Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:59, контрольная работа

Описание

Бюджетный процесс — регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению го­сударственного и местных бюджетов (в федеративных государствах и бюджетов членов федерации). Он охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности — составление проекта бюджета; его рассмотрение и утверждение законодательными органами; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении и утверждение отчета парламентом. Все стадии бюджетного процесса регулируются правовыми предписаниями и имеют одинаково важное значение. Особенности бюджетного процесса, включая бюджетные полномочия его субъектов, определяются главным образом формой правления и формой государственного устройства тех или иных государств. Продолжительность бюджетного процесса различна: до двух лет и более — в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета — свыше трех лет.

Содержание

1. Бюджетный процесс и его основные стадии.
2. Налоговые поступления бюджета.
Список использованной литературы:

Работа состоит из  1 файл

бюджетные системы.docx

— 29.66 Кб (Скачать документ)

     В других странах при возникновении разногласий по бюджету между законодательным органом и правительством может быть поставлен вопрос о доверии правительству и предоставлении ему "чрезвычайных полномочий" по финансовым вопросам, дающих право утвердить бюджет без парламента. В противном случае правительство, бюджет которого парламент отклонил, уходит в отставку. Глава правительства формирует новый кабинет министров, который составляет новый бюджет. Наконец, возможны роспуск законодательного органа и новые выборы. Тогда бюджет вторично рассматривается новым составом законодательного органа (данный вариант зависит от прочности положения правительства в стране).

     Если законодательный орган не успевает принять бюджет до нового года, правительство получает право производить расходы на установленный срок (в днях, неделях, месяцах) на уровне прошлого бюджета.

 

      Исполнение бюджета.

 

     Составление и исполнение бюджета — две стороны общего бюджетного процесса. Задачи, присущие составлению бюджета, получают дальнейшее развитие в период его исполнения. Они предусматривают: усиление работы по наиболее полному выявлению и использованию резервов для повышения темпов экономического роста, увеличения национального дохода и неденежных накоплений государства; мобилизацию денежных средств для обеспечения мероприятий по социально-экономическому развитию регионов; проведение эффективного контроля за правильным расходованием государственных средств.

     Данная стадия бюджетного процесса охватывает получение утвержденных доходов (главным образом — налогов) и осуществление бюджетных расходов, т.е. платежей в соответствии с выделенными ассигнованиями. Организация исполнения доходной части бюджета и контроль за его осуществлением возлагается на министерство финансов. Этот этап продолжается в течение года, который называется финансовым или бюджетным годом. Его временные границы в разных странах различны (в Великобритании, Канаде и Японии с 1 апреля до 31 марта, во Франции, Италии и Германии с 1 января по 31 декабря).

     Важным элементом третьей стадии является кассовое исполнение бюджета — организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при банковской — на банки и их учреждения, при смешанной — на казначейские кассы и банки.

     В начале века кассовое исполнение бюджета осуществляло казначейство. С развитием кредитной системы, различных банковских учреждений кассовое исполнение бюджета во многих странах было возложено на банки, а в ряде стран (например, в Японии, Великобритании) — на центральный банк (Банк Японии, Банк Англии), в США — на банки федеральной резервной системы. Однако во Франции продолжает действовать казначейская система, при которой собранные средства перечисля­ются на счет правительства в Банк Франции. В Германии на уровне федерации и земель применяется банковская система кассового обслуживания бюджета, на уровне общин — казначейская.

     В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные на территории страны доходы поступают на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами. Центральный банк выступает кассиром правительства. Единство кассы дает возможность сосредоточить средства каждого бюджета в одном центре, создавая таким образом необходимые условия для планомерного распоряжения ими соответствующим органом государственного управления, исходя из общих задач и с учетом его финансовых возможностей. Концентрация бюджетных ресурсов в банке способствует также укреплению денежного обращения, поскольку исключает возможность распыления денежных средств по многочисленным каналам и облегчает маневрирование этими средствами.

     Выполнение банком функций кассового исполнения бюджета означает по существу разграничение функций распоряжения бюджетными средствами, выполняемых финансовыми и другими органами, и функций хранения и выдачи этих средств, что несомненно, усиливает финансовый контроль за правильностью их расходования.

     Организация исполнения расходной части бюджета также возложена на министерство финансов. Однако непосредственными исполнителями выступают министерства и ведомства, составляющие соответствующие сметы расходов. Важное значение при исполнении бюджета имеет специализация кредитов, т.е. использование средств в соответствии с определенными в бюджете целями и размерами. Перенос расходов из одной статьи в другую должен санкционироваться законодательным органом, утверждающим бюджет. В последнее время министры финансов многих стран (кроме США) получили широкие полномочия в области государственного бюджета. Так, в ФРГ министр финансов пользуется правом урезать квотированные бундестагом расходы, изменять утвержденные бюджетные разрешения, переносить ассигнованные по бюджету суммы на следующий год. В Великобритании канцлер казначейства имеет право наложить вето на вотированные парламентом расходы, если ведомство имеет превышение штатного расписания или нарушение в расходах на капиталовложения.

     За разассигнование кредитов и их расходование по назначению отвечают распорядители кредитов. По объему предоставляемых им прав они подразделяются на главных распорядителей кредитов, распорядителей кредитов I, II степеней и т.д. Главным распорядителем кредитов является министр финансов; распорядителями кредитов I степени — министры, руководители ведомств, II — начальники управления отдельных правительственных учреждений.

     После окончания финансового года начинается последний этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета министерством финансов и утверждение его парламентом.

     На этом заканчивается общий цикл бюджетного процесса.

 

  1. Налоговые поступления бюджета.

 

     Отнесение тех или иных источников к доходам бюджетов различных уровней осуществлено Законом Украины “О бюджетной системе Украины”.

Основным источником поступлений  в Государственный бюджет Украины  служат налоги.

     Основные принципы формирования системы налогообложения, перечень общегосударственных и местных налогов и сборов, а также права и обязанности налогоплательщиков определены в принятом Верховной Радой Украины Законе от 18.02.97 № 77/97-ВР "О системе налогообложения".

     Налоги, сборы и иные обязательные платежи, которые взимаются в Украине, делятся на общегосударственные и местные.

     Законом Украины "О системе налогообложения" предусмотрено взимание 24 общегосударственных и 16 местных налогов, сборов и обязательных платежей.

     К общегосударственным налогам и сборам относятся:

·         налог  на добавленную стоимость;

·         акцизный сбор;

·         налог  на прибыль предприятий;

·         налог  на доходы физических лиц;

·         таможенная пошлина;

·         государственная  пошлина;

·         налог  на недвижимое имущество (недвижимость);

·         плата  за землю;

·         рентные  платежи;

·         налог  с владельцев транспортных средств и прочих самоходных машин и механизмов;

·         налог  на промысел;

·         сбор за геологоразведывательные  работы, выполненные за счет государственного бюджета;

·         сбор за специальное  использование природных ресурсов;

·         сбор за загрязнение  окружающей природной среды;

·         сбор в  Фонд для осуществления мероприятий  по ликвидации последствий Чернобыльской  катастрофы и социальной защиты населения;

·         сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

·         сбор в  Государственный инновационный  фонд;

·         плата  за торговый патент на отдельные виды предпринимательской деятельности;

·         фиксированный  сельскохозяйственный налог;

·         сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

·         единый сбор, который взимается в пунктах  пропуска через государственную  границу Украины;

·         сбор за использование  радиочастотного ресурса Украины;

·         сборы  в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (начальный, регулярный, специальный).

·         Так, согласно ст.11 Закона Украины “О бюджетной  системе Украины” доходы государственного бюджета Украины формируются за счет:

·         части  налога на добавленную стоимость, которая  определяется Законом о Государственном  бюджете Украины на следующий  год;

·         части  акцизного сбора, которая определяется Законом о Государственном бюджете  Украины на следующий год;

·         налога на прибыль предприятий и организаций  всех форм собственности (кроме коммунальной) и подчинения в размере, который  равен 30 процентам от ставки, предусмотренной  законодательством для соответствующей  категории плательщиков; платы за землю, равной 30% от ставки, предусмотренной  законодательством Украины;

·         поступлений  от внешнеэкономической деятельности;

·         части  доходов от приватизации государственного имущества, которое находится в  общегосударственной собственности, в размере определяемом Законом о Государственном бюджете Украины на следующий год;

·         поступлений  от реализации государственного имущества, которое находится в общегосударственной  собственности; арендной платы за аренду имущества целостных имущественных  комплексов, которые находятся в  общегосударственной собственности;

·         взносов  в Пенсионный фонд Украины;

·         взносов  в Фонд для осуществления мероприятий но ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения; взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;

·         взносов  в иные общегосударственные целевые  фонды, создание которых предусмотрено  законодательством Украины;

·         поступлений  от внутренних займов;

·         превышение доходов над расходами Национального  банка Украины;

·         дивидендов, полученных от акций и иных ценных бумаг, которые принадлежат государству  в акционерных хозяйственных  товариществах, созданных с участием предприятий общегосударственной  собственности;

·         платы  за специальное использование природных  ресурсов;

·         иных доходов, установленных законодательством  Украины и отнесенных к доходам  Государственного бюджета Украины.

     Закрепление доходов местных бюджетов различных уровней также осуществлено соответствующими статьями указанного выше закона.

Бюджетно-правовыми нормами осуществляется регулирование предоставления средств  из общегосударственных источников доходов, которые закреплены за бюджетами  высших уровней, бюджетам нижестоящих  уровней с целью сбалансирования  их на уровне, необходимом для выполнения планов экономического и социального  развития конкретной территории.

Список использованной литературы:

 

  1. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О системе налогообложения»», №793/97 от 30.12.97
  2. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий»», №283/97 от 25.05.97
  3. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость»», №208/98 от 24.03.98
  4. Гредчина М.В. «Налоговая система Украины», К., 2000г.
  5. Ляшенко Ю.Г. «Податкова дiяльнiсть держави в умовах ринковой трансформацii економiки», Фiнанси Украiни №12,1999г.
  6. Ракитина В. «Реформирование налоговой системы», Главбух, №08,2000
  7. Симоненко В. «Совершенствование финансово-экономической базы бюджетов Украины», Экономика Украины, №3,2000 г.
  8. Юрченко В.В. «Налоговая реформа - необходимое условие развития Украины», Главбух, №07,2000

Информация о работе Бюджетная система