Бюджетная система – это
главное звено финансовой системы
государства, является составляющей частью
бюджетного устройства.
Бюджетная система – это совокупность бюджетов
государств, административно-территориальных
образований, государственных учреждений
и фондов, которые самостоятельны в бюджетном
отношении. Она основана на правовых нормах,
экономических отношениях и государственном
устройстве. Бюджетная система – это совокупность
всех бюджетов, которые существуют в стране
Построение бюджетной
системы зависит от формы административного
и государственного устройства страны.
Все государства подразделяются,
в зависимости от степени распределения
власти между центром и административно-
территориальными образованиями на: унитарные,
федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство – форма государственного
устройства, при котором административно-территориальные
образования не имеют собственной государственности
и автономии.
Бюджетная система унитарного
государства состоит из государственного
и местных бюджетов.
Федеративное
государство – это система государственного
устройства, при которой государственные
образования или административно-территориальные
образования, входящие в государство,
политически самостоятельны в рамках
компетенций, распределенных между центром
и ними, и имеют собственную государственность.
Бюджетная система федеративного государства
состоит из федеративного бюджета, бюджета
членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное
государство – это постоянный союз суверенных
государств, преследующий достижение
политических или военных целей. Его бюджет
формируется из взносов, входящих в конфедерацию.
У государств-членов конфедерации существуют
свои бюджетные и налоговые системы.
Бюджетная система состоит
из бюджетов следующих уровней (ст.
10 Бюджетного кодекса РФ):
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
а) бюджеты муниципальных районов,
бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских
муниципальных образований городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга;
б) бюджеты городских и сельских поселений.
Доходы федерального
бюджета
В федеральный бюджет зачисляются
налоговые доходы от следующих федеральных
налогов и сборов:
- налога на прибыль организаций;
- налога на прибыль организаций;
- налога на добавленную стоимость;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;
- акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого;
- акцизов на спиртосодержащую продукцию;
- акцизов на табачную продукцию;
- акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо;
- акцизов на легковые автомобили и мотоциклы;
- акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;
- налога на добычу полезных ископаемых;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- водного налога;
- единого социального налога;
- государственной пошлины и др.
Неналоговые доходы федерального
бюджета формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;
- сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- таможенных пошлин и таможенных сборов;
- платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;
- платы за пользование водными объектами;
- платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- консульских сборов;
- патентных пошлин;
- платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и др.
Доходы бюджетов
субъектов РФ
В бюджеты субъектов РФ
подлежат зачислению налоговые доходы
от следующих региональных налогов:
- налога на имущество организаций;
- налога на игорный бизнес;
- транспортного налога.
В бюджеты субъектов РФ
подлежат зачислению налоговые доходы
от следующих федеральных налогов
и сборов:
- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ;
- налога на доходы физических лиц;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;
- акцизов на спиртосодержащую продукцию;
- акцизов на алкогольную продукцию;
- акцизов на пиво;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;
- налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
- налога на добычу полезных ископаемых;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- сбора за пользование объектами животного мира;
- единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- единого сельскохозяйственного налога.
Зачисление в бюджеты
субъектов РФ налоговых доходов
от уплаты акцизов на алкогольную
продукцию:
- 20 % указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта РФ по месту производства алкогольной продукции;
- 80 % указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов РФ.
Неналоговые доходы бюджетов
субъектов РФ формируются за счет:
- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и сборов;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню;
- сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта.
В бюджеты субъектов РФ
городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга подлежит зачислению
80 % платы за негативное воздействие на
окружающую среду.
Законодательные органы субъектов
РФ вводят региональные налоги и сборы,
устанавливают размеры ставок по
ним и предоставляют налоговые
льготы в пределах прав, предоставленных
налоговым законодательством РФ.
Доходы местных
бюджетов
В бюджеты поселений зачисляются
налоговые доходы от следующих налогов:
- от местных налогов:
а) земельного налога;
б) налога на имущество физических лиц;
- от федеральных налогов и сборов:
а) налога на доходы физических
лиц;
б) единого сельскохозяйственного налога;
- от федеральных и региональных налогов и сборов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом;
- в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии с Бюджетным кодексом.
В бюджеты муниципальных
районов подлежат зачислению налоговые
доходы от:
- местных налогов:
а) земельного налога, взимаемого
на межселенных территориях;
б) налога на имущество физических лиц,
взимаемого на межселенных территориях;
- федеральных налогов и сборов:
а) налога на доходы физических
лиц;
б) единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности;
в) единого сельскохозяйственного налога;
г) государственной пошлины.
Неналоговые доходы местных
бюджетов формируются за счет части
прибыли муниципальных унитарных
предприятий, остающейся после уплаты
налогов и иных обязательных платежей,
в размерах, устанавливаемых правовыми
актами органов местного самоуправления.
В бюджеты муниципальных
районов и бюджеты городских
округов подлежит зачислению плата
за негативное воздействие на окружающую
среду.
В бюджеты городских округов
и муниципальных районов подлежат
зачислению сборы за выдачу лицензий
на розничную продажу алкогольной
продукции, выдаваемых органами местного
самоуправления.
В бюджеты поселений, городских
округов до разграничения государственной
собственности на землю поступают
доходы от продажи и передачи в
аренду находящихся в государственной
собственности земельных участков,
расположенных в границах поселений,
городских округов и предназначенных
для целей жилищного строительства.
Классификация источников
финансирования дефицитов бюджетов
Код классификации источников
финансирования дефицитов бюджетов состоит
из:
- кода главного администратора таких источников;
- кода группы, подгруппы, статьи и вида источника;
- кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к этим источникам.
Перечень главных администраторов
утверждается законом (решением) о соответствующем
бюджете. Едиными для бюджетов бюджетной
системы РФ группами и подгруппами
таких источников являются:
1. источники внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов:
- государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;
- кредиты кредитных организаций в валюте РФ;
- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;
- кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
- иные источники внутреннего финансирования дефицитов;
2. источники внешнего
финансирования дефицитов бюджетов:
- государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
- кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
- кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
- иные источники внешнего финансирования дефицитов.
Перечень статей и видов
источников финансирования дефицитов
утверждается законом (решением) о соответствующем
бюджете при утверждении источников
финансирования дефицита бюджета.
Финансирование
дефицита местного бюджета
Для финансирования дефицита
местного бюджета можно использовать
только внутренние источники:
- разницу между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в рублях, и средствами, направленными на их погашение;
- разницу между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами банков в рублях;
- разницу между полученными и погашенными муниципальным образованием в рублях бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами;
- разницу между полученными в инвалюте от РФ и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего года;
- иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета:
а) поступления от продажи
акций и иных форм участия в
капитале, находящихся в собственности
муниципального образования;
б) курсовая разница по средствам местного
бюджета;
в) объем средств, направляемых на исполнение
гарантий муниципального образования
в рублях, если исполнение гарантом гарантий
ведет к возникновению права регрессного
требования гаранта к принципалу;
г) объем средств, направляемых на исполнение
гарантий муниципального образования
в инвалюте, предоставленных РФ в рамках
использования целевых иностранных кредитов,
если исполнение гарантом муниципальных
гарантий ведет к возникновению права
регрессного требования гаранта к принципалу;
д) объем средств, направляемых на погашение
иных долговых обязательств муниципального
образования в рублях;
е) разница между средствами, полученными
от возврата предоставленных из местного
бюджета юридическим лицам кредитов, и
суммой предоставленных из местного бюджета
юридическим лицам кредитов в рублях;
ж) разница между средствами, полученными
от возврата предоставленных из местного
бюджета другим бюджетам кредитов, и суммой
предоставленных из местного бюджета
другим бюджетам кредитов в рублях.