Бюджетно – налоговая (фискальная) политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:59, лекция

Описание

Фискальная политика, ее цели и инструменты
Фискальная политика – меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.
Целями фискальной политики являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);фискальной политики на совокупное предложение;

Работа состоит из  1 файл

КСР 1..docx

— 37.87 Кб (Скачать документ)

Недостаток: Фазы подъема и рецессии различаются по продолжительности и глубине. И поэтому сумма излишка и дефицита не совпадает.

3) Идея сбалансированности  не бюджета, а экономики

Была выдвинута Кейнсом. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности должно увеличить свои расходы и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса и наоборот. А состояние государственного бюджета при этом значения не имеет.

10.Способы финансирования  дефицита государственного бюджета

3 способа  финансирования дефицита государственного бюджета:

1) за счет эмиссии  денег;

Эмиссия – увеличение денежной массы; выпуск в обращение дополнительных денег.

Достоинства данного способа:

1) растет совокупный спрос, а следовательно и объем производства;

2) быстрота. Это мера, которую можно  осуществить быстро.

Недостатки:

1) Главный недостаток – инфляционный  способ финансирования дефицита;

2) Этот метод оказывает воздействие  на экономику в период подъема.

2) за счет займа у  населения;

Финансирование за счет внутреннего  долга заключается в том, что  государство выпускает ценные бумаги (облигации, векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и получает средства, которые используются для  финансирования дефицита государственного бюджета.

Достоинства:

1) не инфляционный способ, т.к.  денежная масса не изменяется.

2) быстрота.

Недостатки:

1) По долгам надо платить.

Выплата процентов по государственным  облигациям называется «обслуживанием государственного долга» и является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации  для финансирования дефицита госбюджета, выплата процентов по которым  провоцирует еще больший дефицит.

2) Парадоксально, но в долгосрочном  периоде не является неинфляционным.

Дело в том, что государство, финансируя дефицит за счет внутреннего  займа, строит финансовую пирамиду, т.е. расплачивается с прошлыми долгами  займом в настоящем, который нужно  будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и процент  по долгу.

3) «Эффект вытеснения» частных  инвестиций – увеличение количества  государственных облигаций приводит  к тому, что часть сбережений  домохозяйств расходуется на  их покупку. Это сокращает инвестиционные  расходы фирм. В результате объем  производства сокращается.

4) Долговой способ финансирования  дефицита государственного бюджета  может привести к дефициту платежного баланса.

3) за счет займа у  других стран или международных  финансовых организаций (внешний  долг).

МВФ, Мировой банк, Лондонский клуб.

Достоинства подобного метода:

1) Возможность получения крупных  сумм;

2) Неинфляционный характер

Недостатки:

1) Необходимость возвращения и  обслуживания долга. Под обслуживание  понимается выплата процентов  по долгу.

2) Невозможность построения финансовой  пирамиды для выплаты внешнего  долга.

3) Необходимость отвлечения средств  из экономики страны для выплаты  внешнего долга. Это ведет к  сокращению внутреннего производства  и к спаду в экономике.

4) при дефицит платежного баланса истощение золотовалютных резервов.

11.Государственный долг: его виды и последствия

Государственный долг – это сумма  накопленных бюджетных дефицитов, скорректированные на величину бюджетных  излишков если таковые имеются.

Различают два вида государственного долга:

1)      внутренний;

2)      внешний.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его  бремя для экономики. Для этого  используется показатель отношений  величины государственного долга к  величине ВВП или  НД, т.е:

d = D/Y

Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП, то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Проблемы и последствия  государственного долга:

1)      Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга.

2)      Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

3)      Усиливается неравенство в доходах;

4)      Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны.

5)      Необходимость выплаты процентов по долгу может привести к повышению налогов, а это приведет к подрыву действия экономических стимулов.

6)      Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде.

7)      Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня из благосостояния.

8)      Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж.

9)      Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

 


Информация о работе Бюджетно – налоговая (фискальная) политика