Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:57, контрольная работа
Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет.
Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Введение………………………………………………………………...……...……2
1.Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации...…………..4
2. Состав и принципы организации бюджетной системы РФ…...……………….7
3. Аналитическая часть…………………………………………...……………….12
Заключение………………………………………………………...……………….16
4. Практическая часть (Вариант 3)………………………………………………..17
Список использованных источников……………………………..………………53
Бюджетная
система выступает как
На рис. 1. приведена схема организации бюджетной системы Российской Федерации.
Рис. 1- Бюджетной системы Российской Федерации
Согласно гл.5 БК РФ бюджетная система РФ основывается на следующих принципах:
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
• право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
•
наличие собственных источников
доходов бюджета каждого
• законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
• недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
• недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.[1]
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
означает,
что при составлении и
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Таблица доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг.[7]
Виды доходов |
2007 год | 2008 год | 2009 год | |||
млрд.руб. | % | млрд.руб. | % | млрд.руб. | % | |
Доходы бюджета - всего | 7 781,12 | 100 | 9 275,93 | 100 | 7 336,77 | 100 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 7 549,49 | 97,02 | 9 274,58 | 99,99 | 7 329,20 | 99,90 |
I. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | ||||||
1)НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ | 641,32 | 8,24 | 761,13 | 8,21 | 195,42 | 2,66 |
Налог на прибыль организаций | 641,32 | 8,24 | 761,13 | 8,21 | 195,42 | 2,66 |
Налог на доходы физических лиц | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0 | 0,00 |
2) НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ | 404,98 | 5,20 | 506,77 | 5,46 | 509,77 | 6,95 |
Единый социальный налог | 404,98 | 5,20 | 506,77 | 5,46 | 509,77 | 6,95 |
3) НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 1 499,23 | 19,27 | 1 123,62 | 12,11 | 1 258,32 | 17,15 |
Налог на добавленную стоимость | 1 390,39 | 17,87 | 998,39 | 10,76 | 1 176,61 | 16,04 |
Акцизы | 108,84 | 1,40 | 125,24 | 1,35 | 81,71 | 1,11 |
4) НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 897,28 | 11,53 | 1 169,07 | 12,60 | 893,19 | 12,17 |
Налог на добавленную стоимость | 871,09 | 11,19 | 1 133,82 | 12,22 | 873,36 | 11,90 |
Акцизы | 26,19 | 0,34 | 35,26 | 0,38 | 19,83 | 0,27 |
5) НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД | 0,00 | 0,00 | 0 | 0 | 0,00 | 0,00 |
6)НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО | -0,00005 | 0,00 | 0,00 | 0 | 0,00 | 0,00 |
7) НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 1 157,36 | 14,87 | 1 637,52 | 17,65 | 1 006,26 | 13,72 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 1 122,91 | 14,43 | 1 604,65 | 17,30 | 981,53 | 13,38 |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых | 13,76 | 0,18 | 18,36 | 0,20 | 16,25 | 0,22 |
Водный налог | 14,84 | 0,19 | 13,02 | 0,14 | 8,09 | 0,11 |
Сборы
за пользование объектами |
5,86 | 0,08 | 1,49 | 0,02 | 0,39 | 0,01 |
8)ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ | 29,62 | 0,38 | 33,68 | 0,36 | 32,68 | 0,45 |
9) ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ | 3,91 | 0,05 | 0,87 | 0,01 | 0,86 | 0,01 |
II. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | ||||||
10) ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2 408,33 | 30,95 | 3 584,95 | 38,65 | 2 683,30 | 36,57 |
11) ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ | 267,12 | 3,43 | 150,54 | 1,62 | 419,38 | 5,72 |
12) ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 61,31 | 0,79 | 111,77 | 1,20 | 63,48 | 0,87 |
13) ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА | 117,70 | 1,51 | 114,03 | 1,23 | 109,80 | 1,50 |
14) ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ | 8,81 | 0,11 | 22,12 | 0,24 | 6,96 | 0,09 |
15) АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ | 41,32 | 0,53 | 4,54 | 0,05 | 5,45 | 0,07 |
16) ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА | 5,96 | 0,08 | 8,18 | 0,09 | 8,85 | 0,12 |
17) ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ | 2,06 | 0,03 | 6,24 | 0,07 | 112,82 | 1,54 |
18) ВОЗВРАТ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ | 0,00 | 0,00 | 0 | 0 | 0,00 | 0,00 |
III. БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 231,14 | 2,97 | 1,34 | 0,01 | 6,21 | 0,08 |
IV. ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 0,48 | 0,01 | 0,02 | 0,00 | 1,37 | 0,02 |
Вывод: Основными источниками налоговых доходов федерального бюджета являются Налог на добавленную стоимость и Налог на добычу полезных ископаемых.
Основным источником неналоговых доходов федерального бюджета являются доход от внешнеэкономической деятельности.
Стабильная динамика роста поступлений наблюдается по следующим группам:
1)Налоги на взносы и социальные нужды;
2)Государственные пошлины;
3)Штрафы и санкции;
4)Доходы от оказания платных услуг;
5)Административные платежи и сборы;
6)Доходы от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет.
Динамика снижения поступлений наблюдается по следующим группам:
1) Налоги на прибыль;
2) Доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
3) Налоги,
сборы за пользование
Объем
безвозмездных поступлений имеет динамику
снижения.
Показатели доходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Доходы на 2010год: 6950 млрд.руб., в том числе
нефтегазовые доходы - 3194,6 млрд.руб.
Доходы на 2011год: 7455,7 млрд.руб., в том числе
Доходы на 2012год: 8069,7 млрд.руб., в том числе
Таблица
расходов федерального
бюджета за 2007-2009
гг. [7]
Виды расходов | 2007год | 2008год | 2009год | |||
млрд.руб. | % | млрд.руб. | % | млрд.руб. | % | |
Всего расходов | 5986,56 | 100 | 7570,88 | 100 | 9 636,82 | 100 |
Общегосударственные вопросы | 815,73 | 13,63 | 839,39 | 11,09 | 829,42 | 8,61 |
Национальная оборона | 831,88 | 13,90 | 1040,85 | 13,75 | 1 188,17 | 12,33 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 666,98 | 11,14 | 835,56 | 11,04 | 1 004,51 | 10,42 |
Национальная экономика | 692,60 | 11,57 | 1025,02 | 13,54 | 1 650,98 | 17,13 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 294,94 | 4,93 | 129,54 | 1,71 | 151,63 | 1,57 |
Охрана окружающей среды | 8,20 | 0,14 | 10,17 | 0,13 | 13,04 | 0,14 |
Образование | 294,61 | 4,92 | 355,00 | 4,69 | 418,01 | 4,34 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 70,99 | 1,19 | 88,85 | 1,17 | 111,68 | 1,16 |
Здравоохранение и спорт | 196,49 | 3,28 | 278,21 | 3,67 | 352,31 | 3,66 |
Социальная политика | 214,04 | 3,58 | 293,64 | 3,88 | 323,52 | 3,36 |
Межбюджетные трансферты | 1900,10 | 31,74 | 2674,63 | 35,33 | 3 593,55 | 37,29 |
Вывод:
Динамика снижения финансирования наблюдается по следующим направлениям:
1) Общегосударственные вопросы;
2) Национальная оборона;
3) Жилищно-коммунальное хозяйство;
4) Образование.
Стабильная динамика роста финансирования наблюдается по следующим направлениям:
1) Национальная экономика
2)Здравоохранение и спорт
Также стабильный рост виден и по статье Межбюджетные трансферты.
Финансирование
образования и культуры, кинематографии
и СМИ остается без изменений.
Показатели
расходов федерального
бюджета на
2010 год и на плановый
период 2011 и 2012 годов.
Расходы
на 2010год: 9886,9 млрд.руб.,
Расходы на 2011год: 9389,8 млрд.руб.,
Расходы
на 2012год: 9681 млрд.руб.
Финансовое
положение федерального
бюджета за
2007-2009года и плановый
период 2010 - 2012 года.
2007 год – профицит 1794,6 млрд.руб.
2008 год - профицит 2012,1 млрд.руб.
2009 год - дефицит 2300 млрд.руб.
2010год - дефицит 2936,9 млрд.руб.
2011год - дефицит 1938,1 млрд.руб.,.
2012год
- дефицит 1611,4 млрд.руб.
Заключение
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением — с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Информация о работе Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации