Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:40, реферат
Бюджет является одним из основных инструментов макроэкономической политики. Через бюджет ока¬зывается влияние на инфляцию, на курсовую политику, на Экономический рост, инвестиционную привлекательность страны. Поэтому бюджет создаёт условия для того, чтобы прогнозы, которые закладываются на следующий год, были осуществлены.
Идеология бюджета 2012-2014 гг. направлена на то, чтобы обеспечить планируемые темпы роста экономики на следующий год, снизить инфляцию, обеспечить стабиль¬ность курсовой политики, а также решить задачи в области социальной сферы и экономической политики.
СМОЛЕНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Доклад по предмету
Бюджетная система РФ
на тему:
Бюджетная система РФ. Особенности формирования на 2012 г. и плановый период 2013-2014гг.
Выполнила
студентка гр. 311/09
Гасанова Рамила
Смоленск
2012
Бюджетная система РФ. Особенности формирования на 2012 г. и плановый период 2013-2014гг.
Бюджет является одним из основных инструментов макроэкономической политики. Через бюджет оказывается влияние на инфляцию, на курсовую политику, на Экономический рост, инвестиционную привлекательность страны. Поэтому бюджет создаёт условия для того, чтобы прогнозы, которые закладываются на следующий год, были осуществлены.
Идеология бюджета 2012-2014 гг.
направлена на то, чтобы обеспечить
планируемые темпы роста
В принятом федеральном бюджете на 2012 г. и плановый период 2013—2014 гг. доходы планируются в сумме 11779,9 млрд. руб., расходы — в сумме 12656,4 млрд. руб., дефицит — в размере 876,6 млрд. руб., или 1,5% ВВП. (см. приложение 1).
Бюджетом на 3 года предусмотрено постепенное сокращение дефицита бюджета с 1,5% ВВП в 2012 г. до 0,7% — в 2014 г., а на 2015 г. планируется выход на бездефицитный бюджет.
Постепенно будет сокращаться размер и нефтегазового дефицита. То есть дефицит бюджета, в случае, если доходы от нефтегазового сектора к нам бы не поступали.
Если в 2012 г. размер нефтегазового дефицита будет составлять 11% ВВП, то в 2014 г. этот показатель снизится до 9,1% ВВП. Конечно, это больше, чем параметры нефтегазового дефицита в докризисный период. В структуре доходов из года в год растёт доля доходов, получаемых от нефтегазового сектора. Это связано, в первую очередь, с ростом экономики, которая обслуживает именно нефтегазовое направление, а также с повышением базы налогообложения, которая поступает от этого сектора.
В настоящее время повысилась собираемость налогов, в первую очередь, основного налога — налога на добавленную стоимость, в связи с расширением налогооблагаемой базы НДСс44до47% ВВП. Это очень важно, потому что усилия налоговых органов, направленные на повышение администрирования этого налога и других доходов, дают нам существенное добавление к бюджету.
В реальном выражении объём доходов ещё не восстановился по сравнению с докризисным периодом. Уровень доходов в реальном выражении в 2012 г. составляет 95% от уровня доходов, который сложился в 2008 г. Этот показатель можно будет превысить, по оценкам, лишь в 2014 г., когда он достигнет 102,6% в реальном выражении по сравнению с показателями 2008-го докризисного года.
В то же время расходы федерального бюджета превышают в реальном выражении параметры докризисного 2008 г., и в 2012 г. будут на 25% выше, чем в докризисном году. Это связано, в первую очередь, с теми программами, реализация которых приводит к дополнительным расходным обязательствам. В первую очередь, это увеличение трансфертов Пенсионному фонду РФ в связи с ростом пенсионного обеспечения, рост расходов на перевооружение армии и повышение денежного довольствия военнослужащим, предусмотренные в бюджете.
Если в докризисный период большие средства, поступающие от внешнеэкономической конъюнктуры, направлялись на сбережения в Резервный фонд, в Фонд национального благосостояния, то в период кризиса пришлось, наоборот, тратить накопленные ранее резервные средства на увеличившиеся расходные обязательства. И поэтому зависимость от поступлений доходов от нефти и газа увеличилась. Но, тем не менее, зависимость бюджета от конъюнктурных доходов в трехлетнем периоде будет сокращаться.
Какая динамика поступлений в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния планируется? Общий размер Резервного фонда составлял до кризиса примерно 9,8% ВВП, общая сумма его была более 4 000 млрд. руб. Ожидаем, что на начало 2012 г. объём Резервного фонда составит 1 673 млрд. руб., или 3,1% ВВП.
За 2012 г. планируется существенно пополнить Резервный фонд и довести его объём к концу этого года до 2 235 млрд. руб. Необходимость в этом обусловлена тем, что в период кризиса, в период изменения цен существуют определённые риски волатильности цен на нефть, газ. Резервный фонд уже помог обеспечить финансовыми ресурсами наши расходные обязательства. Если другие страны в период кризиса сокращали расходы, то мы в период кризиса не только не сократили, но и нарастили их.
Объём Фонда национального благосостояния в ближайшие годы практически не изменится и составит к концу 2012 г. около 2 600 млрд. руб., или 4,5% ВВП.
Общий объём Резервного фонда и Фонда национального благосостояния снизился за период с начала кризиса 2008-2009 гг. Если на конец 2008 г. общий размер Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составлял 16,1% ВВП, то сегодня этот показатель более чем в два раза меньше — всего 6,7% ВВП.
Такая политика сохранения
избыточных доходов, доходов, которые
получены от внешнеэкономической
Налоги - это один из элементов нашей экономической политики. И вопрос изменения налогового бремени зависит во многом от целого ряда ключевых экономических, бюджетных решений, поскольку налоги являются основным инструментом финансирования государственных нужд, государственных расходов, которые принимаются государством.
За последние 5-6лет расходные обязательства примерно увеличились на 7% ВВП. В этот период нам сопутствовала благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Сейчас объем расходов составляет порядка 39% ВВП. За последние голы налоги не увеличивались, а наоборот, в период кризиса 2008-2009 гг. были понижены. По мнению Министерства финансов, увеличение налогов — это крайний случай, который может рассматриваться лишь в экстраординарных ситуациях.
Поэтому в рамках трехлетнего бюджетного плана увеличение налогового бремени не предусматривается, несмотря на то что приняты существенные решения в области поддержки отдельных социальных категорий граждан, в области повышения зарплат и денежного довольствия.
Потребность в увеличении расходов в области инфраструктурных мероприятий и повышении социальной обеспеченности отдельных категорий граждан возникает постоянно. Конечно, налоги — это один из главных инструментов решения расходных проблем бюджета, но не единственный.
Можно увеличивать заимствования для финансирования бюджета, можно изыскивать внутренние резервы, оптимально перераспределяя те расходы и обязательства, которые уже приняты государством.
Что касается объёма госдолга то по сравнению с другими странами в Российской Федерации он незначителен. На конец 2011 г. ожидается объём государственного долга в размере 10,7% ВВП. а на конец 2012 г. - 13,2% ВВП. Но, учитывая поставленную задачу по ограничению дефицита бюджета, по ограничению заимствований, в ближайшие годы наращивание государственного долга высокими темпами не планируется. И на конец 2014 г. намечено получить государственный долг в размере 15,7% ВВП.
И хотя государственный долг у Российской Федерации небольшой, объём долга корпоративного сектора значительный. На конец 2011 г. объём корпоративного внешнего долга у нас составляет порядка 474 млрд. дол., или примерно 25% ВВП. Объём консолидированного внешнего долга (корпоративный долг вместе с государственным) составит чуть меньше 30%.
Структура расходов федерального бюджета меняется. Инфраструктурным расходам - наш приоритет, среди которых — расходы на дорожное хозяйство. В 2012 г. заработает система дорожных фондов. Только за счёт региональных бюджетов будет вложено в дорожное хозяйство 542 млрд. руб.. что выше примерно на 61 млрд. руб. к уровню 2011 г. Кроме того, за счёт федерального бюджета на реконструкцию автомобильных дорог будет направлено 212 млрд. руб., а на содержание и ремонт дорог федерального значения — 126 млрд. руб. В ближайшие годы будет обеспечен стопроцентный норматив расходов на содержание автомобильных дорог федерального значения.
В числе приоритетных расходов — финансирование мероприятий по модернизации и технологическому развитию экономики. В первую очередь, средства пойдут на такие направления, как космос и телекоммуникации, ядерные технологии и стратегические компьютерные технологии. На эти цели будет направлено 235 млрд. руб.. что на 27% больше, чем в 2011 г.
Растут также расходы
и на социальную сферу. На 21,5% увеличивается
поддержка государственных
Будут проиндексированы все пособия, включая стипендии. Получат прибавку пенсионеры, средний размер трудовой пенсии превысит 9 тыс. руб. Будет повышена заработная плата врачей и учителей, увеличен с 365,7 до 387.6 тыс. руб. размер материнского капитала. Предусмотрены средства на выплату подъёмных сельским медикам, на льготную ипотеку для учителей.
Значительные средства выделяются на обновление материально-технической базы больниц и поликлиник, на создание дополнительных мест в детских садах и оснащение их мебелью, сантехникой, инвентарём, оборудованием для развивающих игр.
На 21% возрастают расходы на национальную оборону в связи с реформированием армии и повышением денежного довольствия, на 46% вырастут расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в связи с тем, что в 2012 г. повышается денежное довольствие военнослужащим Министерства обороны и сотрудникам МВД.
Заключение
По итогам 2011 г. ожидается профицит федерального бюджета. Все дополнительные доходы, полученные в этом году, пойдут на сокращение заимствований в 2012 г., а нефтегазовые доходы — на увеличение резервов. Исполнение региональных бюджетов ожидалось с дефицитом порядка 46 млрд. руб., но в конце 2011 г. оказалось, что субъекты РФ в этом году были более успешны с точки зрения исполнения доходной части бюджетов. Ожидается, что дополнительные доходы субъектов РФ составят около 200-220 млрд. руб. Сейчас работа по формированию бюджетов субъектов Федерации в самом разгаре, и самое время напомнить, что дополнительные доходы, которые получены в 2011 г., надо не потратить на текущие нужды, не принимать новые обязательства, а сохранить, чтобы 2012 г. мог пройти более стабильно, поскольку не ясно, какая ситуация сложится в этом году, какие изменения макроэкономической ситуации могут произойти в будущем году. Если дополнительные доходы 2011 г. не будут направлены на расходы, а будут сохранены, то исполнение в 2012 г. региональных бюджетов пройдет устойчиво.
Главная задача бюджетной системы страны — обеспечить долгосрочную макроэкономическую стабильность и выполнение приоритетных задач, которые стоят сегодня перед страной.
Список литературы:
Приложение 1.