Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы …………………………………………………………………………. 4
1.1 Понятие бюджетной системы и его принципы …………………………… 4
1.2 Бюджетное устройство ……………………………………………………...10
Глава 2. Классификация доходов и расходов бюджета бюджетной системы РФ ……………………………………………………………………..13
2.1 Общие положения бюджетных доходов …………………………………..13
2.2 Общие положения бюджетных расходов ………………………………….19
2.3 Бюджетная классификация РФ …………………………………………….26
Заключение ……………………………………………………………………..30
Список литературы ……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

kursovik.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

Расходы бюджета  делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов представляют часть  расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность. В состав капитальных расходов включаются: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований; другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных  расходов бюджетов может быть сформирован  бюджет Развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Порядок формирования и использования бюджета Развития определяется федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Порядок согласования распределения  и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ определяется Правительством РФ.

Статья 69 Бюджетного кодекса определила исчерпывающий перечень форм осуществления расходов бюджетов. К ним относятся:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • средства на оплату товаров, производимых на основе гражданско-правовых договоров между органами власти, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой.

Третьей формой расходов названы трансферты, которые в  свою очередь состоят из следующих ассигнований:

  • на реализацию муниципалитетами обязательных выплат населению на условиях, определенных федеральным и региональным законодательством, а также правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • на осуществление отдельных государственных полномочий, делегируемых на нижестоящие органы власти;
  • на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов.

В содержательном плане  трансферты представляют собой бюджетные  средства, предназначенные для обеспечения  обязательных выплат населению, в том числе на пенсии, стипендии, пособия, компенсации, другие социальные выплаты в соответствии с законодательными актами федерального, регионального и муниципального уровней. В категорию бюджетных расходов также включены:

  • бюджетные кредиты юридическим лицам, включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей;
  • субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
  • инвестиции из бюджетов в уставные капиталы юридических лиц;
  • средства в виде дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней, а также внебюджетным фондам;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства, связанные с отношениями кредита, предназначенные для погашения процентов по долгам, осуществления других расходов по обслуживанию и погашению долговых обязательств, в том числе долговых обязательств, возникших вследствие применения института гарантии по обеспечению долговых обязательств других субъектов.

Что касается расходов бюджетных  учреждений, то Бюджетный кодекс определил  закрытый перечень целей, на которые разрешено данным субъектам использовать бюджетные средства. Расходование бюджетных средств на другие цели запрещено. Конкретно бюджетные учреждения вправе расходовать средства государства или муниципальных образований только на оплату труда персонала, начисление страховых взносов во внебюджетные фонды, выделяемые на фонд оплаты труда. Они также вправе выплачивать командировочные расходы и иные компенсационные выплаты работникам. В случаях, указанных законодательством, бюджетные учреждения обязаны производить расходы из бюджетных средств на выплату трансфертов населению.

Одной из форм бюджетных  расходов выступает бюджетный кредит, под которым в ст. 76 Бюджетного кодекса понимаются налоговые кредиты. Возврат средств в бюджет в случае предоставления бюджетного кредита и уплата процентов за его пользование приравниваются к обязательным платежам в бюджет. В кодексе определена обязанность исполнительных органов власти либо уполномоченных ими структур вести соответствующий реестр получателей бюджетных кредитов.

В плане обеспечения  инвестиционной деятельности Бюджетный  кодекс  предусматривает выделение  субсидий и субвенций хозяйствующим  субъектам, в том числе индивидуальным гражданам-предпринимателям. Субсидии и субвенции выделяются строго в соответствии с определенными целевыми программами и законодательством соответствующего уровня на условиях и в порядке, установленными законами о бюджете того или иного уровня. В случае использования субсидий и субвенций не по назначению или их не использования они подлежат возврату в бюджет соответствующего уровня. Унитарным предприятиям и бюджетным учреждениям субсидии и субвенции не предоставляются.

Ряд расходов подлежит финансированию исключительно из федерального бюджета. Их перечень определен на основе конституционного механизма разграничения полномочий между российской Федерацией и ее субъектами и нацелен на обеспечение закрепленных за федеральным центром задач.

К расходам федерального бюджета относятся расходы на обеспечение деятельности федеральных органов власти, в том числе: Президента РФ, Федерального собрания, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти, включая их территориальные структуры, а также финансирование учреждений, находящихся в федеральной собственности. В эту категорию входят расходы на федеральную судебную систему, оборону и обеспечение безопасности, финансирование фундаментальных научных исследований, финансовое обеспечение межгосударственных интересов, в том числе на международное сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, и др. Финансированию из федерального бюджета подлежат расходы на организацию выборов и проведение референдумов Российской Федерации.

Часть средств  из расходов федерального бюджета разрешено  использовать на формирование федеральной собственности, обеспечение федеральной инвестиционной программы. К категории расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, также относятся расходы на государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики, на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий общероссийского масштаба.

За счет расходов федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ подлежат денежному обеспечению компендии государственным внебюджетным фондам для выплаты государственных пенсий, пособий, других социальных выплат к числу расходов федерального бюджета Бюджетный кодекс отнес также денежные средства, изымаемые в пользу нижестоящих бюджетов. В эту категорию расходов включены средства, передаваемые в порядке обеспечения реализации решений федеральных органов власти, следствием чего стало увеличение расходов нижестоящих бюджетов или уменьшение их доходов. Помимо этого к расходам федерального бюджета отнесены денежные средства, передаваемые в нижестоящие бюджеты в режиме обеспечения осуществления отдельных полномочий, делегируемых на другие уровни власти. Кроме того, в системе расходов федерального бюджета названы денежные средства, передаваемые в нижестоящие бюджеты в режиме финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В соответствии с механизмом распределения полномочий, определенным Конституцией РФ, в исключительное ведение бюджетов субъектов РФ переданы расходы на финансирование органов власти субъектов РФ, проведение выборов и референдумов на уровне субъектов РФ, финансовое обеспечение международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, а также их средств массовой информации.

Финансированию  из бюджетов субъектов РФ подлежат и расходы на формирование государственной собственности субъектов РФ, обеспечение региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, относящихся к ведению региональных органов власти, а также обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ.

Субъектам РФ также предписывается включать в  систему своих бюджетных расходов средства, предназначенные для передачи в муниципальные бюджеты. Речь идет о финансовой помощи муниципальным бюджетам, финансовом обеспечении делегируемых муниципалитетам  государственных полномочий, компенсаций дополнительных расходов или уменьшенных доходов, если это произошло вследствие решений, принятых органами власти регионального уровня. Бюджетным кодексом допускаются иные виды расходов, если они связаны с обеспечением деятельности органов власти субъектов РФ.

Из экономического блока  расходов местных бюджетов следует  назвать расходы на формирование муниципальной собственности и  управление этим имуществом, организацию  транспортного обслуживания населения, финансирование целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления, обслуживание и погашение муниципального долга.

К социальным расходам муниципалитетов  относятся расходы на финансирование учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта. Бюджетным кодексом предусмотрен и такой вид муниципальных расходов, как целевое дотирование населения. Большие затраты несут муниципалитеты на организацию и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства, которые согласно БК РФ финансируются исключительно из расходов местных бюджетов.

В обязанности муниципальных  органов власти включены также расходы на охрану окружающей среды, благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований, затраты на утилизацию и переработку бытовых отходов. В перечень расходов муниципального уровня могут включаться и иные расходы по решению представительных органов власти. Общим ограничением перечня расходов муниципального уровня служит бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ содержит подробный перечень расходов, подлежащих совместному финансированию из бюджетов всех уровней, который сформирован на основе принципа, закрепляющего совместное решение ряда важных вопросов с участием всех уровней власти.

В первый блок этих расходов включены расходы экономического характера. К ним относятся расходы, осуществляемые в режиме государственной поддержки отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, предприятий связи дорожного хозяйства, а также метрополитены. Заботой всех органов власти всех уровней, обеспечиваемой расходами соответствующих бюджетов, является решение одной из определяющих проблем рыночной экономики – развитие рыночной инфраструктуры. В расходы бюджетов всех уровней включены также вопросы финансирования воспроизводства природных ресурсов.

Второй блок расходов, покрываемых из бюджетов всех уровней, предназначен для финансирования целей административного характера. В их число входит финансирование правоохранительной деятельности, обеспечение противопожарной безопасности, охраны окружающей среды, охраны природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности. В число совместно финансируемых расходов входит обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба.

 

 

 

2.3 Бюджетная классификация Российской Федерации

1. Бюджетная классификация  Российской Федерации является  группировкой доходов, расходов  и источников финансирования  дефицитов бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Определение принципов  назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная классификация  в части классификации доходов  бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

 Законодательные (представительные) органы субъектов Российской  Федерации и органы местного  самоуправления при утверждении  бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

 Ведомственная классификация  расходов федерального бюджета,  классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации используются при составлении, утверждении и исполнении федерального бюджета.

 Ведомственная классификация бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

 Ведомственная классификация  местных бюджетов утверждается  решениями соответствующих органов  местного самоуправления.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации