Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:39, реферат
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Бюджетное планирование осуществляется органами государственной власти и управления.
Наиболее эффективным
видом планирования, отражающим основные
цели предприятия и имеющим
В планах отражаются основные
задачи предприятия, производственная
стратегия в целом и с
-структурным подразделениям
(реконструкция и расширение
- стратегия сбыта продукции (уровень эффективности старой системы сбыта и возможность внедрения новой с разработкой соответствующих мероприятий),
-финансовая стратегия
(объемы и направления
-кадровая политика (структура
и численность штата,
-расчет объема необходимых
материально-технических
Среднесрочные планы призваны определить основную политику предприятия на текущий период, осуществить разработку мероприятий, направленных на достижение поставленных целей в долгосрочной перспективе. Они отражают детализацию видов продукции, политику в области капиталовложений и источников финансирования.
Текущее планирование представляет
собой детальное
Источниками информации для текущих планов выступают календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые отражают поставленные руководством предприятия цели и задачи на ближайшее будущее. Календарные планы-графики составляются обычно на ближайший месяц на основе планируемых заказов по уже заключенным договорам или по вновь заключаемым.
Здесь отражается также обеспечение производства материально-техническими ресурсами, инвентаризация имеющегося оборудования, приобретение нового и ремонт старого, строительство и т. д. В планы по сбыту включаются расходы на экспорт, лицензирование и техническое обслуживание и услуги.
Оперативные планы или бюджеты составляются на короткий срок, в основном на месяц. Основой для их формирования является производственная программа, расходы по обеспечению производства, прогноз сбыта. Текущее планирование обладает наибольшей точностью расчетов в связи с тем, что составить план на ближайшее будущее гораздо проще, чем составить план долгосрочного характера.
Это связано с тем, что для планирования в долгосрочной перспективе необходимо знание не только возможностей собственного предприятия, для этого необходимо уметь анализировать развитие экономики страны. Ведь изменения в налоговом законодательстве, например, могут существенно изменить как структуру, так и результат плана.
Целями бюджетного планирования является:
1. Определение общего объема расходов бюджета и отдельных направлений использования средств в соответствии с экономической, функциональной и ведомственной классификацией расходов. Поиск путей наиболее эффективного использования бюджетных средств на основе максимально возможного обеспечения государственных бюджетных стандартов.
2. Определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста поступлений налогов и других доходов.
3. Определение бюджетного результата (бюджетного дефицита или профицита). При этом установление возможных источников финансирования бюджетного дефицита на основе оптимального сочетания внутренних и внешних кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – это определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства.
4. Установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений и расчет нормативов распределения регулирующих доходов и выделяемых в нижестоящие бюджеты направлений финансовой помощи.
5. Определение параметров обслуживания государственного долга и установления предельной величины общего государственного долга, и, в том числе, внешнего государственного долга.
6. Контроль за деятельность государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.
Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:
- организация работы по
мобилизации денежных
- осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.
Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.
Говоря о системе бюджетного планирования можно сказать, что она состоит из трех основных документов.
1) Прогноз отчета о прибылях и убытках. То есть, мы должны спланировать и спрогнозировать, как с точки зрения текущей деятельности будет выполнен план по получению доходов.
2) Прогноз о движении денежных средств. Предприниматель должен располагать информацией, каким образом, в какое время, в какой степени активности денежные средства, идущие в качестве оплаты за произведенные продукты и услуги на его расчетный счет или в кассу будут поступать от покупателей.
3) Прогноз балансового отчета. Что будет собой представлять наш бизнес в формате имущественного комплекса, из каких источников будет профинансирован этот имущественный комплекс в конце календарного года, или может быть через три года.
Традиционным методом бюджетного планирования является постатейное (нормативное) бюджетирование, когда в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства детально обосновывают статьи расходов.
Нормативный метод: планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений.
Серьезный минус нормативного метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом.
Индексный метод: основан на использовании разнообразных индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни населения, реальных доходов населения. Для повышения точности расчетов рекомендуется увеличить число учитываемых факторов, а также определять их значимость.
Балансовый метод: позволяет увязать финансовые ресурсы органов государственной власти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции распределения средств между бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы [9].
Результаты балансовых расчетов
служат основой при формировании
структурной, социальной, финансово-бюджетной
и кредитно-денежной политики, а
также политики занятости и
Бюджетирования: ориентированное на результат (БОР) - система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.
Программно-целевой: представляет собой системное планирование, выделение бюджетных средств на реализацию установленных законом или иным правовым актом целевых программ.
Метод экспертных оценок: строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами по своим отраслям знаний народного хозяйства, социальной сферы, налогообложения, финансов, бюджетов и т.д.
Метод экстраполяции: предполагает составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.
Моделирования: Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели.
Метод экономического анализа: является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макроуровне, так и на мезоуровне и микроуровнях. При проведении экономического анализа следует использовать системный подход.
Показатели эффективности