Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:13, реферат
С понятием бюджетного права как раздела финансово-правовой науки самым тесным образом связано понятие бюджетного права как учебной дисциплины. Бюджетное право как самостоятельная учебная дисциплина (учебный предмет) в последнее время все чаще встречается в учебных планах юридических и экономических факультетов, а также факультетов государственного управления высших учебных заведений.
Цель работы – рассмотреть систему бюджетного права.
------------------------------
<*> См.: Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 125.
Бюджетная политика является частью финансовой политики государства и в этом качестве выступает важнейшим средством осуществления социально-экономических задач, стоящих перед государством, реализации его экономической и социальной политики.
Бюджетная политика является ключевым звеном экономической политики государства. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Бюджетная политика объединяет как рассчитанную на перспективу бюджетную стратегию, так и бюджетную тактику, ориентированную на проведение мероприятий в конкретном финансовом (бюджетном) периоде.
Бюджетная политика включает в себя политику в области:
- доходов бюджета (фискальную политику);
- расходов бюджета;
- обеспечения сбалансированности бюджета;
- управления
государственным (
- межбюджетных отношений.
Центральное место в механизме формирования бюджетной политики в Российской Федерации занимает Президент. Именно он в своих ежегодных бюджетных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления, цели и задачи бюджетной политики на текущий год и на перспективу (тактические и стратегические ориентиры бюджетной политики).
Так, в бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2006 году" важнейшей задачей бюджетной политики в Российской Федерации определено обеспечение макроэкономической устойчивости, а также последовательного снижения уровня инфляции в 2006 - 2008 гг. В бюджетном послании Президента особо отмечается недопустимость превышения прогнозных темпов инфляции, учтенных при формировании федерального бюджета. Это, в свою очередь, требует как повышения качества государственных прогнозов социально-экономического развития, так и взвешенных решений по формированию расходной части бюджета.
Бюджетная политика имеет первостепенное значение для развития не только федеративных отношений, но и местного самоуправления, поскольку она нацелена на оптимизацию процесса аккумуляции, распределения и использования централизованных денежных фондов, представляющих собой материальное обеспечение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Проводимые в настоящее время в Российской Федерации крупномасштабные государственные реформы - реформирование федеративного государственного устройства и местного самоуправления, административная реформа - поставили на повестку дня вопрос и о реформировании бюджетного процесса.
Реформа в бюджетной сфере (бюджетная реформа) представляет собой ряд изменений в механизме бюджетного регулирования и организации бюджетного процесса, позволяющих бюджетной системе адаптироваться к изменениям социально-экономической и финансовой политики (в том числе бюджетной политики), к преобразованиям в государственном механизме. Преобразования в бюджетной сфере, составляющие содержание бюджетной реформы, должны иметь нормативно-правовую базу. План и основные направления бюджетной реформы обычно оформляются соответствующим нормативным правовым актом. Так, в целях повышения результативности бюджетных расходов Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 была утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг.
Бюджетная реформа, как правило, влечет за собой изменения в действующем бюджетном законодательстве.
Бюджетное право и бюджетная дисциплина. С понятием бюджетного права тесно связано и понятие бюджетной дисциплины - разновидности финансовой дисциплины.
Бюджетная дисциплина представляет собой обязательный для всех участников бюджетных правоотношений порядок осуществления возложенных на них полномочий и обязанностей на всех этапах бюджетного процесса и применительно ко всем уровням бюджетной системы Российской Федерации - на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением последних.
Поскольку от нормального и бесперебойного функционирования бюджетной системы напрямую зависит результативность работы всех государственных и муниципальных институтов, бюджетная дисциплина становится необходимым условием финансовой стабильности государства и муниципальных образований.
Четкость и ясность бюджетного права позволяют участникам бюджетных правоотношений лучше уяснить свои права и обязанности и тем самым содействуют повышению дисциплины в бюджетной сфере.
Состояние бюджетной дисциплины зависит и от эффективности бюджетного контроля, организационно-правовые основы которого закладываются в действующем бюджетном законодательстве.
Несоблюдение бюджетной дисциплины означает совершение правонарушения. К нарушителям бюджетной дисциплины применяются санкции, предусмотренные законодательством.
Заключение
Бюджетное право входит в систему финансового права, являясь его подотраслью (разделом). В свою очередь, бюджетное право само представляет собой систему последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета, метода бюджетно-правового регулирования.
Система бюджетного права может быть определена как совокупность бюджетно-правовых норм, сгруппированных и расположенных в определенной последовательности в зависимости от их содержания, характера регулируемых ими отношений и значения самих правовых норм.
Таким образом, первичным элементом системы бюджетного права является норма бюджетного права (бюджетно-правовая норма), под которой понимаются установленные государством и охраняемые им общеобязательные правила должного или допустимого поведения участников бюджетных правоотношений.
Список литературы
1.Бежаев О.Г.
Межбюджетные отношения.
2.Иванов А.И. Формирование
органов местного
3.Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М., 2006.
4.Крохина Ю.А. Бюджетный
кодекс и российский
5.Маркелов В.В. К вопросу
о финансовой помощи субъектам
РФ и проблемах выравнивания
бюджетной обеспеченности
6.Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006.