Бюджетное финансирования здравоохранения на примере МУЗ «Родильный дом городской клинической больницы» города Благовещенска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и направления более эффективного использования на примере МУЗ «Родильный дом городской клинической больницы» города Благовещенска и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:
1. раскрытие теоретических основ финансирования учреждений здравоохранения;
2. изучение источников финансирования деятельности медицинских учреждений;
3. определение роли бюджетов в финансировании здравоохранения;
4. анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Родильный дом городской клинической больницы» города Благовещенска
5. выявление проблем и путей совершенствования финансирования здравоохранения.

Работа состоит из  1 файл

1 глава.docx

— 90.45 Кб (Скачать документ)

    Преимуществом  страховой формы финансирования  является то, что страховые платежи  имеют целевой характер, что обеспечивает  гарантированное направление собранных  средств на финансирование здравоохранения.  К тому же она более защищена  от остаточного принципа финансирования. Отрицательное свойство данного источника обусловлено объемом средств, который обеспечивается страховыми взносами. Они гораздо более скуднее, чем те, которые могут обеспечиваться за счет средств бюджетов.

 Внебюджетные средства  как источник финансирования  напрямую связаны с экономическими  традициями и уровнем развития  государства.

  Еще одним способом  финансирования здравоохранения  является сочетание   всех вышеперечисленных источников, то есть смешанное финансирование.

   Для обеспечения  прав гражданина на охрану  здоровья и получения бесплатной, качественной медицинской помощи  в России была введена система  обязательного медицинского страхования,  которая определила формирование  бюджетно-страховой модели финансирования  здравоохранения и должна была  стать экономической основой  проведения реальных реформ системы  здравоохранения.

  Бюджетно - страховая модель здравоохранения предусматривает сохранение государственного финансирования медицинских учреждений, которое дополняется внебюджетными источниками в виде  страховых взносов работодателей и страховых платежей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

  При введении Бюджетно - страховой модели финансирования здравоохранения предполагалось решить два основных вопроса. Во - первых, формирование дополнительного, постоянного, сопоставимого с бюджетным источника финансирования медицинской отрасли, во - вторых, внедрение экономических законов в функционирование систем государственного здравоохранения, основанного на использовании принципов страхования: анализ, контроль и прогнозирование вероятности реализации страховых рисков, частоты возникновения страховых случаев и объема наносимого ущерба; проведение расчетов для разработки экономически обоснованной программы ОМС и другое.

  Основные  задачи, которые  решались при переходе к ОМС  в России были:

  1. привлечение в систему здравоохранения дополнительных средств на основе взносов организаций на ОМС;
  2. повышение эффективности использования расходов здравоохранения за счет перехода к системе договорных отношений между заказчиком и лечебно-профилактическими учреждениями, а также внедрения методов оплаты медицинской помощи по результатам деятельности;
  3. повышение качества медицинской помощи и обеспечение защиты прав потребителя за счет включения в систему независимого посредника в лице страховых медицинских организации (ОМС);
  4. другие социально и финансово значимые задачи.

 

   Обязательное  медицинское  страхование имеет  принципиальные  отличия от других видов   страхования. Во-первых, средства  фондов ОМС предназначены для  оплаты медицинских услуг, а  не для производства выплат  в денежной форме. Во-вторых, организационные  функции при оплате услуг выполняют  коммерческие организации – страховые  медицинские компании, являющиеся  страховщиками населения. В-третьих,  при страховании задействованы  средства бюджетов субъектов  РФ, поскольку органы исполнительной  власти выступают страховщиками  неработающего населения.

   В связи с внедрением системы ОМС особенно активно стала происходить передача функций финансирования на региональный уровень.

Объектом  обязательного  страхования  в  связи с этим выступают расходы  по лечению  застрахованного, связанные  с:

  1. посещением врачей-специалистов и принятием необходимых процедур и другого лечения в амбулаторных условиях;
  2. приобретением медикаментов;
  3. пребыванием в стационарном медицинском учреждении;
  4. получением стоматологической помощи.

  В настоящее время  система медицинского страхования  включает в себя два уровня:

– обязательное медицинское  страхование, являющееся составной  частью государственного социального  страхования, обеспечивающее всем гражданам  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств  ОМС в объеме и на условиях, соответствующих  программам ОМС;

  – добровольное медицинское страхование, которое осуществляется  на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг или иных сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

      Проведение  медицинского страхования в обязательном  порядке создает условия для   организации страховой медицины. В процессе реализации программы  по обязательному медицинскому  страхованию все граждане России  по месту жительства и работы  получают страховой полис, по  которому население получает  бесплатно гарантированный объем медицинских услуг.

      В соответствии  с законом Российской Федерации  «О медицинском страховании граждан  в РФ» субъектами ОМС являются  гражданин, страхователь, страховая  медицинская организация, медицинское  Учреждение.

 

     

  Роль  фондов ОМС  в финансировании деятельности  медицинских учреждений весьма  существенна. Высокий уровень  страховых взносов позволяет  поддерживать работу лечебно-профилактических  учреждений, входящих в систему  обязательного медицинского страхования,  и финансировать медицинскую  помощь более чем 80% населения  страны. Однако уровень и качество  медицинской помощи в лечебных  учреждениях, работающих в системе   медицинского страхования, оставляет желать лучшего.

      Концепция  развития здравоохранения Российской  Федерации на период до 2020г., разработанная  Министерством здравоохранения  и социального развития РФ  направлена на решение основных  проблем здравоохранения, включая   систему обязательного медицинского  страхования.

      Средства  добровольного медицинского страхования  тоже играют существенную роль  в финансировании здравоохранения.  В среднем по регионам они  составляют около 10% от суммы  всех поступлений, формирующих доходы медицинских учреждений.

            Таким образом, сегодня в России  сложилась  бюджетно-страховая  модель финансирования здравоохранения.  Она   предусматривает сохранение  государственного финансирования  медицинских учреждений, которое  дополняется внебюджетными источниками  в виде  страховых взносов работодателей  и страховых платежей органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации на обязательное  медицинское страхование неработающего  населения. Система медицинского  страхования включает в себя: ОМС и ДМС. 

 

 

1.3  Финансирование расходов  бюджета на здравоохранение

      Одной из  групп расходов бюджета являются  расходы на социально-культурные  мероприятия, среди которых выделяются  расходы  на здравоохранение,  образование, культуру и искусство,  социальную защиту и социальное  обеспечение граждан. Государство  вынуждено взять на себя развитие  целого ряда отраслей, развитие  которых на базе только частной  собственности либо не выгодно,  либо невозможно. Здравоохранение как раз входит в эту группу.

      В рыночной  экономике основным источником  инвестиций в здравоохранение  являются бюджетные средства. Причем  с децентрализацией власти и  изменений в налоговом законодательстве  произошли сдвиги в соотношении  источников финансирования социальной  инфраструктуры между бюджетами  разных уровней. Так, в финансировании инвестиций в социальную сферу экономики уменьшились поступления из федерального бюджета при одновременном увеличение расходов на эти цели в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципалитетах.

      Государственный  бюджет является основным источником  финансирования федеральных учреждений, федеральных целевых программ  и централизованных мероприятий  Министерства здравоохранения России. За счет средств федерального  бюджета финансируются крупнейшие  медицинские центры, клиники, больницы  федерального значения, научные  учреждения, ведомственные медицинские  учреждения.

      Из  региональных  бюджетов финансируются  республиканские,  краевые, областные  медицинские  учреждения, противоэпидемиологические   мероприятия и другие.

 

      Главным  наиболее весомым источником  бюджетного финансирования здравоохранения  являются местные бюджеты. По  каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений – больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

      В соответствии  с постановлением Правительства   РФ «Об утверждении Программы   государственных гарантий обеспечения   граждан РФ бесплатной медицинской   помощью» от 26.11.2004 г. № 690 гражданам  России на территории Российской  Федерации медицинская помощь  предоставляется за счет средств: 

  1. федерального бюджета;
  2. бюджетов субъектов Российской Федерации;
  3. бюджетов муниципальных образований.

За  счет средств федерального бюджета  предоставляется:

  1. специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях;
  2. дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, предоставляемая в соответствии с главой 2 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

  За  счет средств  бюджетов субъектов  Российской  Федерации предоставляется:

  1. специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;
  2. специализированная медицинская помощь, оказываемая в специализированных медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и другие.

      Расходы  бюджетов субъектов Российской  Федерации  включают в себя  обеспечение специализированных  медицинских организаций субъектов  Российской Федерации лекарственными  и иными средствами, изделиями  медицинского назначения, иммунобиологическими  препаратами и дезинфекционными  средствами, а также донорской  кровью и ее компонентами.

      За  счет  средств бюджетов муниципальных   образований предоставляется:

  1. скорая медицинская помощь;
  2. первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам в период беременности, во время и после родов.

      Расходы  бюджетов муниципальных образований   включают в себя обеспечение  организаций муниципальной системы  здравоохранения лекарственными  и иными средствами, изделиями  медицинского назначения, иммунобиологическими  препаратами и дезинфекционными  средствами, донорской кровью и  ее компонентами, а также обеспечение  граждан лекарственными средствами  и изделиями медицинского назначения.

Таким образом, финансовый механизм отрасли здравоохранения представляет собой систему управления, определяющую порядок формирования финансовых ресурсов здравоохранения, систему потоков  финансирования учреждений здравоохранения, способы финансирования и направления  расходования финансовых ресурсов. К  основным источникам государственного финансирования здравоохранения в Российской Федерации относятся бюджеты всех уровней (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты), а также государственные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС, ТФОМС).


Информация о работе Бюджетное финансирования здравоохранения на примере МУЗ «Родильный дом городской клинической больницы» города Благовещенска