Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:44, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса и последовательная характеристика этапов бюджетного процесса.

Содержание

Введение 2
1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС, ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ 3
1.1. Понятие и принципы бюджетного процесса 3
1.2. Участники бюджетного процесса и их полномочия 5
1.3. Характеристика этапов бюджетного процесса 7
2. ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ 20
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Работа состоит из  1 файл

начинка бюджетная система.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом России.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передаётся  в согласительную комиссию. В согласительную комиссию обязательно включается представитель Президента РФ.

Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непринятия Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Государственная Дума может принять закон о финансировании расходов из федерального бюджета в перовом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В частности, в случае изменения финансирования по сравнению с утверждённым федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трёх чтениях в течение 15 дней.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство Российской Федерации имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.

3.                  Стадия исполнения бюджета

Практически бюджет исполняется специальными субъектами – участниками бюджетных правоотношений, которые называются:

                  главный распорядитель бюджетных средств;

                  распорядитель бюджетных средств;

                  получатели бюджетных средств.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета – орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской федерации, средств местного бюджета.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Исполнить бюджет значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

Правительство Российской Федерации по согласованию с правительствами республик в составе России и органами исполнительной власти других национально-государственных и административно-территориальных образований устанавливают порядок исполнения бюджетов. Исполнение бюджета обеспечивает в установленном порядке министерство финансов России, вся система органов управления финансами Российской Федерации. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учётом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.

В настоящее время в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Таким образом, на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Кроме того, указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счёт бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Оно также ведёт сводный реестр получателей средств федерального бюджета.[6]

По федеральному бюджету в соответствии с новым Бюджетным кодексом будет учреждена Главная книга казначейства, [7]где будут регистрироваться все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета.

Главная книга казначейства ведётся на основе плана счетов, утверждаемого федеральным казначейством. Записи в Главной книге казначейства осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения федерального бюджета, и данные этой книги являются основой для формирования отчётов об исполнении федерального бюджета.      

Необходимым документом для исполнения бюджета является бюджетная роспись. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов России и утверждается им в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете.

Она предусматривает поступление и расходование бюджетных средств календарно поквартально таким образом, чтобы поступающие в определённые промежутки доходы смогли покрывать предстоящие в данные промежутки времени расходы. Утверждённая сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составленная в полном соответствии с Законом о бюджетной классификации, передаётся на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счётную палату Российской Федерации.

Бюджетная роспись – обязательный документ для практического исполнения бюджета и для субъектов Федерации, и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Все бюджетные изменения, связанные с его исполнением, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.

Завершается работа по исполнению бюджета, и это касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают своё действие также 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтверждённые бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета.

После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счёте федерального бюджета подлежит учёту в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.

4.                  Отчёт об исполнении бюджета

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчёта об исполнении бюджета. Отчёты об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год составляет министерство финансов Российской Федерации и представляет их в Правительство России.

Отчёт об исполнении бюджета составляется финансовыми органами на основании ведущегося ими через органы казначейства учёта исполнения бюджета и отчётов учреждений и организаций, кредитных учреждений, участвующих в исполнении бюджета.

Отчёт об исполнении бюджетов рассматриваются субъектами Федерации и органами местного самоуправления в следующие сроки:

                  представительными органами власти республик не позднее 1 мая года, следующего за отчётным;

                  районными и городскими представительными органами власти не позднее 1 апреля года, следующим за отчётным;

                  представительными органами местного самоуправления не позднее марта года, следующего за отчётным.

Конкретные сроки и формы представленных отчётов определяются Министерством финансов РФ и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

В случае принятия решения об исполнении или отклонении проекта бюджета и отчёта об его исполнении в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

Отчёты по бюджету публикуются в течение года в специальных статистических сборниках. 

 


2.                  ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Ключевая проблема межбюджетных отношений - незавершенность децентрализации бюджетной системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами, установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная часть их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр. Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование при одновременном поддержании конкурентной среды, жёстких бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета.

Существует также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета.

До сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой экономики. Страховые взносы во внебюджетные фонды в размере 34%, по международным нормам, чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям.

Ещё одна немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений.


Заключение

 

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

В основе бюджетного процесса лежат определенные, присущие только  бюджетному процессу принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

В процессе данной деятельности общественные отношения регулируются нормами бюджетного права и являются бюджетными правоотношениями. Субъекты данных правоотношений - органы государственной власти, местного самоуправления и иные субъекты. Бюджетные полномочия законодательных органов включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.

Информация о работе Бюджетная система