Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:50, реферат

Описание

Основы организации бюджетного процесса в России. Задачи бюджетного процесса. Принципы организации бюджетного процесса. Бюджетное устройство РФ.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации.docx

— 21.60 Кб (Скачать документ)

Бюджетное устройство и бюджетный процесс  в Российской Федерации

 

 

Основы организации бюджетного процесса в России

Бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность органов  власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Продолжительность бюджетного процесса: более года 1 и 2 стадии, год (с 1 января по 31 декабря) - исполнение, около полугода - составление отчета об исполнении и его утверждение.

Задачи бюджетного процесса:

максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях  экономического развития страны; определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объёма в соответствии с прогнозами и целевыми программами; согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников; осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйствования, экономическими регионами;

повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных и социально-экономических программ.

Принципы организации бюджетного процесса:

единство - единая правовая база, единая бюджетная классификация, единство форм бюджетной документации;

самостоятельность - обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования;

балансовый метод - установление правильного  соотношения между доходами и  расходами всех бюджетов, а также  между натуральными и стоимостными показателями.

Бюджетный процесс охватывает 4 стадии бюджетной деятельности:

1 стадия. Составление проекта бюджета  осуществляется исполнительными  органами власти. Ему предшествует  разработка планов - прогнозов развития  территорий и целевых программ, на основе которых создается  сводный финансовый баланс государства  по территории РФ. В денежной  форме он выражает социально  - экономическое развитие страны.

Непосредственная работа по составлению  проектов бюджетов проводится Минфином и его финансовыми органами а также налоговыми и таможенными органами, Министерством Экономики РФ, Государственным Комитетом по статистике. При составлении бюджетов используются разные методы:

метод экономического анализа - определяет степень выполнения бюджета за прошлый  год и устанавливает степень  выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения;

нормативный метод - в его основе лежит норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расхода;

экстраполяционный метод - определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год.

Сопоставленный и согласованный  проект федерального бюджета Правительство  РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную думу. Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:

 

предварительные итоги социально-экономического развития страны за истекший период;

прогноз социально - экономического развития страны на будущий год;

прогноз Сводного финансового баланса  по территории РФ на предстоящий год;

прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;

основные направления бюджетной  и налоговой политики на предстоящий год;

основные принципы и расчеты  по взаимоотношениям федерального бюджета  с бюджетами субъектов федерации на предстоящий год;

федеральная адресная инвестиционная программа и др.

2 стадия. Рассмотрение и утверждение  бюджетов в законодательных органах  - Государственной Думе РФ, представительных  органов субъектов Федерации и местных самоуправлений.

Проект федерального бюджета и  указанные документы, полученные Советом  Государственной Думы, в течение 3 дней направляются в его комитет  по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. На основании заключения Комитет решает вопрос о принятии проекта Федерального закона «О Федеральном  бюджете» к рассмотрению в Государственной  думе. Все материалы передаются Президенту, Совету Федерации, комитетам Думы для  внесения замечаний и предложений, а также в счетную палату на заключение. Государственная дума рассматривает бюджет в четырех чтениях.

При рассмотрении Федерального бюджета  в первом чтении, в течение 40 дней со дня предоставления, Государственная  дума обсуждает концепцию и прогноз  социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной  и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета  с бюджетами субъектов Федерации. Кроме того, рассматриваются основные характеристики Федерального бюджета на предстоящий год.

При рассмотрении проекта во втором чтении (20 дней от даты утверждения  в первом чтении) Государственная  дума утверждает расходы государственного бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объёма расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении.

При рассмотрении в третьем чтении (30 дней) обсуждаются расходы по подразделам  функциональной классификации, всем уровням  ведомственной классификации, федеральным  целевым программам в пределах расходов, утвержденных по разделам во втором чтении, а также, перечень защищенных статей Федерального бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому виду расходов.

В четвертом чтении в течение 10 дней рассматриваются поправки к  законопроекту, а также поквартальное  распределение доходов, расходов и  дефицита. На пленарном заседании  законопроект ставится на голосование в целом.

Принятый закон «О федеральном  бюджете» на предстоящий год в  соответствии со статьей Конституции  в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, а затем Президенту.

В случае, если Федеральный закон не вступил в силу до 1 января планируемого года, Правительство имеет право расходовать бюджетные средства по соответствующим разделам расходов бюджета ежемесячно в размере одной двенадцатой от сумм фактически произведенных текущих расходов на предшествующий год.

3 стадия. Исполнение бюджета начинается  после утверждения законодательными  органами и подписи Президентом.  Эта стадия бюджетного процесса  включает выполнение доходной  и расходной частей. Организация  исполнения бюджета и внебюджетных  фондов возложена на Федеральное  казначейство, которое обеспечивает  принцип единства кассы в отношении  Федеральных средств. Суть его  в том, что с создание казначейской  системы все платежи из бюджета  (или иных централизованных государственных  финансовых ресурсов) должны осуществляться  с единого счета казначейства, тем самым быть полностью ему подконтрольным.

Исполнением доходной части бюджета  занимается государственная налоговая  служба, а также государственный  таможенный комитет, которые осуществляют сбор налогов и других платежей в  бюджет и предоставляют необходимую  информацию в казначейство.

4 стадия. Составление отчета об  исполнении бюджета и утверждение  его в законодательных органах  власти. Вся работа по составлению  отчетов возложена на Минфин  и его органы, МНС, таможенный  комитет. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о бюджете докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.

Для осуществления контроля за исполнением бюджета Совет Федераций и Государственная Дума образуют Счетную палату.

Бюджетное устройство РФ

Бюджетное устройство - организационные  принципы построения бюджетной системы, её структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Принципы бюджетного устройства:

единство - единая правовая база, использование  единой бюджетной классификации  и единой бюджетной документации, социально - экономической и налоговой политикой;

полнота - доходы и расходы отражаются в полном объёме;

реальность - правдивость бюджетных  показателей и отражение в  доходах источников, соответствующих  прогнозу развития экономики, а в  расходах - направления финансирования, затраты по которым будут способствовать достижению прогнозных показателей экономики;

гласность - публикация бюджетов и отчетов об их исполнении;

самостоятельность - наличие собственных  источников доходов и право определять направления их использования;

адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных получателей  с установлением направления  их на финансирование конкретных целей.

Бюджетная система - совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев: государственный бюджет и местные бюджеты. Унитарным  бюджетным системам соответствует  высокий уровень централизации  бюджетных средств, отсутствие или  незначительный объём бюджетных  прав нижестоящих органов власти. В федеративных государствах - три  бюджетных уровня. Им присуща высокая  степень самостоятельности территориальных  бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов.

Государственная бюджетная система РФ состоит из уровней:

Федеральный бюджет;

бюджеты субъектов Федерации: 21 республиканский  бюджет, 55 краевых и областных, 2 городских (Москва и С-Петербург), 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области; местные бюджеты: около 29 тысяч бюджетов муниципалитетов (городских, районных, сельских).

Принципы, на основе которых функционируют  федеративные бюджетные системы, составляют основу бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм - система налогово-бюджетных  взаимоотношений органов власти и управления федерального, регионального  и местного уровней на всех стадиях бюджетного процессах.

Традиционно распределение доходов  между звеньями бюджетной системы  осуществлялось посредством закрепления  собственных доходов и использования регулирующих доходов.

Закрепленные доходы- доходы, полностью  поступающие в соответствующие  бюджеты (например, налог на имущество  физических лиц полностью зачисляется в местный бюджет).

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной  системы нижестоящему бюджету сверх  закрепленных доходов для покрытия его расходов, зачисляются в соответствующие  бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при  утверждении вышестоящего бюджета. Основная часть налоговых доходов  субъектов Федерации и местных  бюджетов в настоящее время формируется  за счет регулирующих доходов. Важное место в системе регулирующих доходов занимают методы бюджетного регулирования, к которым относят:

а) дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой  сумме для сбалансирования нижестоящих  бюджетов при их дефиците на безвозмездной и безвозвратной основе;

б) субвенции - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на финансирование строго целевого мероприятия (например, в г. Ленинск в Казахстане на содержание космодрома Байконур);

в) кредитные ресурсы - средства, передаваемые на кредитной основе;

г) трансферт - выделение на нормативной  основе средств ФФПР или местного самоуправления;

д) взаимные расчеты - метод бюджетного регулирования, в основе которого лежит  зачет взаимных требований, возникающих  у бюджетов в связи с поставками материальных ценностей или оказанием услуг предприятиям.

Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих  расходов и бюджет развития. В бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной  деятельности и другие затраты, связанные  с расширенным воспроизводством.

 

 

Литература

 

1. Абрамова М.А., Александровна Л.С.  Финансы, денежное обращение и  кредит. М.: ИМПЭ, 2009.

 

2. Балабанов А.И., Балабанов И.Т.  Финансы. - СПб.: Изд-во «Питер», 2006.

 

3. Большаков C. В. Финансовая политика  и финансовое регулирование экономики  переходного периода // Финансы. 2008. № 11.

 

4. Булатова А. С. Экономика:  учебник. М.: Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 -- 277.

 

5. Буретин Л.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2000.


Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации