Бюджетная система – это 
главное звено финансовой системы 
государства, является составляющей частью 
бюджетного устройства.
Бюджетная система – это совокупность бюджетов 
государств, административно-территориальных 
образований, государственных учреждений 
и фондов, которые самостоятельны в бюджетном 
отношении. Она основана на правовых нормах, 
экономических отношениях и государственном 
устройстве. Бюджетная система – это совокупность 
всех бюджетов, которые существуют в стране
Построение бюджетной 
системы зависит от формы административного 
и государственного устройства страны. 
Все государства подразделяются, 
в зависимости от степени распределения 
власти между центром и административно- 
территориальными образованиями на: унитарные, 
федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство – форма государственного 
устройства, при котором административно-территориальные 
образования не имеют собственной государственности 
и автономии.
Бюджетная система унитарного 
государства состоит из государственного 
и местных бюджетов.
Федеративное 
государство – это система государственного 
устройства, при которой государственные 
образования или административно-территориальные 
образования, входящие в государство, 
политически самостоятельны в рамках 
компетенций, распределенных между центром 
и ними, и имеют собственную государственность. 
Бюджетная система федеративного государства 
состоит из федеративного бюджета, бюджета 
членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное 
государство – это постоянный союз суверенных 
государств, преследующий достижение 
политических или военных целей. Его бюджет 
формируется из взносов, входящих в конфедерацию. 
У государств-членов конфедерации существуют 
свои бюджетные и налоговые системы.
Бюджетная система состоит 
из бюджетов следующих уровней (ст. 
10 Бюджетного кодекса РФ):
  - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
 
  - бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
 
  - местные бюджеты, в том числе:
 
а) бюджеты муниципальных районов, 
бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских 
муниципальных образований городов федерального 
значения Москвы и Санкт-Петербурга; 
б) бюджеты городских и сельских поселений.
Доходы федерального 
бюджета
В федеральный бюджет зачисляются 
налоговые доходы от следующих федеральных 
налогов и сборов:
  - налога на прибыль организаций;
 
  - налога на прибыль организаций;
 
  - налога на добавленную стоимость;
 
  - акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;
 
  - акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого;
 
  - акцизов на спиртосодержащую продукцию;
 
  - акцизов на табачную продукцию;
 
  - акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо;
 
  - акцизов на легковые автомобили и мотоциклы;
 
  - акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ;
 
  - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;
 
  - налога на добычу полезных ископаемых;
 
  - регулярных платежей за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья;
 
  - регулярных платежей за добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции;
 
  - сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов;
 
  - водного налога;
 
  - единого социального налога;
 
  - государственной пошлины и др.
 
Неналоговые доходы федерального 
бюджета формируются за счет:
  - доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;
 
  - сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
 
  - таможенных пошлин и таможенных сборов;
 
  - платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;
 
  - платы за пользование водными объектами;
 
  - платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
 
  - платы за негативное воздействие на окружающую среду;
 
  - консульских сборов;
 
  - патентных пошлин;
 
  - платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и др.
 
Доходы бюджетов 
субъектов РФ
В бюджеты субъектов РФ 
подлежат зачислению налоговые доходы 
от следующих региональных налогов:
  - налога на имущество организаций;
 
  - налога на игорный бизнес;
 
  - транспортного налога.
 
В бюджеты субъектов РФ 
подлежат зачислению налоговые доходы 
от следующих федеральных налогов 
и сборов:
  - налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ;
 
  - налога на доходы физических лиц;
 
  - акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;
 
  - акцизов на спиртосодержащую продукцию;
 
  - акцизов на алкогольную продукцию;
 
  - акцизов на пиво;
 
  - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;
 
  - налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
 
  - налога на добычу полезных ископаемых;
 
  - сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов;
 
  - сбора за пользование объектами животного мира;
 
  - единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
 
  - единого сельскохозяйственного налога.
 
Зачисление в бюджеты 
субъектов РФ налоговых доходов 
от уплаты акцизов на алкогольную 
продукцию:
  - 20 % указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта РФ по месту производства алкогольной продукции;
 
  - 80 % указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов РФ.
 
Неналоговые доходы бюджетов 
субъектов РФ формируются за счет:
  - части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и сборов;
 
  - платы за негативное воздействие на окружающую среду;
 
  - платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню;
 
  - сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта.
 
В бюджеты субъектов РФ 
городов федерального значения Москвы 
и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 
80 % платы за негативное воздействие на 
окружающую среду.
Законодательные органы субъектов 
РФ вводят региональные налоги и сборы, 
устанавливают размеры ставок по 
ним и предоставляют налоговые 
льготы в пределах прав, предоставленных 
налоговым законодательством РФ. 
Доходы местных 
бюджетов
В бюджеты поселений зачисляются 
налоговые доходы от следующих налогов:
  - от местных налогов:
 
а) земельного налога; 
б) налога на имущество физических лиц;
  - от федеральных налогов и сборов:
 
а) налога на доходы физических 
лиц; 
б) единого сельскохозяйственного налога;
  - от федеральных и региональных налогов и сборов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом;
 
  - в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии с Бюджетным кодексом.
 
В бюджеты муниципальных 
районов подлежат зачислению налоговые 
доходы от:
  - местных налогов:
 
а) земельного налога, взимаемого 
на межселенных территориях; 
б) налога на имущество физических лиц, 
взимаемого на межселенных территориях;
  - федеральных налогов и сборов:
 
а) налога на доходы физических 
лиц; 
б) единого налога на вмененный доход для 
отдельных видов деятельности; 
в) единого сельскохозяйственного налога; 
г) государственной пошлины.
Неналоговые доходы местных 
бюджетов формируются за счет части 
прибыли муниципальных унитарных 
предприятий, остающейся после уплаты 
налогов и иных обязательных платежей, 
в размерах, устанавливаемых правовыми 
актами органов местного самоуправления.
В бюджеты муниципальных 
районов и бюджеты городских 
округов подлежит зачислению плата 
за негативное воздействие на окружающую 
среду.
В бюджеты городских округов 
и муниципальных районов подлежат 
зачислению сборы за выдачу лицензий 
на розничную продажу алкогольной 
продукции, выдаваемых органами местного 
самоуправления.
В бюджеты поселений, городских 
округов до разграничения государственной 
собственности на землю поступают 
доходы от продажи и передачи в 
аренду находящихся в государственной 
собственности земельных участков, 
расположенных в границах поселений, 
городских округов и предназначенных 
для целей жилищного строительства. 
Классификация источников 
финансирования дефицитов бюджетов
Код классификации источников 
финансирования дефицитов бюджетов состоит 
из:
  - кода главного администратора таких источников;
 
  - кода группы, подгруппы, статьи и вида источника;
 
  - кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к этим источникам.
 
Перечень главных администраторов 
утверждается законом (решением) о соответствующем 
бюджете. Едиными для бюджетов бюджетной 
системы РФ группами и подгруппами 
таких источников являются:
1. источники внутреннего 
финансирования дефицитов бюджетов:
  - государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;
 
  - кредиты кредитных организаций в валюте РФ;
 
  - бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;
 
  - кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;
 
  - изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
 
  - иные источники внутреннего финансирования дефицитов;
 
2. источники внешнего 
финансирования дефицитов бюджетов:
  - государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
 
  - кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
 
  - кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
 
  - иные источники внешнего финансирования дефицитов.
 
Перечень статей и видов 
источников финансирования дефицитов 
утверждается законом (решением) о соответствующем 
бюджете при утверждении источников 
финансирования дефицита бюджета. 
Финансирование 
дефицита местного бюджета
Для финансирования дефицита 
местного бюджета можно использовать 
только внутренние источники: 
  - разницу между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в рублях, и средствами, направленными на их погашение;
 
  - разницу между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами банков в рублях;
 
  - разницу между полученными и погашенными муниципальным образованием в рублях бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами;
 
  - разницу между полученными в инвалюте от РФ и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов;
 
  - изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего года;
 
  - иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета:
 
а) поступления от продажи 
акций и иных форм участия в 
капитале, находящихся в собственности 
муниципального образования; 
б) курсовая разница по средствам местного 
бюджета; 
в) объем средств, направляемых на исполнение 
гарантий муниципального образования 
в рублях, если исполнение гарантом гарантий 
ведет к возникновению права регрессного 
требования гаранта к принципалу; 
г) объем средств, направляемых на исполнение 
гарантий муниципального образования 
в инвалюте, предоставленных РФ в рамках 
использования целевых иностранных кредитов, 
если исполнение гарантом муниципальных 
гарантий ведет к возникновению права 
регрессного требования гаранта к принципалу; 
д) объем средств, направляемых на погашение 
иных долговых обязательств муниципального 
образования в рублях; 
е) разница между средствами, полученными 
от возврата предоставленных из местного 
бюджета юридическим лицам кредитов, и 
суммой предоставленных из местного бюджета 
юридическим лицам кредитов в рублях; 
ж) разница между средствами, полученными 
от возврата предоставленных из местного 
бюджета другим бюджетам кредитов, и суммой 
предоставленных из местного бюджета 
другим бюджетам кредитов в рублях.