно использовать
собственные природные
Б. нередко называют одной
из первых индустриальных стран мира.
В 19 в. она даже именовалась «маленькой
мастерской мира». В первые годы после
2-й мировой войны к ней
ВВП Б. — 297,2 млрд долл. (2002), что соответствует 0,7—0,8% мирового уровня. ВВП на душу населения — 29 тыс. долл., что находится на уровне ведущих европейских государств, но значительно уступает большинству малых высокоразвитых стран (9-е место).
Экономический рост страны в последние годы характеризовался умеренными темпами (прирост ВВП в 1999 — 2,5%, в 2000 — 4,1%, в 2001 — 2,6%), но в 2002 произошло резкое замедление (0,6%), что было вызвано ухудшением мировой хозяйственной конъюнктуры. В стране практически отсутствует инфляция (1,7% в 2002).
Наиболее сложные проблемы бельгийской экономики связаны с занятостью (общее число работающих — 4,44 млн чел. в 2001), по уровню безработицы страна постоянно занимает 1—2-е места в ЕС (в 1999 — 11,7%, в 2000 — 10,9%, в 2001 — 10,6% и только в 2002 достигнут некоторый прогресс — 7,2%). Основная причина этого явления связана со структурной слабостью национальной экономики («старомодная специализация»). Б. оказалась в наибольшей степени уязвленной среди европейских стран конкуренцией со стороны т.н. новых индустриальных государств на мировых рынках. Они выступили продуцентами и поставщиками такой продукции, которая существенно совпадала с традиционной бельгийской специализацией (сталь, металлообработка, общее машиностроение, неорганическая химия, стекло, текстиль). Феномен высокой бельгийской безработицы связан со сложностями приспособления к новым потребностям и условиям конкурентной борьбы на мировых рынках.
Особенности отраслевой структуры бельгийской экономики достаточно чётко отражаются по вкладу отраслей в ВВП (2001): сельское хозяйство — 1%, промышленность — 24%, услуги — 74%. Аналогичная картина складывается и при анализе занятости — 2, 25, 73% соответственно.
Промышленность.
Преобладание сферы
услуг сыграло
существенную роль в
замедлении процессов
структурной перестройки
национального хозяйства.
Ведущие финансово-промышленные
группы страны (Societe
General de Belgique, Groupe Bruxelles
Lambert и пр.) возникли
ещё при прежней хозяйственной
специализации и контролировали
до половины экономических
субъектов. Бельгийский
капитализм, который
можно охарактеризовать
скорее как банкирский,
чем промышленно-
Формирование нового облика этой отрасли происходило в тесном альянсе с иностранными компаниями. Ведущий производитель нержавеющей стали фирма Cockerill-Sambre уступила контрольный пакет 53,7% акций французской компании Usinor. Современный металлургический комбинат Sidmar, ориентированный на выпуск автомобильного листа, вошёл в состав люксембургского концерна ARBED (60%) и т.д.
Химическая отрасль также продолжает оставаться важнейшей основой бельгийской промышленности (по стоимости продукции она занимает 2-е место после машиностроения). Она зарождалась на базе использования отходов доменной индустрии. Разработанный местным предпринимателем Сольвейем метод получения соды привел к быстрому развитию производства различных кислот (азотной, серной и пр.), а также минеральных удобрений. Б. продолжает оставаться крупнейшим европейским производителем и экспортёром продукции неорганической химии (около 1/3).
Вместе с тем традиционный лидер в этой отрасли концерн Solvay уже осуществил частичное смещение своего производства в сферу органической химии. Совместно с другим ведущим национальным концерном USB он постепенно превращается в крупнейшего продуцента современной фармацевтической продукции. Вместе с тем подавляющее большинство новых производств органической химии сформировалось в партнёрстве с иностранными концернами (BP, Dow Chemicals, Union Carbide, BASF и др.), которые обосновались в районе антверпенского порта. Из 20 ведущих химических корпораций мира 10 представлены своими подразделениями в этом районе (он считается крупнейшим европейским центром химического производства).
Структурные сдвиги происходят и в бельгийском машиностроении. Оно традиционно ориентировалось на выпуск оборудования для металлургии и химии, транспортных средств, электротехнической продукции. Бельгийские фирмы попрежнему лидируют в производстве и экспорте кузнечно-прессового оборудования (фирма LFT). Но на 1-е место вышло транспортное машиностроение, в котором вместо железнодорожного и судового производства был налажен крупномасштабный выпуск легковых автомобилей (ежегодно около 1 млн шт.).
Этот сектор бельгийского машиностроения также создавался в тесном сотрудничестве с иностранным капиталом. Начало было положено американской General Motors, которая построила в зоне антверпенского порта крупный завод по сборке автомашин (около 20 тыс. шт. ежегодно). Затем появились производственные корпуса другого американского автогиганта Ford (в предместьях г. Гент). Если первая компания ориентировалась в основном на «отверточную модель» производства (т.е. сборку из импортных компонентов), то вторая стала использовать местные комплектующие изделия, связанные с традиционной бельгийской специализацией (крылья из стального проката, кузова, автостекло и пр.). Позднее эта модель стала использоваться вБ.и европейскими автоконцернами (Renault, Volkswagen, Volvo).
Такой путь международной специализации бельгийской промышленности вызвал определённое беспокойство в стране, поскольку возрастала зависимость национальной экономики от стратегических планов иностранных партнёров. Но возобладал прагматический подход к решению этой проблемы. Появлялась возможность создать новое мощное производство, обеспечить стране среднеевропейские темпы хозяйственного роста, предотвратить катастрофическое развитие «большой безработицы».
В элитную дюжину бельгийских корпораций вошли пока немногие высокотехнологичные компании (Agfa-Gevaert, Barco), а также две химико-фармацевтические фирмы. Однако на подступах к лидерам довольно обширная группа успешно действующих обществ: Reаl Software (программное обеспечение), Innogenetics (биотехнология) и др.
Вместе с тем важнейшей особенностью бельгийской хозяйственной структуры продолжает оставаться подавляющее преобладание банковского капитала (около 70 млрд долл., т.е. 61,4% всех активов ведущей группы). Подобная отраслевая структура не встречается у малых индустриальных европейских стран. Прежнее засилие банковского капитала в бельгийской экономике ещё сохраняется.
Правда, в самой среде коммерческих банков чётко просматриваются структурные сдвиги. Из банков прежней «старомодной специализации» удалось сохранить свои позиции лишь Groupe Bruxelles Lambert, а остальные были вынуждены объединиться с другими, обретя новые бренды (Fortis, Dexia и др.), или вообще покинуть национальную фондовую биржу. Но не менее важным следует считать появление первого фламандского банка Almanij, который связан с корпорациями новой производственной ориентации.
Сельское хозяйство не играет существенной роли в экономике страны. Преобладает молочное животноводство (стойловое), на которое приходится около 75% стоимости аграрной продукции. Под кормовыми культурами и лугами занято около 65% сельскохозяйственной площади, под зерновыми — около 15% (более половины потребностей в зерне удовлетворяется путём импорта). Преобладают фермерские хозяйства, но свыше половины всей сельскохозяйственной площади обрабатывается на основе аренды (мелкокрестьянское земледелие сохранилось в основном в Арденнах).
Транспорт и связь. Современную Б. обычно называют «европейским перекрёстком», поскольку она расположена на пересечении основных транспортно-торговых путей. Б. занимает 1-е место в мире по густоте железнодорожной сети. Её длина 3422 км (в т.ч. 2517 км — электрифицировано). Высокоскоростные поезда (HST/TGV) связывают страну со столицами многих европейских государств.
Автомобильные дороги включают автобаны (1674 км), которые считаются самыми современными в Европе (они свободны от денежных сборов и освещены всю ночь). Через страну проходит 7 трансъевропейских автомагистралей. Система местных шоссейных дорог (14,4 тыс. км) обеспечивает подъезд ко всем населённым пунктам. Эффективно действует система трубопроводов: для транспортировки сырой нефти (161 км), нефтепродуктов (1167 км) и природного газа (3,3 тыс. км).
В стране эффективно функционирует несколько морских и речных портов: самый крупный Антверпен, который занимает 2-е место в Европе (ежегодный грузооборот — 120 млн т, 20 тыс. судов), Брюгге, Гент,
Льеж, Намюр, Остенде. Морской торговый флот состоит из 20 судов (54,1 тыс б/т), в т.ч. 9 нефтехимических и 5 нефтяных танкеров, 5 сухогрузов (Cargo). Общая протяжённость речного судоходства — 1586 км. Большое транспортное значение имеют судоходные каналы (важнейший — канал Альберта между Антверпеном и Льежем).
Крупнейший международный аэропорт страны — Брюссель (Zaventem), который обеспечивает ежегодную транспортировку 0,5 млн т грузов. Кроме того, действуют аэропорты в Антверпене, Остенде, Шарлеруа, Бирсете. Система телефонной и телеграфной связи в стране считается высокоразвитой, технологически передовой и полностью автоматизированной. Международная связь обеспечивается пятью подводными кабельными системами и двумя надземными спутниковыми станциями (Intelsat и Eutelsat).
Торговля (оптовая и розничная) достигла крупных размеров. По существу, вся страна оказалась разделённой на сегменты, которые обслуживаются несколькими десятками крупных оптово-розничных компаний (включая и зарубежные фирмы). Они создали особую систему товаропотоков от непосредственных производителей продукции до прилавков супермаркетов (сельскохозяйственная продукция поступает в течение одних суток). Не случайно в первую десятку самых крупных национальных корпораций вошёл гигант оптово-розничной торговли Delgaize, что редко случается в других малых европейских странах.
Туризм и услуги. Вся система туристического бизнеса достаточно чётко разделена в соответствии с особенностями двух основных языково-общинных регионов (правда, жители южных провинций предпочитают именовать свой регион Валлония-Брюссель). В каждой региональной структуре выделяется два основных направления для привлечения туристов. Первое ориентировано на демонстрацию старинных исторических городов (во Фландрии — Антверпен, Гент, Брюгге, Лувен; в Валлонии — Намюр, Льеж, Монс и Брюссель). Второе направлено на ознакомление с природными богатствами (на севере — морское побережье, вдоль которого проходит единая международная трамвайная линия от французской до нидерландской границы; на юге — горный массив Арденны).
Современная
экономическая и
социальная политика
страны направлена на
поиски путей более
эффективного решения
ряда важнейших проблем.
В сфере экономики
основные усилия концентрируются
на выработке и реализации
новой концепции участия
страны в системе международного
разделения труда. Речь
идёт прежде всего о
поддержке отраслей
«новой экономики» (телекоммуникации,
микроэлектроника, биотехнология
и др.), но, чтобы поднять
национальную экономику
до уровня мировых стандартов,
необходимо способствовать
притоку иностранного
предпринимательского
капитала. Считается,
что Б., имея население
в большей части своей
многоязычное, может
создать международному
обществу эффективную
и доброжелательную
среду для общения и
ведения бизнеса. На
первом этапе такой
программы структурного
преобразования экономики
основную ставку государство
намерено сделать на
модернизацию инфраструктурных
объектов (порты, аэродромы,
магистральные автодороги).
При этом акцент — на
всемерной поддержке
функций страны как
«Золотых ворот Европы»,
которую бельгийцы выполняли
с переменным успехом
на протяжении последних 500
лет. При этом государство
постепенно выходит
из производственно-
На этой основе предполагается решение и основных социальных проблем. По утверждению действующего премьер-министра, «лучшая социальная защита — это хорошая работа». Особое значение придаётся созданию «Серебряного фонда», чтобы обеспечить финансирование разрешения демографической проблемы, которая связана со старением населения (его пик будет достигнут в 2012).
Предполагается постепенное формирование второй «капитализированной основы» для действующей пенсионной системы. С этой целью проводится крупномасштабная приватизация государственной собственности.