Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:50, реферат
Основы организации бюджетного процесса в России. Задачи бюджетного процесса. Принципы организации бюджетного процесса. Бюджетное устройство РФ.
Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации
Основы организации бюджетного процесса в России
Бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.
Продолжительность бюджетного процесса: более года 1 и 2 стадии, год (с 1 января по 31 декабря) - исполнение, около полугода - составление отчета об исполнении и его утверждение.
Задачи бюджетного процесса:
максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях экономического развития страны; определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объёма в соответствии с прогнозами и целевыми программами; согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников; осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйствования, экономическими регионами;
повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных и социально-экономических программ.
Принципы организации бюджетного процесса:
единство - единая правовая база, единая бюджетная классификация, единство форм бюджетной документации;
самостоятельность - обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования;
балансовый метод - установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и стоимостными показателями.
Бюджетный процесс охватывает 4 стадии бюджетной деятельности:
1 стадия. Составление проекта бюджета
осуществляется
Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Минфином и его финансовыми органами а также налоговыми и таможенными органами, Министерством Экономики РФ, Государственным Комитетом по статистике. При составлении бюджетов используются разные методы:
метод экономического анализа - определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения;
нормативный метод - в его основе лежит норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расхода;
экстраполяционный метод - определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год.
Сопоставленный и
предварительные итоги социально-экономического развития страны за истекший период;
прогноз социально - экономического развития страны на будущий год;
прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год;
прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;
основные направления
основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов федерации на предстоящий год;
федеральная адресная инвестиционная программа и др.
2 стадия. Рассмотрение и утверждение
бюджетов в законодательных
Проект федерального бюджета и указанные документы, полученные Советом Государственной Думы, в течение 3 дней направляются в его комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. На основании заключения Комитет решает вопрос о принятии проекта Федерального закона «О Федеральном бюджете» к рассмотрению в Государственной думе. Все материалы передаются Президенту, Совету Федерации, комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также в счетную палату на заключение. Государственная дума рассматривает бюджет в четырех чтениях.
При рассмотрении Федерального бюджета
в первом чтении, в течение 40 дней
со дня предоставления, Государственная
дума обсуждает концепцию и прогноз
социально-экономического развития РФ,
основные направления бюджетной
и налоговой политики, основные принципы
взаимоотношений федерального бюджета
с бюджетами субъектов
При рассмотрении проекта во втором чтении (20 дней от даты утверждения в первом чтении) Государственная дума утверждает расходы государственного бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объёма расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении.
При рассмотрении в третьем чтении (30 дней) обсуждаются расходы по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам в пределах расходов, утвержденных по разделам во втором чтении, а также, перечень защищенных статей Федерального бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому виду расходов.
В четвертом чтении в течение 10 дней рассматриваются поправки к законопроекту, а также поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита. На пленарном заседании законопроект ставится на голосование в целом.
Принятый закон «О федеральном бюджете» на предстоящий год в соответствии со статьей Конституции в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, а затем Президенту.
В случае, если Федеральный закон не вступил в силу до 1 января планируемого года, Правительство имеет право расходовать бюджетные средства по соответствующим разделам расходов бюджета ежемесячно в размере одной двенадцатой от сумм фактически произведенных текущих расходов на предшествующий год.
3 стадия. Исполнение бюджета начинается
после утверждения
Исполнением доходной части бюджета занимается государственная налоговая служба, а также государственный таможенный комитет, которые осуществляют сбор налогов и других платежей в бюджет и предоставляют необходимую информацию в казначейство.
4 стадия. Составление отчета об
исполнении бюджета и
Для осуществления контроля за исполнением бюджета Совет Федераций и Государственная Дума образуют Счетную палату.
Бюджетное устройство РФ
Бюджетное устройство - организационные принципы построения бюджетной системы, её структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Принципы бюджетного устройства:
единство - единая правовая база, использование единой бюджетной классификации и единой бюджетной документации, социально - экономической и налоговой политикой;
полнота - доходы и расходы отражаются в полном объёме;
реальность - правдивость бюджетных показателей и отражение в доходах источников, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах - направления финансирования, затраты по которым будут способствовать достижению прогнозных показателей экономики;
гласность - публикация бюджетов и отчетов об их исполнении;
самостоятельность - наличие собственных источников доходов и право определять направления их использования;
адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с установлением направления их на финансирование конкретных целей.
Бюджетная система - совокупность всех
бюджетов, действующих на территории
страны. В унитарных государствах
бюджетная система состоит из
двух звеньев: государственный бюджет
и местные бюджеты. Унитарным
бюджетным системам соответствует
высокий уровень централизации
бюджетных средств, отсутствие или
незначительный объём бюджетных
прав нижестоящих органов власти.
В федеративных государствах - три
бюджетных уровня. Им присуща высокая
степень самостоятельности
Государственная бюджетная система РФ состоит из уровней:
Федеральный бюджет;
бюджеты субъектов Федерации: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных, 2 городских (Москва и С-Петербург), 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области; местные бюджеты: около 29 тысяч бюджетов муниципалитетов (городских, районных, сельских).
Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, составляют основу бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм - система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления федерального, регионального и местного уровней на всех стадиях бюджетного процессах.
Традиционно распределение доходов
между звеньями бюджетной системы
осуществлялось посредством закрепления
собственных доходов и
Закрепленные доходы- доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты (например, налог на имущество физических лиц полностью зачисляется в местный бюджет).
Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета. Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов. Важное место в системе регулирующих доходов занимают методы бюджетного регулирования, к которым относят:
а) дотации - средства, передаваемые из
вышестоящего бюджета в твердой
сумме для сбалансирования
б) субвенции - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на финансирование строго целевого мероприятия (например, в г. Ленинск в Казахстане на содержание космодрома Байконур);
в) кредитные ресурсы - средства, передаваемые на кредитной основе;
г) трансферт - выделение на нормативной основе средств ФФПР или местного самоуправления;
д) взаимные расчеты - метод бюджетного регулирования, в основе которого лежит зачет взаимных требований, возникающих у бюджетов в связи с поставками материальных ценностей или оказанием услуг предприятиям.
Расходы бюджетов всех уровней подразделяются
на расходы, включаемые в бюджет текущих
расходов и бюджет развития. В бюджет
развития входят ассигнования на финансирование
инвестиционной и инновационной
деятельности и другие затраты, связанные
с расширенным
Литература
1. Абрамова М.А., Александровна Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009.
2. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. - СПб.: Изд-во «Питер», 2006.
3. Большаков C. В. Финансовая политика
и финансовое регулирование
4. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 -- 277.
5. Буретин Л.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2000.
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации